Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие источника права в юридической науке.
Из данной цели выделены задачи:
Определить понятие «источник (форма) права;
Выделить виды источников права, их классификацию в юридической науке
Охарактеризовать основные источники права

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие характеристики источника (формы права)
Понятие источник права
Соотношение источника права и формы права
Глава 2. Виды источников права
2.1. Нормативно – правовой акт
2.2. Судебный (юридический) прецедент
2.3. Правовой обычай
2.4.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Источники права.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

2) формальный источник  права - способ выражения содержания  правил поведения или то, что  дает правилу общеобязательный  характер.

«Многозначность термина  «источники права» требует от теории права обойти его и заменить иным термином - «формы права». Формы права - это по сути разные виды права, которые  сложились исторически и которые  выбирает государство, отличаются они  по способу оформления содержания норм права. Это внешняя форма существования  содержания норм права»8

       Таким образом, форма права - это внешнее оформление содержания общеобязательных правил поведения, которые официально установлены или санкционированы государственной властью или общепризнанны обществом - правовые обычаи, решения, принятые на всенародных и местных референдумах.

       Этот термин часто используется в двух аспектах: социальный (материальный) источник права или юридический.

      Если под источником понимать то, что порождает право или правовые нормы, а именно в этом значении обычно и используется этот термин, то следует указать, что для субъектов, которые устанавливают юридические нормы, и субъектов, которые их применяют, источники права разные. Так, в первом случае источником является юридический мотив, общественные отношения, которые имеют правовую природу, т. е. те, которые могут и должны быть урегулированы правовыми нормами, типовые виды поведения, конкретные фактические правоотношения, правовые принципы, законы, международно-правовые договоры, общечеловеческие ценности, достигнутый уровень правовой культуры и правосознание.

        Поэтому,  источники права - это то, что порождает право, вызывает его к жизни. Принято различать источники права в так называемом правообразующем и юридическом смысле. Правообразующими источниками являются общественные потребности, которые преломляются через волю социальных групп и отдельных людей. Право служит целям удовлетворения потребностей общества, общественных групп и личности. Источниками права в юридическом смысле, согласно современной теории, является действующее законодательство в конкретных формах его выражения. Это - конституция, другие конституционные акты, текущие законы, принятые парламентом, акты президента, правительства, местных представителей учреждений и др.

      Терминологические споры относительно понятия «источник права» не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивает многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.

       «Об источниках права говорят, прежде всего, в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и, в конечном счете, как уже отмечалось выше, материальные условия жизни. Об источниках права пишут также в плане познания и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается»9.

       По существу речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне.

      Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во- первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

 

 

 

Глава 2. Виды источников права.

    1. Нормативно – правовой акт

        Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

          В постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

         Обычно под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера10.

        Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

        Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, -либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

          Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

       Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему "писаного права".

       Классификация нормативных правовых актов имеет большое практическое значение, в том числе как основа построения классификаторов для правовых информационных систем и автоматизированных систем делопроизводства. В данном случае необходимо сказать о Классификаторе правовых актов11, разработанном для использования при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией.

      По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

-  акты общего действия, охватывающие всю совокупность  отношений) определенною вида  на данной территории (например, Конституция Республики Башкортостан, Гражданский кодекс РФ и т.д.);

-  акты ограниченного  действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (например,  Закон о средствах массовой информации);

-  акты  исключительного  (чрезвычайного) действия.   Их  регулятивные возможности реализуются  лишь при наступлении исключительных  обстоятельств, на которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных  бедствий).

         По основным субъектам государственного правотворчества нормотивно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

        По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Юридическая сила устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо укапывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы.

          Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

1.   Никто, кроме органов  законодательной власти, не вправе  принимать или отменять законы.

2.   Все правовые  акты государства должны издаваться  в соответствии с Основным  Законом (Конституцией). Если подзаконный  акт противоречит закону, то этот  акт должен быть приведен в  соответствие с законом или  отменен.

3.  Закон не подлежит  утверждению или приостановлению  никем, кроме специально уполномоченного  на то органа законодательной  власти.

        В Российской Федерации по юридической силе, особенностям принятия различают следующие виды законов: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к Федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

         В самостоятельную группу нормативных актов по признаку юридической силы выделяют также нормативные договоры (внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации).

          Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов. Подзаконные акты имеют собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их правотворческого органа (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др.).

         Классификация по органу, принявшему акт, позволяет подразделять

- нормативные правовые акты на следующие группы:

- акты органов государственной власти Российской Федерации;

- акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- акты органов местного самоуправления.

 

       В качестве самостоятельных групп выделяют также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления (референдума), и акты международных организаций (например, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)).

       Правом издания нормативных правовых актов наделены органы законодательной и исполнительной государственной власти (федерального уровня и уровня субъектов Федерации), Президент Российской Федерации, иные властные органы, а также органы местного самоуправления. Особыми правотворческими полномочиями обладают органы судебной власти. Они могут признавать нормативные правовые акты не соответствующими Конституции Российской Федерации, незаконными, после чего орган, их принявший, обязан их отменить. Решения судебных органов также могут приобретать нормативно-правовой характер, например, в результате обобщения судебной практики.

        Каждый правотворческий орган имеет право издавать нормативные правовые акты только определенных видов (указ, постановление, приказ и т. д.), закрепленных в Конституции или законе, и только по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа.

        От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов.

        Иными словами, это документ, принимаемый в определенном порядке компетентным государственным органом, в котором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт как источник права можно охарактеризовать, обратив внимание на следующие его основные признаки: нормативный акт издается компетентным государственным органом в определенном процедурном порядке; нормативный акт носит государственно-властный характер; нормативный акт охраняется средствами государственного принуждения; нормативный акт обладает юридической силой - свойством реально действовать, фактически порождать юридические последствия; нормативный акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты. Правовые нормы, которые содержатся в нормативных актах, называют писаным правом.

Информация о работе Источники права