Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение коллизий как комплексных
противоречий между правовыми взглядами, между правовыми актами и нормами,
между действиями государственных и иных структур, между государствами.
Задачами настоящей курсовой работы является исследование механизма правового
опосредования интересов и притязаний, использования средств предотвращения
юридических коллизий на всех этапах их возникновения и развития.
Введение. 3
Глава 1. Общие положения о юридических коллизиях. 5
1.1. Понятие юридических коллизий. 5
1.2. Виды юридических коллизий. 12
Глава II. Коллизии в национальной правовой системе. 20
2.1. От противоречий - к юридической гармонизации. 20
2.2. Обеспечение верховенства Конституции. 28
Глава III. Способы преодоления юридических коллизий. 30
3.1. Способы разрешения юридических коллизий. 30
3.2. Управленческие процедуры разрешения споров. 33
Заключение. 36
Список использованных нормативных актов, материалов
судебной практики и специальной литературы. 39
ситуации, социальную напряженность. Подобные катаклизмы - признак невысокой
правовой культуры, процветающего на всех уровнях юридического нигилизма.
Поэтому их необходимо по возможности не допускать, профилактировать, а если
они все же возникают - своевременно снимать с помощью выработанных для этого
процедур.
Управленческие процедуры служат обеспечению четкого функционирования аппарата
управления и реализации прав, законных интересов и обязанностей граждан и
предприятий, организаций. Этой позитивной роли отвечают процедуры осуществления
видов управленческой деятельности (планирование, нормотворчество, контроль,
рассмотрение жалоб и др.), организация работы аппарата и служащих, принятие
решений, использование АСУ[22]. Но
коллизионные ситуации почти не выделены.
Государственное управление в широком смысле и функционировании органов
исполнительной власти как ее главной составляющей требуют четкой
регламентации функций, прав, обязанностей и ответственности всех звеньев
управления. Особое значение имеет строгая соподчиненность разных уровней
управления как в форме прямой административной подчиненности, так и
функциональной, координационной и контрольной «зависимости» и
соподчиненности. Правила, регламенты, процедуры служат, поэтому важнейшим
средством упорядочения и ритмизации управления. Пока этого не удается достичь
в полной мере.
Сказанное объясняет специфику рассмотрения разногласий и споров в сфере
государственного управления. Здесь нет, пожалуй, единой процедуры, и чаще
применяется немало различных управленческих процедур. Общими для них являются
следующие признаки: а) инстанционный порядок рассмотрения споров, когда
вышестоящий орган принимает решение по предмету спора, б) стороны «связаны»
административно-правовой соподчиненностью, в) юридическая коллизия
рассматривается как бы через призму административного контроля, г) жалобы и
обращения участников спора рассматриваются в краткие сроки, д) далеко не
всегда требуется их личное участие. Преимущественное значение имеют анализ
документов и
Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет
разногласия своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются
согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия
актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их
противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным
законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав
и свобод человека и гражданина.
В системах управления регулируется порядок рассмотрения спорных актов,
договоров и т.п. Федеральные министерства и ведомства сами устанавливают те
или иные процедуры.
Кроме иерархических процедур рассмотрения споров в последние годы возникли и
договорные процедуры
внутрифедеральных договоров и соглашений теперь часто
предусматриваются согласованные способы рассмотрения юридических коллизий в
процессе реализации договорных отношений. Стороны, а это преимущественно
органы исполнительной власти, здесь равны, что выражается прежде всего в их
согласованных действиях. И общение к другим процедурам доступно каждой из
сторон в равной мере.
Немало заключается соглашений между органами исполнительной власти разных
уровней. И здесь можно заметить то же самое: выполнение публично-договорных
обязательств зачастую остается без внимания. Стороны нередко теряют к ним
интерес, пассивны в выполнении собственных обязательств и безразличны к
действиям другой стороны. Между тем
систематическая
подход позволяют вовремя реагировать на срывы в выполнении договорных
обязательств. Разрешению разногласий и споров помогут как созданные сторонами
паритетные комиссии, так и энергичные действия правительств, министерств,
губернаторов[23].
