Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа
Основным принципом проведения в Российской Федерации выборов и референдума, установленным статьей 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), является то, что выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно. При этом специально отмечено, что вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Этим самым подчеркивается особая роль избирательных комиссий в обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Введение
1. Система избирательных комиссий
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации
4. Иные избирательные комиссии
4.1Избирательные комиссии муниципальных образований
4.2Окружные избирательные комиссии
4.3 Территориальные избирательные комиссии
4.4 Участковые избирательные комиссии
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
4.2 Окружные избирательные комиссии
При проведении выборов ОИК создаются на разных уровнях и могут занимать в системе избирательных комиссий и взаимоотношениях с другими избирательными комиссиями различное положение. Так, при выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации ОИК являются вышестоящими по отношению к ТИК и одновременно нижестоящими по отношению к ИКС РФ (за исключением случая, когда полномочия ОИК возложены на ИКС РФ).
Так, согласно постановлению
избирательной комиссии Нижегородской
области от 06.08.03 г. № 13 «Об утверждении
Порядка формирования окружных избирательных
комиссий по выборам депутатов
При выборах депутатов представительных органов власти местного самоуправления ОИК являются нижестоящими по отношению к ИКМО и одновременно вышестоящими по отношению к УИК. Вместе с тем полномочия ОИК могут быть возложены на УИК. ОИК обычно формируются при проведении выборов в законодательные органы государственной власти или представительные органы местного самоуправления.
В соответствии с постановлением
избирательной комиссии Нижегородской
области от 29 ноября 2005 г. № 563 полномочия
окружных избирательных комиссий по
выборам депутатов
Полномочия ОИК могут возлагаться на другие избирательные комиссии, если территория округа совпадает с подведомственной этой комиссии территорией или составляет часть последней. В этом случае решение о возложении полномочий принимает организующая выборы комиссия.
Срок полномочий ОИК равен сроку полномочий избираемого органа и истекает в день официального опубликования решения о назначении новых выборов. Число членов ОИК устанавливается законом, регулирующим проведение выборов в тот или иной орган.
ОИК по выборам в федеральные органы формируются ИКС РФ, что свидетельствует о повышении роли и ответственности этих комиссий при проведении федеральных избирательных кампаний. ОИК по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации или в органы местного самоуправления формируются вышестоящими комиссиями: ИКС РФ, ИКМО или ТИК.
Компетенция ОИК весьма специфична. Кроме общих для всех комиссий полномочий, они регистрируют кандидатов, выполняя большой объем работы по приему и проверке представленных кандидатами документов, собранных в поддержку их выдвижения подписей избирателей, контролю за проведением агитации на территории избирательного округа, законным расходованием средств избирательного фонда кандидата и т. д.
4.3 Территориальные избирательные комиссии
Место ТИК в системе
государственных органов
Конкретное число членов
каждой ТИК определяется ИКС РФ.
Количественный состав комиссии зависит
от числа избирателей, зарегистрированных
на данной территории, а также местных
особенностей, например наличия отдаленных
или труднодоступных
Так, например, в декабре 2006 г. в Нижегородской области сформирован новый состав периода 2006 – 2010 гг. 61 территориальной избирательной комиссии (640 членов комиссий с правом решающего голоса). Данные о формировании ТИК на территории Нижегородской области приведены в приложении № 2.
Следует отметить, что нормы
Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации" от 12 июня 2002
г. существенно изменили статус и
процесс формирования территориальных
избирательных комиссий по сравнению
с ранее действующим
Основные изменения произошли:
- в сроках осуществления полномочий – теперь ТИК стали действующими в течение 4 лет органами;
- в объеме осуществляемых
полномочий – он значительно
увеличился в рамках
- в порядке их формирования
– формировать ТИК стали
На территории Нижегородской
области образовано 59 административно-
Следует отметить, что в
Нижегородской области нет
ТИК осуществляют на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; обеспечивают на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей; формируют участковые избирательные комиссии, назначают их председателей; осуществляют иные полномочия.
4.4 Участковые избирательные комиссии
Это особый вид комиссий
и обладают рядом признаков, присущих
только им. Так, УИК занимают «низовое»
место, составляя организационный
фундамент системы
Так, например, в период подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области в марте 2006 г. на территории Нижегородской области было создано 2412 УИК с общим числом в 19428 членов комиссий с правом решающего голоса.[8]
Срок полномочий УИК начинается
с установленного законом момента
их формирования и заканчивается
через 10 дней со дня официального опубликования
результатов выборов, которое должно
осуществиться не позднее чем
через одни месяц со дня голосования.
Однако в случае обжалования или
опротестования итогов голосования, связанного
с нарушениями, допущенными участковой
комиссией при организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующая система избирательных
комиссий в Российской Федерации
представляет собой важнейший
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об
основных гарантиях
2. Закон Нижегородской
области «Об избирательной
3. Конституция РФ
4. Указ Губернатора
5. Постановление
6. «Конституционно-правовая
институционализация системы
7. Информационно-методический
сборник «Вестник
8. Информационно-методический сборник «Муниципальные выборы в Нижегородской области», Н. Новгород: ОАО «Нижегородский печатник», 2005г., с.122
9. Информационно-методический
сборник «Выбор депутатов в
Законодательное Собрание», Н.
10. Иванченко А.В. «Избирательные
комиссии в Российской
13. «Развитие избирательной
системы Российской Федерации:
проблемы правовой
Приложение 1
Приложение к постановлению избирательной комиссии Нижегородской области от 29 ноября 2005 г. № 563
№ п/п
Окружные избирательные
комиссии по выборам депутатов
полномочиями территориальных
избирательных комиссий
Территориальные избирательные
комиссии, с чьими полномочиями
совмещаются полномочия окружных
избирательных комиссий
1.
Окружная избирательная комиссия избирательного округа № 1
Южная территориальная избирательная комиссия Автозаводского района