Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:33, контрольная работа
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией
Понятие «избирательная система» и ее структура
Сущность выборов …………………………………………………3
Основные принципы организации и проведения выборов ……...5
Понятие «Избирательная система» и ее субъекты ……………….7
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки
Мажоритарная избирательная система ………………………….11
Пропорциональная избирательная система ………………..……13
Смешанная избирательная система ……………………………...15
Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в ГосДуму РФ ……………16
Список литературы …………………………
Единственным преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.
На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным округам – избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства.
Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.
Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.
Наиболее
широкие возможности для
Пропорциональная
Распределение мест может осуществляться различными способами, и, прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.
К достоинствам пропорциональной системы можно отнести:
К недостаткам пропорциональной системы можно отнести:
В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях.
По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден прежде всего крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам.
Смешанная избирательная система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, способностью адаптации к конкретным условиям каждой страны.
В России формирование Государственной Думы происходит на основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе. На выборах депутатов в Государственную Думу по единому федеральному округу действие заградительного барьера начинается с первичного распределения мандатов - еще с момента вычисления избирательной квоты (избирательного частного). При определении избирательного частного, с помощью которого будут распределяться мандаты между списками кандидатов, Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу только за те списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые получили не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и делит полученную сумму голосов избирателей на 225 ( число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на полученное избирательное частное, а нераспределенные таким образом мандаты ( если таковые окажутся ) передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольший остаток ( т.е. по методу наибольшего остатка).
Выбор определенной избирательной системы при проведении выборов в представительный орган представительной власти или местного самоуправления является чрезвычайно сложным вопросом, по которому неизменно ведется серьезная полемика. Острота дискуссий определяется тем, что от выбора избирательной системы зависят результаты выборов. Естественно, что различные политические силы заинтересованно отстаивают политически выгодный им вариант проведения выборов. Поиск оптимальной для страны избирательной системы всегда чрезвычайно сложен. Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.
7 мая
2004 г. Владимир Путин озвучил
идею на следующих выборах
избирать Государственную думу
РФ только по партийным
«Плюсы» перехода к пропорциональной системе:
«Минусы» перехода к пропорциональной системе:
Список литературы: