Юридические факты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключаются в обобщении опыта теоретического исследования юридических фактов.
Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она реализуется:
- определить понятие и признаки юридических фактов;
- исследовать юридические факты в механизме реализации норм права и правосубъектности;
- определить дефектность юридических фактов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………...5
1 Понятие и признаки юридического факта……………………………………...5
2 Юридические факты в механизме реализации норм права и их дефектность………………………………………………………………………………17
2.1 Юридические факты в механизме реализации норм права и правосубъектности………………………………………………………………………17
2.2 Дефективность юридических фактов………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………...34
Глоссарий………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Юридические факты.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Все, что предусмотрено  нормами права и правосубъектностью, не может реализоваться в конкретном правоотношении, минуя юридические  факты. И это справедливо при  любых моделях правового регулирования - императивных или диспозитивных. Не имеет значения то обстоятельство, что на стадии юридического факта не происходит дополнительного моделирования регулируемых отношений («поднормативное регулирование»), так как модель конкретного правоотношения и нормативные модели - качественно разные уровни права. Перенесенная в конкретное правоотношение нормативная модель - это уже трансформированная модель, имеющая иной статус. В противном случае пришлось бы признавать формально-техническую роль юридических фактов. Однако это не так. Юридические факты, в том числе здесь, предстают сущностной стороной в движении права от одной ступени к другой.

По общему положению, посредством  юридических фактов реализуются  нормативные модели и правосубъектность  в той части, в какой они задействованы в данной правовой цепи. Но этим фактом они не изменяются ни в объеме, ни в содержании, так как это общая мера возможного поведения, рассчитанная на постоянное действие. Соотношение содержания правовой модели и правосубъектности таково, что последняя дает представление о «диапазоне» правовых возможностей правосубъектного лица, в то время как нормативная модель позволяет с той или иной степенью конкретности определить поведение применительно к определенной области жизнедеятельности. В этом смысле конкретизация моделей поведения проходит по линии «норма права - правосубъектность - юридический факт - мера поведения в отдельном индивидуализированном правоотношении».

«Нагрузка» юридических фактов в цепи объективно-субъективных правовых связей разнопланова в силу того, что они своим действием как бы «прерывают» один этап движения права и порождают новый, хотя такое прерывание «удерживается» и дальше, но только в «снятом» виде.

Всякий новый этап получает не только самостоятельное обозначение, но и сущностную характеристику. В равной мере это относится и к оценке юридических фактов.

При сущностной характеристике юридических  фактов, порождающих конкретное правоотношение, необходимо принимать во внимание их общие (родовые) признаки и черты, а также особенности, которые позволяют им представлять самостоятельное звено правового механизма. Общие признаки будут одинаковыми для юридических фактов, порождающих или прекращающих нормы права, правосубъектность, а также конкретное правоотношение. К ним относятся:

- волевой характер (волевые акты);

- правовой характер (правовые акты), закрепленность в нормах объективного  права;

- свойство порождать, изменять  или прекращать сущность того  или иного (объективного, субъективного)  права;

- принадлежность к самому существенному элементу механизма правового регулирования;

- выполняют функции «трансформатора» объективного или субъективного права из одного состояния в другое.

Но юридические факты, относящиеся  к конкретному правоотношению, также  имеют свой сущностный (видовой) признак: он указывает на порождающие, изменяющие или прекращающие возможности его в отношении прав и обязанностей в конкретных правоотношениях.

