Избирательное право и избирательная система в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компраматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

Оглавление

Введение
1. Избирательное право Российской Федерации………………………….5

1.1. Понятия и принципы избирательного права России………………….5-7

1.2. Источники избирательного права России……………………………...7-9

2. Избирательная система Российской Федерации: основные понятия избирательной системы………………………………………………….10-11

3. Порядок организации и проведения выборов, основные стадии избирательного процесса……………………………………………………12

3.1. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков………………………………………………...12-13

3.2. Избирательные комиссии…………………………………………….14-15

3.3. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов……………………15-16

3.4. Предвыборная агитация………………………………………………16-17

3.5. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование……………………………….17-19

3.6. Опубликование итогов голосования и выборов………………………..20

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

    В-четвертых, Конституция исходит из того, что  демократические принципы избирательного права являются частью правовой системы Российской Федерации. Особенностью Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, по сравнению с Конституцией 1978 года является отсутствие в ней специального раздела "Избирательная система". Прежняя Конституция России устанавливала демократические принципы избирательного права (всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) применительно к выборам всех уровней. Такого рода общность правового регулирования была возможна в силу единства в организации системы Советов. В действующей Конституции эти принципы определены только в отношении выборов Президента Российской Федерации.

    В-пятых, в самой Конституции установлен общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан5.

В-шестых, Конституция определяет меру самостоятельности  населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления6.

    1. Федеральные законы как источники избирательного права.

Федеральными  законами регулируется проведение выборов  в федеральные органы государственной  власти, а также устанавливаются  основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации. Состав федеральных законов, являющихся источниками избирательного права, не исчерпывается собственно избирательными законами, каковыми являются законы о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Кроме них при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления должны применяться и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.

    1. Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права.

    Если  федеральные законы с различной  степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов Российской Федерации устанавливают порядок выборов только в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

Важными источниками избирательного права  субъектов Российской Федерации  являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных правовых актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    1. Акты местного самоуправления как источники избирательного права.

Актами  местного самоуправления может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление избирательных процедур актами органов местного самоуправления основано на статье 131 Конституции Российской Федерации, согласно которой население соответствующих территорий имеет право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, то есть решение о конкретном составе выборных органов местного самоуправления может быть принято только на местном уровне.

    1. Нормативные акты избирательных комиссий.

    Федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации некоторые избирательные комиссии (как правило, это Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) наделяются правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные акты. 

    Основу  избирательной системы и избирательного права Российской Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

 

    2. Избирательная система  Российской Федерации:  основные понятия  избирательной системы 

      Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации7.

    Этот  порядок определяется конституционно-правовыми  нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

    Избирательная система строится на основе ряда принципов, главным из которых можно назвать: всеобщность, свободное участие  в выборах, обязательный вотум, равенство  граждан при выборах, состязательность избирательного процесса, равные возможности претендентов, гласность при подготовке и поведении выборов и другие.

    Особо важным является принцип всеобщности. Согласно этому принципу всеобщими  признаются такие выборы, от участия  в которых отстраняются лишь лица, не имеющие возможности сознательно осуществлять свои действия или руководство ими, то есть дети и люди, страдающие расстройствами волевой сферы психики. При этом избирательная правосубъектность неразрывно связывается с гражданской правоспособностью лица.

    Принцип свободных выборов означает, что  избиратель сам решает, участвовать  ли ему в избирательном процессе, и если да то в какой мере. Следовательно, выборы считаются состоявшимися, если хотя бы один человек проголосовал.

    Неучастие в выборах называется абсентеизмом. На его уровень влияют различные причины - политические, экономические и т.п. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо ведет к бесполезности выборов - в случае, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.

    Термин "избирательная система"  в  узком смысле  - это способ распределения  депутатских мандатов между кандидатами  в зависимости от результатов  голосования избирателей. Таких способов существует несколько и, что важно, применение каждого из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат. Наиболее распространенным способом определения результатов выборов является мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, непредставленными. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного.

    Также отметим пропорциональную систему, полупропорциональную систему, систему единственного передаваемого голоса и смешанные системы.

    Однако  целом можно отметить, что пропорциональная система дает относительно верное отражение  в парламенте действительного соотношения  политических сил. 

 

     3. Порядок организации  и проведения выборов, основные стадии избирательного процесса

3.1. Составление списков  избирателей, образование

      избирательных округов и избирательных участков 

    Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Уточнение списков осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

    Основанием  для включения гражданина в список избирателей является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

    Основания и порядок составления списков  избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

    Список  избирателей представляется для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

    Каждый  гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течении 24 часов, а  в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения,  но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

    Вносить изменения в списки избирателей  после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

    В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Выборы производятся по избирательным округам.

    Избирательный округ - избирательная территориальная  единица, образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством для проведения выборов.8

    Избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:

    - примерное равенство избирательных  округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%; при образовании избирательного округа на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами может превышать указанные пределы, но не более чем на 30%. Это требование не применяется, если федеральным законодательством устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации.

    - избирательный округ составляет  единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    При соблюдении указанных требований учитывается  административно-территориальное деление.

    Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные  участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке и не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

    Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

    В местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки могут образовываться и в воинских частях.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система в РФ