Избирательная система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:00, реферат

Краткое описание

Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.

Оглавление

Введение
1. Понятие избирательной системы.
2. Принципы участия граждан в выборах
3. Избирательные органы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат избирательная система рк.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     центральная избирательная комиссия республики;

       территориальные избирательные  комиссии;

       участковые избирательные комиссии.

     Срок  полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

     Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.

     ЦИК наделен следующими полномочиями:

     осуществляет  контроль на территории республики за исполнением законодательства о  выборах; обеспечивает единообразное  применение этого законодательства;

     организует  подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;

     образует  избирательные округа по выборам  депутатов Мажилиса Парламента;

     осуществляет руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства, выделенные на выборы; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и окружных избирательных комиссий;

     устанавливает форму и текст бюллетеня для  голосования по выборам Президента и депутатов, а также подписного листа для сбора подписей выборщиков в поддержку кандидатов в депутаты Сената, других избирательных документов;

     имеет право заслушивать отчеты государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информацию органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

     регистрирует  кандидатов в Президенты, их доверенных лиц и инициативные группы; публикует в средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов;

     подводит  итоги выборов Президента и депутатов  Парламента, регистрирует избранных  Президента и депутатов Парламента, публикует сообщение об этом;

     назначает очередные и внеочередные выборы маслихатов;

     назначает и организует проведение повторного голосования и повторных выборов;

     принимает решения, обязательные для всех по вопросам своей компетенции;

     ЦИК осуществляет и другие полномочия.

     Территориальные избирательные комиссии: областные, городские, районные — образуются решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов.

     Территориальные избирательные комиссии образуются в составе от 9 по 15 членов не позднее чем через семь дней после назначения выборов.

     Полномочия  территориальных избирательных  комиссий можно условно разделить  на две группы:

     связанные с обеспечением выполнения полномочий ЦИК. К ним, в частности, относятся осуществление на территории административной единицы контроля за исполнением законодательства о выборах, обеспечение подготовки и проведения выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов;

     обусловленные особенностями функций территориальных избирательных комиссий. К ним относятся обеспечение проведения выборов депутатов Сената, регистрация кандидатов в депутаты Сената, их доверенных лиц и инициативных групп, подготовка пунктов для голосования, подведение результатов голосования на выборах депутатов Сената и передача их в ЦИК, образование избирательных округов по выборам депутатов маслихатов, оповещение избирательных комиссий, подведение итогов выборов депутатов маслихатов, организация повторного голосования и повторных выборов вместо выбывших депутатов Сената и маслихатов. К особым полномочиям территориальных избирательных комиссий относятся также назначение и организация выборов членов органов местного самоуправления. Они выполняют функции окружной избирательной комиссии по выборам членов органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующей административной единицы (города, района).

     Решениями соответствующих акимов образуются окружные избирательные комиссии в составе 9—15 членов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах. Окружные избирательные комиссии наделены полномочиями, обеспечивающими выполнение возложенных на них задач. Они образуют проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, координируют деятельность участковых избирательных комиссий, отменяют и приостанавливают их решения; рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий; регистрируют выдвинутых кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, их доверенных лиц и инициативные группы, выдают им соответствующие удостоверения; контролируют своевременность и правильность составления списков избирателей. Окружная избирательная комиссия вправе заслушивать отчеты участковых избирательных комиссий, государственных органов и организаций по вопросам подготовки и проведения выборов и т.д.

     ' Участковые избирательные комиссии образуются в составе 9—15 членов решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов на соответствующих избирательных участках.

     Участковые  избирательные комиссии проводят на участке избирательные мероприятия: составляют список избирателей, оповещают  о местонахождении участковой комиссии, оповещают избирателей о дне, времени и месте голосования, организуют голосование, проводят подсчет голосов и определяют результаты голосования, рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и т.д.

     Государственные органы, организации, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их деятельности, предоставлять им необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок. Таким образом, во время организации и проведения выборов как бы мобилизуются усилия всех государственных органов для их успешного проведения. Ведь выборы являются важным политическим мероприятием, показателем демократизма в формировании важных звеньев государственных органов.

     При выборах Президента Республики Казахстан  избирательные округа не создаются. Вся территория Республики Казахстан  является одним избирательным округом  по выборам Президента.

     В Республике Казахстан при выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов создается и используется система территориальных избирательных округов. Избирательные округа образуются с учетом административно-территориального деления республики и с примерной равной численностью избирателей. При этом разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы республики, района, города не должна превышать двадцати пяти процентов.

     При выборах депутатов Мажилиса, избираемых на основе партийных списков по системе пропорционального представительства, единым общенациональным избирательным округом является вся территория Республики Казахстан.

     Избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента образуются ЦИК. Избирательные округа по выборам депутатов маслихатов образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

     Для проведения голосования и подсчета голосов в районах и городах  решениями соответствующих акимов по согласованию с окружными избирательными комиссиями образуются избирательные участки с учетом следующих условий:

     1) на каждом избирательном участке  должно быть не более трех  тысяч избирателей; 

     2) должны соблюдаться границы административно-территориального  устройства в административно-территориальных единицах;

     3) не допускается пересечение границ  избирательных округов границами  избирательных участков.

     Заключение

    Итак  Конституция Республики Казахстан  определила, что главный принцип  организации государственной власти осуществляется через свободные выборы и референдумы, а единственным источником государственной власти является народ.

    Демократические выборы - основной политико-правовой институт. Демократия не может быть осуществлена вне политического избирательного процесса, то есть процесса, допускающего и обеспечивающего для граждан на юридической основе возможность выбора между различными лицами, партиями, претендующими на то, чтобы в течение определенного законом срока не только представлять их интересы, но и проводить собственную политику развития, санкционированную гражданами-избирателями.

    В настоящее время в Казахстане при выборах 98-ми депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан применяется  пропорциональная избирательная система.

    Еще 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

    Выборы  по пропорциональной системе означают подачу голосов за партийные списки. Основное целевое назначение пропорциональной избирательной системы заключается  в обеспечении пропорционального  представительства партий в условиях многопартийности. Выборы проводятся по партийным спискам. При этом используется законодательный барьер в виде обязательного получения партией определенного процента голосов избирателей для прохождения в Парламент. В Казахстане он составляет – 7%.

    Идеальной избирательной системы не существует. У любой из систем есть свои преимущества и свои недостатки. Международные избирательные стандарты также не устанавливают каких-либо предписаний государствам при выборе той или иной избирательной системы.

    Правила, процедуры и основные принципы проведения выборов и референдумов в Казахстане устанавливаются, прежде всего, Конституцией Республики Казахстан, Конституционным Законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Конституционным Законом Республики Казахстан «О республиканском референдуме», а также постановлениями Центральной избирательной комиссии.

    В частности статья 33 Конституции  Республики Казахстан определяет, что  граждане Казахстана имеют право  участвовать в управлении делами государства непосредственно и  через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

    Выборы  в Республике Казахстан основываются на свободном осуществлении гражданином  Республики своего права избирать и  быть избранным. При этом выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, а также членов органов местного самоуправления проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.

    Участие граждан Республики в выборах  является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию  гражданина в выборах, а также  ограничивать его волеизъявление.

    Система подсчета голосов

    Согласно статье 9 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», которая так и называется «Избирательные системы», при выборах Президента, депутатов Сената Парламента, а также депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, применяется следующая система подсчета голосов:

    Избранным считается кандидат:

    • набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
    • набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании.

    Депутаты  Мажилиса Парламента от политических партий избираются по партийным спискам  по единому общенациональному избирательному округу.

Информация о работе Избирательная система РК