В последнее время в научной  литературе при исследовании конкретного  правоотношения и юридических фактов, порождающих его, упоминается категория «состояние». По утверждению Л.А. Чеговадзе, вид правового состояния сторон в правоотношении зависит от материального содержания гражданского правоотношения и процесса его реализации, т.е. тех фактических условий, которым законодатель придает значение юридических фактов. Поэтому условия установления субъективных гражданских прав и возникновения юридических обязанностей следует рассматривать как условия становления правового состояния субъектов в пределах правоотношения в качестве стороны правомочной либо обязанной7. На наш взгляд, категория «условия становления состояния» как само состояние принадлежности, означающее, по мнению Л.А. Чеговадзе, «связанность участников правоотношения наличием правомочий и долженствований» не проясняет сути и назначения юридических фактов и порожденных ими прав и долженствований. Если условия установления субъективных прав означают одновременно и условия становления состояния, в чем тогда их принципиальное различие? Если состояние принадлежности означает связанность участников правоотношения наличием правомочий и долженствований, тогда в чем его отличие от права и обязанности как меры возможного и должного поведения?

Кроме того, понятие «условия», рассматриваемое в качестве юридического факта, не конкретизирует последний. Ведь оно может применяться в разных значениях. Юридические факты в свою очередь, - это непосредственные волевые акты, предусмотренные (или допускаемые) нормами права, порождающие, изменяющие или прекращающие конкретные правоотношения (права и обязанности). Степень конкретности таких правоотношений, как и юридических фактов, их порождающих, может быть различной в связи с возможностью динамики теперь уже самих правоотношений и тех прав и обязанностей, которые составляют их содержание. Тем не менее во всех этих случаях речь идет о персонифицированных субъектах и приобретаемых ими определенных правах и обязанностях.

Исходя из предложенного  нами определения юридических фактов данного уровня механизма правового  регулирования, становится ясно, что именно они выступают сущностью будущих правовых связей субъектов (порождающихся, изменяющихся, прекращающихся). В этом плане сложившееся представление о юридических фактах как фактах реальной действительности, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий (т.е. возникновение, изменение гражданских правоотношений)8, не дает представления об их подлинном назначении и роли в правовом регулировании.

Действительно, в чем  выражается связь норм права и  правоотношений посредством юридических фактов и как она протекает? Широко представлены юридические факты посредством понятия «обстоятельства реальной действительности». Как известно, они могут быть только волевыми актами, как и все остальные элементы права и его механизма. Кроме того, они не выступают связующим звеном между нормами права и наступающими правовыми последствиями. Юридические факты, трансформируя «энергию» правосубъектности и норм объективного права, порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения (права и обязанности).

В российской правовой науке  существование прецедента как источника  права в целом отрицается. Так, И.А. Иванников указывает: «Судебный прецедент в России не применяется, а административный - отсутствует. Примером судебных постановлений иногда считают постановления Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Однако фактически это не прецеденты, а разъяснения действующего законодательства»9.

Представляется, что в  российской правовой системе уже  сделан первый шаг к расширению круга источников права и признанию прецедента. Так, после вступления в силу для России Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.10 Россия признала обязательной юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Указанный суд при толковании и применении норм Конвенции исходит из прецедентного значения своих решений. Таким образом, решение по конкретному спору между гражданином определенной страны и государством связывает не только участников данного спора, но и является моделью поведения для других государств - участников Конвенции. Так, решение ЕСПЧ по делу «Брумареску против Румынии» от 28 октября 1999 г. повлекло необходимость существенного реформирования процессуального законодательства России в части надзорного производства. В постановлении по делу «Праведная против России» от 18 ноября 2004 г. Европейский суд прямо сослался на свое предыдущее решение по делу Брумареску, сформировав норму права о принципе правовой определенности.

В постановлении Пленума  Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»11 в п. 11 указывается на обязательность постановлений ЕСПЧ в отношении Российской Федерации, принятых окончательно, для всех органов государственной власти страны, в том числе судов. Таким образом, обойден вопрос насколько обязательными для России являются постановления ЕСПЧ, принятые против других государств. С учетом практики Европейского Суда представляется, что отрицание обязательности следования правовой позиции, сформулированной ЕСПЧ по делу против другого государства, неизбежно приведет к тому, что государство проиграет дело в Суде, так как ЕСПЧ будет следовать своим правовым позициям.

