Избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией

Оглавление

Понятие «избирательная система» и ее структура
Сущность выборов …………………………………………………3
Основные принципы организации и проведения выборов ……...5
Понятие «Избирательная система» и ее субъекты ……………….7
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки
Мажоритарная избирательная система ………………………….11
Пропорциональная избирательная система ………………..……13
Смешанная избирательная система ……………………………...15
Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в ГосДуму РФ ……………16
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

кр Политология.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Единственным преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

На основе мажоритарной избирательной системы  относительного большинства избираются, в частности, половина депутатов  Государственной Думы РФ по одномандатным  округам – избранным считается  кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших  участие в голосовании.

При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все  зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Мажоритарная  избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Наиболее  широкие возможности для участия  политических партий в выборах, непосредственного  их влияния на распределение депутатских мандатов предоставляет пропорциональная избирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе.

    1. Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная  система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Распределение мест может осуществляться различными способами, и, прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.

К достоинствам пропорциональной системы можно отнести:

  1. Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  2. Если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  3. Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  4. Многопартийный парламент неизбежно приводит к власти коалиционное правительство, что часто является фактором стабильности и умеренности.
  5. При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.
  6. Система пропорционального представительства позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

К недостаткам  пропорциональной системы можно  отнести:

  1. Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  2. В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.
  3. Если партийные списки "закрытые" и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае "открытых" партийных списков.
  4. Партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.
  5. Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

 

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

    1. Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях.

По мнению исследователей, мажоритарный элемент  данной системы выгоден прежде всего  крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.

Смешанная избирательная система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, способностью адаптации к конкретным условиям каждой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в ГосДуму РФ

В России формирование Государственной Думы происходит на основе смешанной избирательной  системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе  относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе. На выборах  депутатов в Государственную  Думу по единому федеральному округу действие заградительного барьера  начинается с первичного распределения  мандатов - еще с момента вычисления избирательной квоты (избирательного частного). При определении избирательного частного, с помощью которого будут  распределяться мандаты между списками кандидатов, Центральная избирательная  комиссия подсчитывает сумму голосов  избирателей, поданных по федеральному избирательному округу только за те списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые получили не менее 5% голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, и делит  полученную сумму голосов избирателей  на 225 ( число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем  число голосов, полученных каждым списком, делится на полученное избирательное  частное, а нераспределенные таким  образом мандаты ( если таковые окажутся ) передаются по одному тем спискам  кандидатов, у которых оказывается  наибольший остаток ( т.е. по методу наибольшего  остатка).

Выбор определенной избирательной  системы при проведении выборов  в представительный орган представительной власти или местного самоуправления является чрезвычайно сложным вопросом, по которому неизменно ведется серьезная  полемика. Острота дискуссий определяется тем, что от выбора избирательной  системы зависят результаты выборов. Естественно, что различные политические силы заинтересованно отстаивают политически  выгодный им вариант проведения выборов.  Поиск оптимальной для страны избирательной системы всегда чрезвычайно сложен. Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.

7 мая  2004 г. Владимир Путин озвучил  идею на следующих выборах  избирать Государственную думу  РФ только по партийным спискам,  причем по системе так называемых  «открытых» списков, когда избиратель  может, голосуя за определенную  партию, отмечать наиболее нравящихся  ему в ней кандидатов. Эта идея  немедленно была горячо поддержана  председателем Центризбиркома РФ  Александром Вешняковым. Учитывая  конституционное большинство в  Государственной думе фракции  «Единая Россия», высока вероятность  того, что инициатива будет реализована.

«Плюсы» перехода к пропорциональной системе:

  1. Партии становятся реальным рычагом влияния. Главным плюсом пропорциональной системы в принципе считается то, что она стимулирует развитие партий, максимально усиливая их политический вес. Да, они, несомненно, станут гораздо привлекательнее для «серьезных» людей, представителей элиты в самых различных областях, что должно будет превратить их из сборищ маргиналов (что очень часто имеет место) в действительно состоятельные, в том числе профессиональной и кадровой структуры.
  2. При слабых представительных органах власти, не имеющих практически никакого влияния на формирование правительства, и президенте, обладающем почти абсолютной властью, ценность партийного членства, а значит, и привлекательность его для представителей политической и экономической элиты существенно обесценивается. В этом смысле манипуляции с избирательной системой вторичны. Конечно, введение выборов по спискам стимулирует развитие многопартийности, но без реальной власти у представительных органов власти эта многопартийность оказывается во многом исключительно предвыборной имитацией и уделом незначительной политически активной части населения — стимулов создавать «настоящую» партийную сеть в такой системе нет. Если довести эту идею пропорционального представительства до абсурда, то может выйти, что все, кто хочет иметь политическую карьеру и не иметь неприятностей в бизнесе, будут обязаны вступать в «Единую Россию». Такая своеобразная замена — вместо ст. 6 Конституции пропорциональная избирательная система.
  3. Партии должны будут сделать акцент на стратегических интересах страны, а не на местечковых интересах.
  4. Состав парламента станет более адекватен итогам базового, «стратегического» голосования избирателей. Проще говоря, власть не сможет бесконтрольно перекупать максимально зависимых от админресурса одномандатников.

«Минусы»  перехода к пропорциональной системе:

  1. Лишение граждан пассивного избирательного права, то есть права быть избранным.
  2. Сохранение нынешнего закона о политических партиях при полностью пропорциональной избирательной системе еще более усилит отчуждение между обществом и государством.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.
  3. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. - Ростов-н/Д, 1997.
  4. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник. – М.: РОССПЭН, 2001.
  5. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.
  7. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2003.
  8. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005.
  9. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2003.

 


Информация о работе Избирательная система