Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией

Оглавление

Понятие «избирательная система» и ее структура
Сущность выборов …………………………………………………3
Основные принципы организации и проведения выборов ……...5
Понятие «Избирательная система» и ее субъекты ……………….7
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки
Мажоритарная избирательная система ………………………….11
Пропорциональная избирательная система ………………..……13
Смешанная избирательная система ……………………………...15
Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в ГосДуму РФ ……………16
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

кр Политология.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Всероссийский Заочный Финансово – Экономический  Институт

Калужский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Политология»

На тему: «Избирательная система»

 

 

 

Выполнила: студентка,

 

Группа: ФНО, день

Факультет: М и М

Специализация: маркетинг

№ личного  дела:

Проверил: доцент,

Бердышев  В. Г.

 

 

 

 

 

 

Калуга 2009

Содержание:

  1. Понятие «избирательная система» и ее структура
    1. Сущность выборов …………………………………………………3
    2. Основные принципы организации и проведения выборов ……...5
    3. Понятие «Избирательная система» и ее субъекты ……………….7
  2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки
    1. Мажоритарная избирательная система ………………………….11
    2. Пропорциональная избирательная система ………………..……13
    3. Смешанная избирательная система ……………………………...15
  3. Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в ГосДуму РФ ……………16

Список  литературы ………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «избирательная система» и ее структура

1.1 Сущность выборов

Граждане  Российской Федерации участвуют  в выборах на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в  выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать  в предусмотренных законом и  проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, – быть избранным в  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.  
  Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют  права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что  каждый избиратель имеет один голос, и все избиратели участвуют в  выборах на равных основаниях.

Выборы  в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право  означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Важное  преимущество прямых выборов заключается  в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно  представительными органами народа. Тем самым создается возможность  постоянной, тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в Российской Федерации  тайное. Это означает, что исключается  возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный  ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в  выборах является свободным и  добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его  к участию или неучастию в  выборах, а также на его свободное  волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий  за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические  и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать  содействие гражданину Российской Федерации  в реализации избирательных прав, установленных законом.

Срок  полномочий органов государственной  власти и органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов  Федерации, уставами муниципальных  образований и не может быть более  пяти лет.

Изменение (увеличение или уменьшение) срока  полномочий действующих органов  или избранных депутатов не допускается.

Выборы  органов или депутатов назначает  уполномоченный на то орган или должностное  лицо в соответствии со сроками, установленными законом.

В случаях, если уполномоченный на то орган или  должностное лицо либо соответствующая  избирательная комиссия не назначает  в установленный срок выборы органов  или депутатов, а также если соответствующая  избирательная комиссия отсутствует  и не может быть сформирована в  порядке, предусмотренном законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия.

    1. Основные принципы организации и проведения выборов

В основу организации и  проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов положены следующие отправные начала:

  1. Обязательность выборов. Этот принцип прежде всего означает, что выборы являются императивным и единственным легитимным способом формирования избираемых населением представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Конституции РФ и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.
  2. Периодичность выборов. Данный принцип связан с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных федеральным и региональным законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в идеальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой- гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.
  3. Свобода выборов. Значение этого принципа организации и проведения избирательных кампаний трудно переоценить. Не случайно Конституция РФ (ст. 3) прямо закрепляет только этот принцип на уровне Основного закона. Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.
  4. Альтернативность выборов. Этот принцип вытекает из ст. 38 Федерального закона об основных гарантиях, в соответствии с которой, в случае если к дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Вместе с тем в порядке исключения Закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах. Такой подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечить благоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах. Кроме того, предотвращается возможность безальтернативных выборов, при которых они легко могут превратиться в пустую формальность, как это уже имело место в условиях бывшей советской организации избирательных кампаний различного уровня.
  5. Допустимость различных избирательных систем. Данный принцип был пересмотрен с момента принятия поправок в Федеральный закон об основных гарантиях в части перехода на проведение выборов депутатов Государственной Думы РФ по пропорциональной системе. Вопрос о переходе на проведение выборов исключительно по пропорциональной системе еще находится в разработке современной избирательной реформы, но до тех пор на территории Российской Федерации допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных их вариантов.
    1. Понятие «Избирательная система» и ее субъекты

В настоящее  время избирательное право, регулирующее проведение выборов, в научном плане  представляет собой сложное юридическое, политическое и социальное явление. В юридической науке принято  выделять как субъективное, так и  объективное избирательное право. Первое определяют как конкретное неотъемлемое политическое правомочие каждого индивида – право избирать и быть избранным  в органы государственной власти и органы местного самоуправления. По своей природе оно является элементом правового статуса  личности и охватывается предметной областью конституционного права, муниципального права, избирательного права.

Избирательное право понимается как системная  совокупность юридических норм, закрепляющих, гарантирующих и регулирующих порядок  реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Избирательное право рассматривается  как составная часть (элемент) нормативно регламентированной системы социальных отношений.

Реальное осуществление народовластия  в ходе подготовки и проведения выборов  обеспечивается целеустремленной и  правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим  законодательством.

Действующее в Российской Федерации  и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

  1. Нормоучредительные участники избирательного процесса — органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов.
  2. Инициаторы избирательного процесса — органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.
  3. Организаторы избирательного процесса — избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.
  4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации — активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.
  5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации — кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).
  6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, — лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.
  7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
  8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.
  9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.

Состав участников (субъектов) избирательного процесса не является постоянным, он может  изменяться в связи с изменением выборного законодательства, во многом зависеть от того или иного типа избирательной системы, уровня ее демократического содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки

2.1 Мажоритарная избирательная система

Название этой системы происходит от французского слова majorite (большинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать – относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему квалифицированного большинства, относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (2/3, 3/5, 65% и т.д.). Если в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

  1. Значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются «выброшенными», не учитываются при распределении мандатов;
  2. Искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест.

Информация о работе Избирательная система