Конституционно-правовой статус президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Президент – как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов.

Файлы: 1 файл

кпр.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Федеральная служба является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. 
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральные службы и федеральные агентства издают в пределах своей компетенции лишь индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной им сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. 
На основе своих конституционных полномочий Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, а Правительство лишь координирует их деятельность. К таковым относятся: Министерство внутренних дел; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел; Министерство обороны; Министерство юстиции; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Федеральное агентство специального строительства; Главное управление специальных программ Президента (агентство); Управление делами Президента (агентство). 
Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности. 
Формирование Президентом Российской Федерации Правительства, назначение его персонального состава обязывают его оценивать эффективность деятельности федеральных исполнительных органов, назначенных им министров, ставить перед ними определенные задачи, связанные с его функцией определять основные направления внутренней и внешней политики в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Президент несет ответственность за то, чтобы государственные органы исполнительной власти, государственный аппарат были бы способны надлежащим образом выполнять задачи, вытекающие из требований дня

Так, например, в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году глава государства много внимания уделил оценкам работы государственного аппарата, ходу административной реформы. Было отмечено, что государственный аппарат малоэффективен, что российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны, и наоборот, она неплохо приспособилась извлекать, так называемую, административную ренту из своего положения15.

Начало административной реформы, сокращение избыточных и дублирующих функций государственного аппарата Президент инициировал четыре года назад и постоянно держит ее ход под своим контролем, предпринимает необходимые шаги к активизации в этом отношении деятельности Правительства. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах»16Президент Российской Федерации четко определил следующие приоритетные направления в этой области: ограничение вмешательства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, контроля и надзора, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Действующим федеральным законодательством регулируется совместная деятельность Правительства Российской Федерации и Президента России в сфере законотворчества - при подготовке как указов Президента, так и постановлений Правительства, затрагивающих пограничные сферы их деятельности17. Позитивным моментом последних лет является прекращение предварительного согласования в Администрации Президента Российской Федерации проектов правительственных актов, постановлений и распоряжений, подготовленных к подписанию. В прошлом такая практика превращалась в мелочную опеку со стороны Администрации Президента России. Теперь согласование проводится только по проектам, затрагивающим вопросы компетенции Правительства Российской Федерации18
Формы взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области законотворческой деятельности весьма разнообразны. Прежде всего, Правительство участвует в реализации ежегодных посланий Президента Парламенту - в той их части, где изложены как оценка положения дел в сфере формирования законодательной базы деятельности государства, так и задачи, стоящие перед субъектами законотворчества в будущем.

В процессе взаимодействия Президента и Правительства осуществляются рабочие встречи Президента Российской Федерации с Председателем Правительства, с федеральными министрами, на которых Президент получает необходимую ему информацию и обращает внимание на актуальные проблемы, как всей системы исполнительных органов государственной власти, так и отдельных отраслей управления. Президент принимает меры к тому, чтобы в деятельности государственных служащих соблюдались принципы, обеспечивающие их ответственность перед государством, обществом и гражданином.

Так, в «Общих принципах служебного поведения государственных служащих», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 88519, были определены такие требования, обращенные к каждому государственному служащему, как: добросовестность, высокий профессионализм, неукоснительное соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, недопустимость зависимости от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, соблюдение политической нейтральности и другие. 
Сказанное выше не означает, что Президент России вмешивается в компетенцию Правительства, в его оперативную работу. Деятельность Президента Российской Федерации осуществляется в рамках его ответственности за определение основных направлений политики государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Установленные Конституцией Российской Федерации правовые компетенционные формы взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на практике складываются следующим образом.

Правительство и Президент Российской Федерации, обладая значительными полномочиями, представляют собой двух самостоятельных носителей государственной власти, которые взаимодействуют при выполнении возложенных на них функций20.

Правительство Российской Федерации самостоятельно в осуществлении закрепленных за ним полномочий, но вместе с тем оно находится под непрерывным и действенным контролем Президента России. Независимость и самостоятельность Правительства допустима в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает интересам Президента и всего государства. При возникновении между ними разногласий о путях и способах достижения целей, решение остается за Президентом Российской Федерации, который может, как указывалось выше, отправить в отставку Правительство Российской Федерации (статья 115 Конституции России). 
В системе государственной власти Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации - это конституционные органы различного назначения и статуса. Правительство Российской Федерации, осуществляя исключительно исполнительную власть, выступает и с формально-правовых позиций, и, фактически, является федеральным органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации институирован как глава государства, но не исполнительной власти, хотя и наделен существенными полномочиями в этой области. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»21 нет прямых или косвенных указаний на то, что Президент Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти. Правительство Российской Федерации и Президент России взаимодействуют, но их полномочия как бы «разведены». В этом смысле Правительство Российской Федерации не часть президентской команды, не звено в механизме практической реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий. Правительство Российской Федерации не состоит при Президенте Российской Федерации, а несет политическую ответственность, прежде всего, перед государством и обществом. Полноценная политическая роль Правительства в управлении государственными делами четко закреплена в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Сводить его назначение только лишь к выполнению экономической функции было бы неоправданным и неправомерным ограничением его конституционного статуса. Другое дело, что роль Правительства не абсолютна. Президент не руководит, а взаимодействует с Правительством, хотя очевидно, что самостоятельность этих органов различна. Во многом это напоминает улицу с односторонним движением, поскольку поручения Президента Правительству обязательны для исполнения, а судьба последнего зависит от усмотрения Президента22
Итак, новая система федеральных органов исполнительной власти утверждена. С одной стороны, положения этого Указа значительно упростили ранее существовавшую систему исполнительной власти. Кроме того, была четко обозначена подведомственность органов друг другу, и функции так распределены между ними, чтобы, по возможности, избежать дублирования полномочий. Однако существуют некоторые недочеты и неясности. 
Таким образом, можно констатировать, что сложившаяся система и структура федеральных органов исполнительной власти не идеальна, что не раз отмечалось в научной литературе23. Действительно, при сравнительно одинаковых требованиях, предъявляемых к однотипным организационным формам, фактически созданы разные не только по уровню подчиненности, но и по объему полномочий органы.

Нельзя обойти вниманием и факт чрезмерного увлечения объединением разнопорядковых управляемых сфер и формированием «суперминистерств», то есть министерств, занимающихся управлением ряда отраслей или осуществлением ряда функции.

       Представляется, что новый Указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти будет впоследствии доработан. И эта необходимость доработки также является его минусом. Указ дал ответы на многие вопросы, но он также и поставил новые, главный из которых; кто реально осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации - Президент или Правительство?

       Подводя итог, можно сказать следующее: суждения о взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства, о месте Президента в системе государственной власти в целом имеют существенное значение для формирования качественно иной модели исполнительной власти, которая презюмирует отказ от ее понимания как исключительно силового инструмента, отход от жесткой централизации и создание «сильной» исполнительной власти с подчинением деятельности ее организационно - правовых форм интересам человека, общества, законности в сложный период развития российской государственности24. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основания прекращения полномочий президента. 

     Президент Российской Федерации вступает в  должность с момента

принесения  торжественной присяги и, как  правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения

исполнения  полномочий Президента в случаях:

     1) отставки (по инициативе самого Президента);

     2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);

     3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания). При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах Президента25. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на три месяца – до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе. Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.

     Процедура отрешения Президента от должности  проходит следующие этапы:

     1) Государственная Дума, числом голосов  не менее чем одной трети  депутатов, выдвигает обвинение  против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);

     2) Верховный Суд и Конституционный  Суд России дают заключение  по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение  о наличии в действиях Президента  признаков преступления. Конституционный  Суд дает заключение о соблюдении  или несоблюдении порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка – рассмотрение обвинения против Президента прекращается);

     3) принятие Советом Федерации решения  об отрешении Президента от  должности. Постановления об отрешении  Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение  

     Согласно  проанализированной работе по определению  конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации необходимо отметить следующее:

     Россия, как государство формировалась  на протяжении столетий. История государственности России говорит о том, что роль главы государства была всегда очень высокой. Именно от деятельности этого института власти зависели все прогрессивные преобразования в стране, и наоборот, когда по прямым распоряжениям правителей Россия втягивалась в смутные времена, когда в стране царили хаос и беззаконие.

Информация о работе Конституционно-правовой статус президента РФ