Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 01:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является попытка осветить состояние и тенденции развития современного российского федерализма. Также в работе будут указаны проблемы становления и совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма.
В соответствии с данной целью можно выделить ряд задач, которые необходимо решить в рамках курсовой работы:
- рассмотрение становления российского федерализма, а именно Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма и федеративную природу России;
- рассмотреть перспективы развития конституционно-правовой модели российского федерализма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА РФ 5
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА РФ 5
1.2 ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 7
1.3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНСТИТУТА ОБЯЗАННОСТЕЙ 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РФ 16
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 16
2.2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования Ленинградской
«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: конституционное (государственное) право Российской Федерации
Курсовая работа
на тему: «Перспективы развития российского федерализма»
Выполнил:
студент 2- го курса,303 группы
Юридического факультета
……………………
Проверила:
К.ю.н. Голубева Л.А.
Гатчина
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Становление российского федерализма
1.1 Этапы становления конституционно-правовой модели
современного российского федерализма………………………..……….5
1.2 Федеративная природа России…………………….……………...…..9
Глава 2. Конституционно-правовая модель российского
федерализма, перспективы ее развития
2.1 Основные подходы к определению конституционно-правовой
модели современного российского федерализма……………..……12
2.2 Российский федерализм: основные направления и
закономерности развития……………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...……
Введение
Грамотное разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти является одной из наиболее насущных практических задач современного этапа развития российской государственности, структура которой в силу целого ряда объективных факторов всегда характеризовалась значительным компетенционным дисбалансом. Так было и во времена Киевской Руси, и в период Империи, и при советской власти.
«В политической истории России явно прослеживались две линии развития – федеративная и унитарная. Идею устройства России на федеративных началах высказывали ученые и политики в разные периоды российской истории. Уже в XVI в. Ю. Крижанич проповедовал идею славянской федерации. Среди сторонников федерализма были С. Корф, А. Щапов, А. Сперанский, Н. Новосильцев и многие другие»1
Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе, что подчеркивает актуальность выбранной темы. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного и межгосударственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства, межгосударственных объединений и в целом мирового сообщества?
Успех федерализма кроется
в его способности служить
средством разрешения самых сложных
задач государственного строительства,
межгосударственного
Целью данной курсовой работы
является попытка осветить состояние
и тенденции развития современного
российского федерализма. Также
в работе будут указаны проблемы
становления и
В соответствии с данной целью можно выделить ряд задач, которые необходимо решить в рамках курсовой работы:
- рассмотрение становления
российского федерализма, а
- рассмотреть перспективы
развития конституционно-
Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, методы анализа, синтеза, методы группировки и прочие.
Глава 1. Становление российского федерализма
1.1 Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма
Современная конституционно-правовая модель российского федерализма принципиально отличается от государственного устройства СССР и РСФСР в составе Союза.
Конституционно-правовая формула современного российского федерализма является следствием реформ, проводимых в России в последние десятилетия, и сформировалась под влиянием развития, как отечественной государственности, так и государственности зарубежных стран. Она отразила особенности истории развития федеративных отношений в России, а также попытку соединить общемировые подходы к федерализму с российскими ценностями и традициями.
«Выделяют три этапа формирования конституционно-правовых основ современного российского федерализма. Первый этап – период распада СССР и принятия Россией Декларации о государственном суверенитете; второй – подписание Федеративного договора и внесение соответствующих изменений в Конституцию 1978 г.; третий – принятие Конституции Российской Федерации 1993 г»3
Суть конституционной реформы в России в сфере государственного строительства на первом этапе явилась следствием реформ, проводимых с 1980-х годов, в политической и экономической сферах. Официально объявленный курс на децентрализацию политической и экономической жизни потребовал новых подходов к разделению государственной власти между центром и составными частями.
Характерная особенность
реформирования государственного устройства
этого периода проявилась в том,
что политические, социальные и экономические
реформы стали проводиться
Другой особенностью развития
отношений между центром и
составными частями российского
государства этого времени
«Уже в период участия в разработке Союзного договора между республиками СССР, российские власти одновременно занимались разработкой Федеративного договора (далее – Договор)»5, который был подписан 31 марта 1992 г. С подписанием Договора начался новый этап в развитии государственности России. Центр предпринял попытку восстановить былую стабильность на основе договоренности с территориями. Главные черты новой модели государственного устройства России, определяемые Договором, выразились в отказе от централистского принципа «закрепления открытого перечня вопросов ведения Федерации», закреплении гарантий самостоятельности субъектов Федерации в вопросах, не относящихся к ведению Федерации, установлении предметов совместного ведения, закреплении партнерских начал при реализации власти по предметам совместного ведения.
«В юридической литературе достаточно распространена точка зрения о том, что подписание Договора ознаменовало переход России из унитарного государства в федеративное»6 Другая точка зрения заключается в том, что и до Договора Россия являлась федеративным государством, с его же принятием изменилась природа федерации, произошло преобразование федерации, основанной на принципах национальной автономии, в конституционно-договорную федерацию с различными по своей природе субъектами Федерации.
По мнению И.А. Конюховой, Договор лишь заложил тенденцию федерализации России. Один из основных аргументов, приводимых И.А. Конюховой, заключается в том, что не все составные части России, подписавшие Договор, получили статус субъектов Российской Федерации.
Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. ознаменовало начало завершающего этапа в развитии конституционно-правовых основ современного российского федерализма. Конституция РФ отразила то реальное соотношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и её субъектами на момент её принятия. Конституция РФ предложила, с одной стороны, меры по укреплению единства и целостности Российской Федерации, а с другой стороны – меры, обеспечивающие дальнейшую децентрализацию и выравнивание в правах всех субъектов РФ.
Конституционные новшества, направленные на децентрализацию и выравнивание статуса субъектов Федерации, выразились в провозглашении принципа равноправия субъектов Российской Федерации, расширении возможностей регионов в решении общегосударственных вопросов.
Несмотря на то, что по
новой Конституции Россия продекларирована
федеративным государством, фактически
об утверждении реального
Стоит отметить, что в «к числу принципов российского федерализма, закрепляемых конституционным правом относятся: государственная целостность, единство государственной власти и её системы, равноправие народов и равноправие субъектов РФ, право народов на самоопределение в рамках Федерации, разграничение предметов ведения между ней и её субъектами и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, равное гражданство и равный для всех субъектов стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина, верховенство федерального права»7
Российская формула
1.2 Федеративная природа России
Теория признания федерации
как договорного
Стала ли Россия договорной самоуправляемой по природе, и были ли соблюдены все необходимые условия для достижения согласия во внутрифедеративных отношениях – вопросы, которые российская юридическая наука не обходит.
В частности, по мнению И.А. Конюховой, один из важнейших аспектов связан с изучением вопроса о том, в какой мере современная конституционная модель российского федерализма основана на согласии – на договоре центра и составных частей России.
Во время обсуждения проекта нового Основного закона России на Конституционном совещании в качестве условия вступления его в юридическую силу первоначально обсуждалась идея одобрения Конституции большинством субъектов РФ в дальнейшем была избрана иная форма принятия – всероссийским референдумом. В таком случае факт одобрения Конституции России субъектами Федерации – изъявление воли граждан, проживающих на территории конкретных субъектов.
«Результаты голосования за новую Конституцию РФ обнаружили не совсем благополучную картину. В семи республиках (Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва) и десяти областях граждане России проголосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках (Татарстан и Чечня) референдум вообще не состоялся»8
Дальнейшее развитие событий,
выразившихся в правовом нигилизме
и других формах неприятия частью
субъектов РФ новой конституционной
модели российского федерализма, свидетельствует
о том, что в нашем государстве
недостаточно высока степень согласия
регионов с конституционным устройством
Федерации. Причем ни формально, ни фактически
до сих пор не достигнут тот
требуемый уровень согласия центра
и субъектов РФ, который бы обеспечил
стабильность и эффективность
Следовательно, сегодня можно
с большей долей условности говорить
об утверждении сущностных сторон Российской
Федерации как договорного
Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