Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа
Корни понятия «юридический факт» уходят в глубь истории юридической науки. Еще в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. В Институциях Гая, Юстиниана их четыре: контракт, квази-контракт, деликт, квазиделикт. Позже стали выделять пятое основание - одностороннюю сделку. Упоминаются также сроки, основания заключения брака, основания перехода вещей по наследству и другие юридические факты. Это деление было воспринято Кодексом Наполеона и развито в последующем буржуазном законодательстве
Введение.
Глава I. Понятие и функции юридических фактов.
§1 Понятие юридического факта.
§1.2 Функции юридических фактов.
Глава 2. Виды юридических фактов.
§1 Классификация юридических фактов.
§2 События, Деяния, Юридические состояния.
§3Сложные юридические факты и фактические составы.
Глава 3. Дефектность юридических фактов.
Глава 4.Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Дефектные юридические факты и составы - негативное явление в правовой системе. Возникновение юридического факта с тем или иным нарушением затрудняет нормальный процесс правового регулирования, защиту законных прав граждан и организаций.
Глава 4.Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов.
1. Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками. "Состав (или единичный факт), - отмечает, например, Т.М.Кузьмина применительно к пенсионным правоотношениям, - фиксируется в определенном порядке управомоченными на то органами" <1>. В систему органов, фиксирующих факты, которые имеют значение в области пенсионного обеспечения, она включает ВТЭК, загс, комиссии по социальному страхованию, военные комиссариаты, архивы, домоуправления и др. Участники данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага) <2>.
В общетеоретическом
плане вопрос о системе
В факто фиксирующей системе необходимо различать деятельность общего и деятельность специального назначения. Общая факто фиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства, семейного положения и т.п.). Результаты этой факто фиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентными государственными органами по конкретному юридическому делу (гражданскому, пенсионному, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты специальной фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте (решении, приговоре суда), приобретают общее юридическое значение, в том числе преюдициальное, могут использоваться для разрешения иных юридических дел.
Фиксация и удостоверение фактов - близкие, сопряженные, но все же не совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов, их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа, аутентичности копии).
Реальные системы фиксации и удостоверения юридических фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правовых отношений, с которыми связан данный факт. Рассматривая состав органов и организаций, ведающих факто фиксирующей деятельностью, можно выделить несколько групп субъектов:
а) судебные органы, фиксирующие юридические факты в приговорах, решениях, определениях; в эту же группу входят органы государственного арбитража;
б) специальные
государственные органы, подразделения
государственных органов и
в) иные государственные органы, организации и должностные лица, осуществляющие в пределах своей компетенции фиксацию и удостоверение юридических фактов наряду с управленческой, производственной, социально-культурной и иной деятельностью (домоуправления, главные врачи больниц, руководители учреждений, инспектора государственных инспекций и др.).
Система фиксации и удостоверения юридических фактов, таким образом, включает несколько подсистем, отличающихся далеко не одинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры. Следствием этого является разный уровень "юридической надежности" фиксируемых и удостоверяемых ими фактов. Различия отчасти обусловлены характером самих фактических обстоятельств, их несовпадающим значением в регулировании общественных отношений. Но очевидно и то, что сама фактофиксирующая деятельность не всегда отвечает необходимым требованиям, особенно когда она сочетается с управленческой, производственной деятельностью.
Существенным шагом в упорядочении деятельности по фиксации и удостоверению юридических фактов явилось принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" <3>. Установлено, что предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать копии документов, необходимых для представления гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке. Следовательно, на субъекта, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, возлагается полная ответственность за свидетельствование всех необходимых для этого фактов.
Указ от 4 августа 1983 года урегулировал также порядок разрешения заявлений о выдаче копий документов, которыми располагают предприятия, учреждения, организации. На такие заявления был распространен общий режим рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <4>. Данный вопрос фактофиксирующей деятельности не имел до этого четкой правовой регламентации.
Вместе с
тем система фиксации и удостоверения
юридических фактов нуждается в
дальнейшем совершенствовании. Организации,
для которых фиксация и оформление
юридических фактов не являются основным
видом деятельности, не всегда уделяют
достаточное внимание этому участку работы.
Важные фактические обстоятельства закрепляются
небрежно, с большим опозданием, что существенно
осложняет защиту законных прав и интересов
трудящихся <5>. Должностные лица и работники,
выполняющие фактофиксирующие функции,
практически не несут за свои действия
ответственности, ибо их ошибки и упущения
выявляются зачастую через много лет,
когда возможность привлечения к дисциплинарной
ответственности уже утрачена (ст.136 КЗоТ
РСФСР). Нередко сами граждане, вступая
в те или иные правоотношения, пренебрегают
их юридическим оформлением. Правовая
связь складывается на ненадежной, по
существу, дефектной фактической основе.
Такого рода правоотношения - один из главных
источников сложных "казусных" ситуаций,
возникающих в правоприменительной практике.
В правовой пропаганде необходимо настойчиво
проводить мысль, что своевременное оформление
юридически значимых обстоятельств - не
формализм, а необходимая предпосылка
эффективного управления, важный элемент
юридической культуры.
Нуждаются
в совершенствовании процедуры
фактографической деятельности. Нередко
оформление юридических фактов
сопряжено с созданием
2. Факты,
прежде чем они проявят свое
юридическое значение, должны быть
надлежащим образом
Отправной
"точкой" правоприменительного
процесса выступает, как уже
отмечалось, юридически значимая
социальная ситуация. Именно она
- основание и конечный объект
социально-правового
Юридическими
фактами могут быть как
Юридические
факты устанавливаются в
Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход процессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии, относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т.п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств (меньше трудностей вызывает определение достоверности отдельных доказательств) <13>.
С точки зрения теории информации, правоприменительная деятельность может рассматриваться как процесс преобразования информации о фактических обстоятельствах дела в информацию о принятом решении. Ключевым моментом этого преобразования является юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация. В каком соотношении находятся установление фактов и их правовая оценка? Охватывается ли квалификация фактов понятием доказывания? В научной литературе существуют различные точки зрения на этот счет 14. По нашему мнению, заслуживает внимания мысль, что в процессуальном доказывании органически сочетаются две равноценные стороны - мыслительная и практическая, находящиеся в диалектическом взаимодействии <15>. Юридическая оценка фактов (квалификация) - один из элементов мыслительной деятельности в доказывании. Предварительная юридическая оценка необходима на самых ранних этапах правового познания, она имеет организующее, направляющее значение, управляет процессом поиска и собирания доказательств. Но окончательная оценка, по нашему мнению, выходит за рамки доказывания, становится самостоятельным звеном правоприменительного процесса. Следует согласиться с В.Н.Кудрявцевым, что действия по установлению фактических обстоятельств "сами по себе не составляют содержания процесса квалификации, а лишь создают для него необходимые предпосылки (условия), обеспечивающие правильное применение закона".
Содержанием юридической квалификации является сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в юридической норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом, официально приобретает качество юридического факта или состава. Ошибка в квалификации означает приписывание фактам несвойственного им 4юридического значения либо игнорирование фактов, имеющих юридическое значение. И первое, и второе влечет принятие необоснованного, незаконного решения.
Информация о работе Юридические факты: понятие и классификация