Котрольная работа по "Праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

1. Формы и методы осуществления функций государства.
2. Понятие и признаки права, его определение.
3. Виды толкования права. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

Файлы: 1 файл

билет 30.docx

— 28.51 Кб (Скачать)

Билет 30.

1.Формы и методы осуществления функций государства.

В теории государства и права  под формами осуществления функций  государства понимается:

1) Деятельность основных звеньев  механизма государства, специфические  виды государственной деятельности. Согласно этому критерию основными  формами осуществления функций  государства является:

- законодательная деятельность, заключается  в издании законодательными органами  законов, обязательных для исполнения  всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, органами  местного самоуправления.

- управленческая (исполнительная) деятельность, представляет собой оперативную,  повседневную реализацию органами  исполнительной власти функций  государства в сферах экономики,  культуры, социального обеспечения,  здравоохранения, транспорта и  т.д.

- судебная деятельность – реализация  функций государства путем осуществления  правосудия звеньями судебной  системы.

- надзорная деятельность – выполнение  функций государства посредством  действия всех разновидностей  государственного надзора и контроля за законностью.

2) Однородная по своим внешним  признакам деятельность государственных  органов, посредством которой  реализуются его функции:

- правовые формы - однородная  по своим внешним признакам  деятельность государственных органов,  связанная с изданием юридических  актов.

- организационные формы - однородная  по своим внешним признакам  деятельность государственных органов,  не влекущая за собой юридических  последствий, не связанная с  изданием юридических актов.

К правовым формам относятся:

1. Правотворческая деятельность  – форма осуществления функций  государства путем издания нормативных  актов, изменения или отмены  юридических норм.

2. Правоприменительная - деятельность  государственных органов по выполнению  законов, подзаконных нормативных  актов путем издания актов  применения права (например, решение  суда)

2.1 Оперативно-исполнительная - деятельность, связанная с повседневным разрешением  вопросов управления делами общества, представляющая собой властную, исполнительную, распорядительную  работу государственных органов  по осуществлению функций государства  путем издания актов применения  права, которые служат основанием  для возникновения, применения  или прекращения правоотношений.

2.2 Правоохранительная – форма  осуществления функций государства  посредством властной оперативной  работы государственных органов  по охране права от нарушений,  защите прав граждан и обеспечению  выполнения их юридических обязанностей.

К организационным формам относят:

1. Организационно-регламентирующая  деятельность – оперативная текущая  деятельность по решению каких-либо  конкретных политических задач  и технико-организационному обеспечению  функционирования различных звеньев  государственного механизма.

2. Организационно--хозяйственная - оперативно-техническая текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных функций государства (бухучет, статистика и т.д.)

3. Организационно-идеологическая - повседневная  оперативно-разъяснительная, воспитательная  работа по обеспечению выполнения  различных функций государства  (разъяснение изданных законов,  работа СМИ).

Приемы, с помощью которых государство  реализует свои функции, называются методами осуществления государственных  функций:

- убеждение;

- принуждение;

- поощрение;

- наказание.

Методы осуществления функций  государства — это способы  воздействия государства на субъектов общественной жизни в процессе осуществления его деятельности. Чаще всего говорят о двух основных методах: убеждения и принуждения. Метод убеждения в идеологии состоит в создании у населения, отдельных социальных групп уверенности в том, что деятельность государства имеет общезначимый характер, совпадает с интересами и целями субъектов общественной жизни. Метод принуждения состоит в воздействии на управляемых с помощью силового давления, например, в процессе применения мер юридической ответственности к лицам, совершившим правонарушения. Наряду с этими методами всё чаще выделяют метод стимулирования - это побуждение участников общественных отношений к поведению в определённом государством направлении путём материального и морального поощрения. К материальным (экономическим) методам стимулирования относятся: дотации, инвестиции, беспроцентные и иные льготные кредиты, налоговые льготы и т.п. К методам морального стимулирования относятся: государственные награды, почётные звания и т.п.

 

Понятие и признаки права, его определение

Право — это система обязательных правил поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения. Назначение права в обществе. Право - это необходимый признак любого государства, это явление мировой культуры (так же как, впрочем, религия и мораль) и в присущей ему нормативной форме закрепляет духовные ценности, накопленные человечеством (народовластие, разделение властей, права и свободы человека и др.). это мощное средство воспитания людей. Устанавливая запреты (например, запрет на совершение преступлений), меры поощрения за то или иное поведение или предписания действовать так, а не иначе (например, платить налоги), право как бы направляет человека по тому пути, по которому идет основная масса людей, формирует положительное поведение человека. это средство контроля со стороны общества за поведением людей: если человек оступился, совершил правонарушение, с помощью права (применения санкции) его можно исправить.

Понятие права - представляет собой систематизированный комплекс норм, обладающих определенными характеристиками: общеобязательность, формальность, воплощение государственной воли. Нормы издаются органами государственной власти, охраняются при помощи принудительных мер со стороны государства. 
Если сказать более просто: это система регулирования отношений в обществе, а целью является установление режима правопорядка и его соблюдение. Понятие права не ограничивается формальными характеристиками, это еще и юридические тексты, которые содержат в себе правовые нормы.

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Общеобязательность. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени. Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного  сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы  материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны  компетентными должностными лицами, опубликованы.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются  или санкционируются государством. Все государственные органы в  рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод. Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

 

3. Виды толкования права. Толкование  конституции РФ конституционным  судом.

Толкование (интерпретация) права — это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам. Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

Толкование норм права по субъектам:

1) Официальное толкование –  дается органами, уполномоченными  на то государством, закрепляется  в специальном акте и имеет  общеобязательное значение;

2) Неофициальное толкование –  осуществляется субъектами, деятельность  которых в этой области не  является официальной.

Виды официального толкования:

аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.

делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который  их не устанавливал, но уполномочен  законом давать такого рода разъяснение.

нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые  нормы.

казуальное — толкование норм права  при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

К неофициальным толкованиям относятся все толкования, не наделенные законом обязательной юридической силой.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование — это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания.

Профессиональное толкование — это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности). К разновидностям такого профессионального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов, так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов (все так называемое аутентичное толкование).

Глава 9. Правовое отношение 503

Доктринальное толкование — это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках.

Юридическая доктрина имеет для  процесса толкования, разумеется, и  более фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное  учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права.

Практическое значение неофициальных  форм толкования (профессионального  и доктринального) определяется авторитетом  субъектов такого толкования, компетентностью  и высоким уровнем прогностической  достоверности соответствующих  толкований.

Информация о работе Котрольная работа по "Праву"