Во внешнеэкономической сфере показательны юридические способы определения
ущерба отраслям национальной экономики действиями иностранных партнеров.
Современное правовое развитие в мире объективно обусловило формирование
коллизионного права. Десятилетия и столетия юридические противоречия
разрешались в рамках традиционных отраслей права. Их инструментарий был
нацелен на своеобразное «правовое ожидание» происходящих нарушений
законности. Накопление и развитие коллизий, их обострение и перерастание в
острые юридические конфликты не удавалось перевести в русло механизма их
легального преодоления. Ныне на рубеже XXI века речь идет об управляемом
процессе предотвращения и устранения юридических коллизий.
Увеличение объема правового регулирования
и нормативно-правового
появление и деятельность множества субъектов права также ведут к расширению
«поля» юридических коллизий. Потребность в нормах, действующих по
«отклонениям», в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в
специальном анализе т.н. спорных правоотношений становятся все более
насущными. Этим и объясняются мотивы выделения автором суперотрасли
коллизионного права.
Новой комплексной отрасли права еще предстоит пройти период формирования и
самоорганизации, структуризации. Но уже сейчас очевидны ее главные
перспективные подотрасли и институты, создающие комплексный правовой режим
предотвращения и устранения юридических коллизий. Традиционные отрасли права
получают мощную основу для регулирования коллизий. В коллизионном праве
органично сближаются и развиваются
нормы национального и
права. Их согласованное применение объяснимо появлением своего рода общего
предмета регулирования, фокусирующего наиболее значимые социальные интересы.
Надо учитывать и динамику общественных отношений в XXI веке. Дело не только
в том, что конец XX века оставляет большое конфликтное
наследство, с которым никак не удается расстаться. Можно предвидеть общие
коллизионные тенденции правового развития в национальном, региональном и
мировом масштабах, неизбежно порождающие коллизионные процессы и конфликтные
ситуации. Во внутригосударственной
сфере будут возникать
противоречия в рамках правовой системы. Особенно это касается соотношения
конституции и закона, закона и подзаконных актов. Для России актуальны
строгие рамки федерального коллизионного права. Конфликты будут возникать и в
механизме публичности власти. Различия в правопонимании и правосознании
разных слоев населения и групп еще долго будут сказываться отрицательным
образом.
В международной сфере неизбежны коллизии между государствами, между
государствами и наднациональными структурами и международными организациями.
Влияние и давление иностранного права может обострять отношения в процессе
сравнительного правоведения - применительно к отраслям и нормам национальных
законодательств.
Следует иметь в виду и корни тех противоречий, которые трудно искоренить
ввиду их объективности. Экономические кризисы, политические взрывы,
государственные перевороты, экологические и техногенные катастрофы еще долго
будут тревожить человечество. И их нужно предвидеть, не допускать и смягчать
жесткие проявления с помощью правовых механизмов.
Поэтому в самом коллизионном праве должны происходить такие внутренние
процессы, которые будут сдерживать появление и обострение коллизий и
конфликтов. Обеспечение верховенства конституции и закона, соблюдение
юридических приоритетов, неотвратимость ответственности за нарушения
законности, широкое использование процедур достижения договоренности и
социального согласия, формирование высокой правовой культуры - таковы главные
ориентиры и регуляторы в коллизионном праве будущего.
Развитие коллизионного права предполагает высокий уровень юридической
квалификации депутатов, государственных деятелей, политических лидеров,
служащих госорганов, работников хозяйствующих структур. Нормы и процедуры
нужно оживлять и одухотворять законными интересами и действиями по
предотвращению и преодолению юридических коллизий. Тогда будущее России и
мира будет более надежным.
I. Нормативные акты.
1.
Конституция Российской
Инфра–М. М.: 2004.
2.
Конституция Республики
3.
ФКЗ «О Правительстве
декабря 1997 г. (ред. от 19.06.2004) №2-ФКЗ // Собрание законодательства
РФ. – 1998. – № 2.
4. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1
(ред. от 05.03.2004) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 16.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Юрайт.
М.: 2004.
II. Специальная литература.
1.
Власенко Н.А. Коллизионные
праве. Иркутск, 2001. 142 с.
2. Драма российского закона / Под ред. В.П.
Казимирчука. М., 2002. 32 с.
3. Международное частное право. М.: 2000. Ч. 1. 459 с.
4.
Лапаева В. Осечка
Независимая газета. -1999. - 3 февраля.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и
права. М.: 2002. 639 с.
6. Поленина СВ. Юридическая конфликтология - новое
направление в науке // Государство и право- 2001.-№ С. 47-50.
7. Роберт Шарлет. Правовые трансплантации и
политические мутации: рецепция конституционного права в России и в новых
независимых государствах. - // Конституционное право: восточноевропейское
обозрение, № 2, 1999. С. 33.
8. Селезнев Г.Н. Вся власть - закону. М., 2002. 252 с.
9. Скакунов Э.И. От конфликтов к стабильности; путь
России. Тольятти, 2002. 325 с.
10.
Тихомиров Ю.А. Коллизионное
практическое пособие. М, 2001.
11.
Тихомиров Ю.А. Юридическая
12. Управленческие процедуры. Отв. Ред. Б.М. Лазарев. -
М., 2002. 285 с.
13.
Худойкина Н.В. Юридический
структура,
разрешение. М.: 2001. 78 с.
14. Эбзеев. Б.С. Научные труды. 329 с.
15. Юридический конфликт: сферы и механизмы. Ч. II / Под
ред. В.Н. Кудрявцева. М. 2002. С. 67-68.
[1] Тихомиров Ю.А. Коллизионное право:
учебное и научно-практическое пособие. М.: 2001. – С. 50
[2] Конституция Российской Федерации (с
изменениями). М.: 2004. Инфра – М. Ст. 71. п.«п».
[3] Тихомиров Ю.А. Коллизионное право:
учебное и научно-практическое пособие. М.: 2001. – С. 61.
[4] Международное частное право. – М.: 2001, С. 32-33.
[5] Конституция Российской Федерации (с
изменениями). М.: 2004. Инфра – М. Ст. 111.
[6] Тихомиров Ю.А. Коллизионное право:
учебное и научно-практическое пособие. М.: 2001. – С. 61-65.
[7] Гражданский кодекс Российкой Федерации. – Юрайт. М.: 2004. Ст. 3. «п»5.
[8] Тихомиров Ю.А. Коллизионное право:
учебное и научно-практическое пособие. М.: 2001. – С. 68-70.
[9] Кудрявцев В.Н. Международное частное право. М.: С. 47-50.
[10] Г.Н. Селезнев «Вся власть - закону». М. 2002. С. 53.
[12] Эбзеев. Б.С. Научные труды. С. 83-83.
[13] На аналогичных позициях стоят также
Кудрявцев В.Н., Тихомиров Ю.А., Н.И. Матузов и др.
[14] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: 2002. С. 328.
[15] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права. М.: 2002. С. 334-336..
[16] ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» от 17 декабря 1997 г. (ред. от 19.06.2004) №2-ФКЗ // Собрание
законодательства РФ. – 1998. – № 2. – Ст.3.
[17]ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.92.
№ 3266-1 (ред. от 05.03.2004) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – 16.
– Ст.33.
[18] Роберт Шарлет. Правовые
трансплантации и политические мутации: рецепция конституционного права в России
и в новых независимых
обозрение, № 2, 1999. – С. 33.
[19] Юридический конфликт: сферы и
механизмы. Ч. II / Под ред. В.Н. Кудрявцева. С. 67-68.
[20] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: 2002. С. 347-348.
[21] Скакунов Э.И. От конфликтов к
стабильности; путь России. Тольятти, 2002. С. 110-111.
[22] См.: Управленческие процедуры. Отв.
Ред. Б.М. Лазарев. - М., 2002. С. 74-78.
[23] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.