Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте теоретическую характеристику принципа разделения властей. Проанализируйте практическую реализацию этого принципа в функционировании Российского государства (указанный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ).
2. Дайте научно-теоретическую характеристику системы Российского права. Каково место публичного и частного права в этой системе?
3. Найдите в официальных источниках различные виды нормативных правовых актов РФ. Выпишите их названия, укажите время принятия, вступления в силу и официальный источник.
4.Найдите в нормативных актах и выпишите:
а) оперативную норму;
б) норму со сложной диспозицией;
в) императивную норму;
г) норму, при изложении которой использован ссылочный способ.
Обоснуйте свой выбор.

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 2Microsoft Word.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     В системе права можно выделить крупные блоки отраслей – материального и процессуального права, частного и публичного права.

     Отрасли материального права оказывают  непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится  к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.).

     Со  времени действия римского права  было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

     Далее институты классифицируются на отраслевые и  межотраслевые ( или смешанные), простые и сложные ( или комплексные), регулятивные, охранительные и  учредительные (закрепительные).

     Внутриотраслевой  институт состоит из норм одной отрасли  права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей.

     Отраслевые  институты – регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством.6

     Отраслевыми являются институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.д.

     Межотраслевые институты — наиболее распространенная разновидность комплексных правовых институтов. Они возникают на стыке смежных отраслей права,    т. е. отраслей, обладающих известной общностью круга регулируемых ими отношений. Так, применительно к гражданскому праву смежными в наиболее общем виде будут все отрасли, регламентирующие отношения, которые имеют имущественный характер (административное, финансовое, земельное, колхозное, трудовое право и т. д.).7

     Изменения произошли в составе и содержании норм как публично-правовых, так и частно-правовых отраслей. Причем изменение содержания частно-правового воздействия напрямую зависит от соответствующего изменения публично-правового режима регулирования. Это связано с тем, что публичное право включает в себя основные вопросы формирования правовой системы и обеспечения ее устойчивости в условиях происходящих перемен.

     Еще в Древнем Риме различалось право  частное (jus privatum) и право публичное (jus publicum). Такое разграничение связано  с именем древнеримского юриста и  государственного деятеля Домиция  Ульпиана (170-228), который обосновал его впервые. Он сформулировал тезис: «Публичное право есть то, которое относится к состоянию Римского государства, частное право есть то, что которое относится к пользе отдельных лиц, ибо существует польза публичная и польза частная».8

     В отраслях публичного права изменения связаны с тем, что основными принципами правового регулирования стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового регулирования в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексных публично-правовых и частно-правовых отраслях и институтах (например, в земельном, трудовом, банковском и др.).

     Что же касается частно-правовых отношений, то здесь следствием признания приоритета общечеловеческих ценностей над  государственными, явилась более  широкая диспозитивность поведения  субъектов, когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своих естественных прав, приобрели нормативность и государственное обеспечение, и защиту в частно-правовых отраслях (гражданском, семейном и др.). Это, в свою очередь, обусловило расширение сферы диспозитивно-правового воздействия, и установление нового правового режима в отраслях частного права.

     В целом, можно сказать, что структура  системы права в виде его деления  на отрасли, институты и нормы, осталась прежней, однако в результате изменения  системы общественных отношений, изменились и предметы правового регулирования, служащие основанием дифференциации на отрасли и институты. Следствием этого явилось появление новых отраслей, институтов и норм (к примеру, налогового, бюджетного, банковского, земельного права и др.). Иными словами, вновь возникшие отрасли, институты и нормы осуществляют правовое воздействие в рамках новой системы общественных отношений и соответствующих правовых принципов, находясь при этом в тесной генетической связи, которая и образует новую структуру системы права.9

     Таким образом, правовая система Российской Федерации ориентирована не на полную урегулированность всех отношений  в обществе, что становиться невозможным  вследствие его непрерывного развития, а предусматривает наиболее подходящую для демократического правового государства процедуру устранения недостатков в праве, путем совершенствования законодательного регулирования в целом и делегирования органам судебной власти легитимных полномочий по разрешению юридических противоречий в системе законодательства.

     Следовательно, в современной правовой системе  Российской Федерации заложены все  необходимые условия для ее совершенствования  и развития в соответствии с новой  доктриной. 
 

Задание 3.

     Найдите в официальных источниках различные  виды нормативных правовых актов РФ. Выпишите их названия, укажите время принятия, вступления в силу и официальный источник. 

     Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные  правовые акты Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

     В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного  прецедента нет (но роль юридической  практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

В РФ установлена  следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

     в зависимости от юридической силы:

* Законы

  • Конституция РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы

* Подзаконные  правовые акты:

  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)

* Локальные  нормативно-правовые акты

* Особую  группу составляют международные  договоры РФ.

     Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные  Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов в зависимости от содержания:

  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые и т.д.
  • комплексные 10

     Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определенными субъектами и содержит норму права. Нормативно-правовые акты — важнейшие источники права в Российской Федерации и играют исключительную роль в создании системы правовых норм, без участия которых не возникают другие источники права.

     Нормативно-правовой акт – это акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а так же предписания  об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.

     Если  в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении  определённого срока после опубликования.

     Нормативно-правовые акты обладают характерными признаками которые подчеркивают, что они с одной стороны, являются источниками юридических норм, а с другой — разновидностью правовых актов.11

Приведем  примеры к каждому ввиду нормативно-правового  акта РФ.

     Конституция РФ – верховенство в системе нормативных  актов Российского государства.

  • принята всенародным голосованием 12.12.1993
  • устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
  • содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
  • принимается, изменяется в результате соблюдений усложненной процедуры правотворчества.

      Текст Конституции РФ, состоит из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся  к различным отраслям права. Основное значение имеют нормы Конституции  РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида. (Статья 90, Статья 105, Статья 106)

     Федеральные законы – принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после передаются на рассмотрение для  одобрения в Совет Федерации.

     Федеральный закон - закон, принимаемый федеральным  парламентом по вопросам, отнесенным конституцией к исключительной компетенции  федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Общим принципом, закрепляемым конституциями всех федеративных государств, является верховенство такого закона по отношению к законам субъекта федерации.

     Термин  “федеральный закон”, впервые введенный  Конституцией РФ 1993 г., используется ею в двух значениях. В одних статьях  он означает все виды законов, принимаемых Федеральным Собранием (например, статья 4, часть 2), то есть обычные федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы о конституционных поправках (см. пересмотр конституции). В других случаях под федеральными законами понимается только обычный закон, то есть закон, который принимается по всем вопросам, не регулируемым по прямому предписанию Конституции федеральным конституционным законом или законом о конституционных поправках.

     Обычные федеральные законы принимаются в порядке, предусмотренном статьями 105-107, федеральные конституционные законы — статьей 108, законы о конституционных поправках — статьей 136, кроме поправок к статье 65. Этим определяется и иерархия федеральных законов: закон о конституционных поправках имеет ту же юридическую силу, что и сама Конституция, федеральный конституционный закон не может противоречить Конституции, но стоит выше федерального обычного закона, ибо согласно части 3 статьи 76, последний не может ему противоречить. По-разному решается Конституцией и вопрос о действии федеральных законов: она оговаривает, что федеральные конституционные законы и обычные федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей ее территории (статья 76, часть 1). В отношении федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, такой оговорки нет, поскольку они могут быть конкретизированы соответствующими законами субъектов федерации. Например, согласно статье 77, система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральными законами.

Особая  группа федеральные конституционные  законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, отличаются особым порядком их принятия – требуется  ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.12

     Примеры федеральных конституционных законов:

* Федеральный  конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (в ред. от 09.07.2002 N 2-ФКЗ,  от 30.06.2003 N 1-ФКЗ, от 10.11.2009 N 6-ФКЗ)

"О  Государственном гербе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)

     Текс  документа (отрывок):

     Настоящим Федеральным конституционным законом  устанавливаются Государственный  герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

     Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"