Возможно, поэтому в  более позднем по времени постановлении  Пленума ВС РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»12 Суд уже не проводил разграничения, дав более мягкое по форме указание о том, что судам следует учитывать при вынесении решения и постановления Европейского Суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле. Таким образом, российские суды ориентированы на применение любых, относящихся к предмету спора, постановлений ЕСПЧ, независимо от того, против каких государств они вынесены.

Во внутреннем российском праве также наблюдаются изменения. Новые Гражданский процессуальный13 и Арбитражный процессуальный кодексы14 в качестве основания к отмене судебных актов в порядке надзора предусматривают ранее отсутствовавшее обстоятельство: нарушение единства судебной практики (ст. 304 АПК РФ, ч. 3 ст. 377, ст. 389 ГПК РФ). Как справедливо отметила М.А. Фокина: «Единство судебной практики может быть достигнуто в том случае, если толкование норм права, даваемое высшими судебными органами, будет носить императивный характер»15.

Кроме того, при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, действующее процессуальное законодательство содержит положения, которые можно рассматривать как ведущие к созданию прецедента. ВС РФ по делам, возникающим из публичных правоотношений, стал ссылаться на правовые позиции, ранее выраженные в его решении по другому делу16.

Полагаем, что появление  в российской правовой системе отдельных явлений в качестве судебного прецедента не способно поколебать ее принадлежности к континентальному праву, поскольку Конституция РФ и законы по-прежнему будут занимать доминирующее положение, а судебный прецедент будет всегда носить производный (вспомогательный) характер17.

Положение о том, что  норма права в ходе регулирования  конкретных связей приобретает форму  правоотношения, носит весьма абстрактный  характер, не позволяющий выяснить всю глубину изменений, происходящих в праве и фактических отношениях, подвергающихся правовому воздействию.

При анализе логики и  механизма регулирования общественных отношений место и роль правоотношений учеными определяются по-разному. Существует мнение, что правоотношение как средство регулирования общественных отношений следует объединить с нормой и включить в определение права. Признание за правоотношениями статуса права Имре Сабо обосновывает тем, что «понятие права есть не что иное, как статическое выражение общих абстрактных динамических правоотношений». В понятие юридического права следует включать как юридические нормы, так и правовые отношения, которые составляют его необходимый, а иногда исходный элемент18.

Нормы права нельзя, на наш взгляд, отождествлять с правоотношениями под общим определением права. Ведь это разнокачественные правовые явления. В нормах права закреплена воля государства, а в ряде случаев - в сочетании с волей других публичных образований. В правоотношении, в свою очередь, имеет место единство государственной (публичной) и индивидуальной воли. Если право выражается через статические абстрактные правоотношения, последние необходимо интегрировать до уровня единого целого, что будет означать диалектическое «снятие» отдельных правоотношений и появление только системы норм права.

В научной литературе высказано суждение о том, что правоотношение не тождественно норме права и не сливается с фактическим отношением, а предстает связующим звеном между ними. Достоинство этого направления в том, что его автор, во-первых, не объединяет нормы права и правоотношения, во-вторых, не отождествляет фактическое отношение с правоотношением. Однако обнаруживаются недостатки и в этом подходе. Прослеживается в нем некая механическая совокупность элементов, между которыми трудно обнаружить реальную взаимосвязь.

Для преодоления этих недостатков была предпринята попытка  включить в определение правоотношения реальное поведение. Правоотношение в  целом, как отмечает Р.О. Халфина, не может быть отнесено к области  права. Отделение правовой формы  от реального содержания не выражает реальных связей.

Автор, преодолевая недостатки прежних концепций, невольно привносит  свои трудно разрешимые проблемы при  оценке правоотношения. Включение в  понятие правоотношения содержание фактического отношения размывает  грани между правовыми и неправовыми явлениями. Задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, развести все компоненты механизма правового регулирования и указать на их сущностные особенности, а с другой - проследить их взаимодействие между собой, а также регулируемым отношением.

Информация о работе Юридические факты