Избирательное право и избирательная система в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компраматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

Оглавление

Введение
1. Избирательное право Российской Федерации………………………….5

1.1. Понятия и принципы избирательного права России………………….5-7

1.2. Источники избирательного права России……………………………...7-9

2. Избирательная система Российской Федерации: основные понятия избирательной системы………………………………………………….10-11

3. Порядок организации и проведения выборов, основные стадии избирательного процесса……………………………………………………12

3.1. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков………………………………………………...12-13

3.2. Избирательные комиссии…………………………………………….14-15

3.3. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов……………………15-16

3.4. Предвыборная агитация………………………………………………16-17

3.5. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование……………………………….17-19

3.6. Опубликование итогов голосования и выборов………………………..20

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

    Списки  избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов. 

3.2. Избирательные комиссии 

    Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов.

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Она осуществляет руководство деятельностью  избирательных комиссий по выборам  в соответствии с существующим законодательством, а также по проведению референдума Российской Федерации.

    Срок  полномочий Центральной избирательной  комиссии - 4 года. Она состоит из 15 членов, которые назначаются (по 5 человек) Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.

    Центральная избирательная комиссия (ЦИК) совместно  с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; осуществляет меры по организации однообразной системы подведения итогов голосования и установление результатов выборов.

    Она распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.

    Формирование  избирательных комиссий  субъектов  Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    В состав избирательной комиссии могут  быть назначены от каждого кандидата  по одному члену с правом совещательного голоса.

    Деятельность  избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

    Деятельность  избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и от органов местного самоуправления. 

3.3. Выдвижение, регистрация  и статус кандидатов 

    Право выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

    Решения о выдвижении кандидата от избирательного объединения принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах и собраниях избирательных объединений.

    Для совместного участия в выборах  общественные объединения могут  объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

    В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа9. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.

    Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов.

    Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной  комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации принимается избирательной комиссией в установленный законом срок (10 или 5 дней). В случае отказа кандидату немедленно должна быть выдана копия решения комиссии с изложением мотивов.

    Кандидат  вправе в любое время снять  свою кандидатуру, но не позднее чем  за три дня до дня голосования.

    В случае, если ко дню голосования  в избирательном округе не останется  ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более  четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.

    Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

    Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Во  время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены по инициативе администрации (работодателя) с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

    Кандидат  после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

    3.4. Предвыборная агитация 

    Предвыборная  агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или  побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них10.

    Государство обеспечивает проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления не являющиеся кандидатами.

    Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

    Не  допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

    В случае совершения указанных нарушений  избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

    Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

    Предвыборная  агитация начинается со дня регистрации  кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. 

                   3.5.   Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,

                      установление результатов выборов и их опубликование 

    Голосование на выборах в Российской Федерации  проводится, как правило, в один из календарных выходных дней.

    О времени и дате голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного или повторного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

    Избирателю, который в течение 15 дней до дня  выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в списки избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной(за 15-4 дня) или участковой(не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

    Голосование проводится путем нанесения избирателем  в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции ”против всех кандидатов (списка кандидатов)”.

    Каждый  избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать избиратели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

    Избирательные бюллетени заполняются избирателем  в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

    Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

    Член  участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система в РФ