Источники конституционного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1.Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
2.Провести юридический анализ иных источников конституционного права;
3.Охарактеризовать принципы конституционного права и иные источники конституционного права России.
Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права и их виды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...4-5
Основная часть
1 Источники конституционного права…………………………………6-7
Характеристика источников конституционного права…………….8-13
Система конституционного права………………………………….14-18
Институт, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя……………19-20
Нормы института, который определяет систему государственной власти и систему местного самоуправления…………………………..21-24
Заключение………………………………………………………………25-26
Глоссарий………………………………………………………………...27-29
Библиографический список………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая конст.право россии.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Нормы данного института  по своим функциям являются определяющими  для всех других институтов конституционного права, направляют всё конституционно - правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

  1. воздействуют на общественные отношения путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
  2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
  3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
  4. включает в качестве субъекта прав человека, гражданина как такового, вне связи его с каким - либо особым правовым статусом;
  5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
  6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно - правовых отношений, их правоспособностью. Эти нормы, устанавливающие правовой статус субъектов, являются не только конституционными, но и договорными. В Федеративном договоре, в договорах с конкретными субъектами Федерации фиксируется разграничение полномочий между ней и её субъектами. Нормы рассматриваемого института закрепляются не только в Конституции, но и в договорах, соглашениях.

Для этих норм предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путём согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Нормы  института, который определяет  систему государственной власти  и систему местного самоуправления

 

         Имеет следующие особенности:

  1. это нормы прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретные правоотношениях;
  2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
  3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
  4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов РФ, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Совокупность юридических  особенностей,  придаёт определённой группе конституционно - правовых норм качество элемента отрасли, занимающего  относительно самостоятельное положение в её системе. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы отрасли  конституционного права предполагает не только выявление её составных  частей, её главных элементов, но и  обоснование их соотношения и  места каждого из них в этой системе.

В основе подхода к  системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно - правовых институтов. Это соотношение может рассматриваться как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно - правовыми институтами существует правовая форма воздействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, т.к в них содержится исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно - правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создаёт предпосылки для организационного построения системы органов государственной  власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально - государственные и государственно - территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы  конституционного права важное значение имеет вопрос о её соотношении  с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Она выявляется и формируется  путём теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главную роль при характеристике её составных элементов.

Система конституции - субъективная, поскольку систематизация конституционных  норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет её не  произвольно, а с учётом и на основе воспринятых им субъективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно - правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и её нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно - правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно - правового регулирования.

Как для системы отрасли  конституционного права, так и для  системы конституции, исходным началом  являются группировка норм на основе единства их содержания, специфики  регулируемых ими общественных отношений, и своеобразно круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли  характерен высокий, чем для системы  конституции, уровень обобщения  норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно - правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в её составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли  конституционного права, и система  конституции развиваются, отражая  уровень прямого воздействия  на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Источником конституционного права признаются юридические формы и способы выражения правовых норм, которые регулируют общественные отношения и составляют предмет конституционного права.

 К источниками российского конституционного права относятся: Конституция Российской Федерации – которая является главным источником государственного права. Нормы Конституции регулируют важные, общественные отношения, обладают высшей юридической силой и никакой законодательный акт не может противоречить Конституции. Конституции республик состава Российской Федерации принимаются высшими органами законодательной власти республик или референдумом. Конституция республики не противоречит Конституции России.

Статус субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов  федерального значения, автономных областей и округов регламентируется Уставами. Они относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами субъектов РФ.

Федеративный характер устройства России обусловливает такой  источник конституционного права как  законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации. Договоры и соглашения, которые Российская Федерация заключает с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации.

Законы Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации 1993 года, таких законов два: конституционные и федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Источниками конституционного права также являются акты палат  Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа и Декларации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. Если они противоречат Конституции РФ, законам и указам, то они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Регламенты палат Федерального Собрания применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются источниками конституционного права. Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, но его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Органы местного самоуправления реализуя свои полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты органов местного самоуправления.

В некоторых случаях  источниками конституционного права  могут: быть акты, издаваемые чрезвычайными  государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность принятия субъектами своих законов. Реализация этой конституционно-правовой возможности ведет к развитию регионального законодательства. .

Согласно Конституции Российской Федерации республики имеют конституцию, а другие субъекты РФ - уставы.

          

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Закон

юридический акт: принятый высшим представительным органом государственной  власти либо непосредственным волеизъявлением населения; регулирующий наиболее важные общественные отношения; обладающий наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства

2

Источники права

формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными источниками права являются: нормативно-правовые акты и правовые обычаи; судебные прецеденты; международные и внутригосударственные договоры

3

Конституция

писаный акт, совокупность актов или  конституционных обычаев, которые:  
- провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; и  
- определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти

4

Конституционное право

система внутренне согласованных  правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обуславливают: социально-экономическое, политическое и территориальное устройство государства; осуществление основных прав и свобод человека и гражданина;  
- систему государственной власти; и  
- систему внутреннего самоуправления

5

Конституционное соглашение

источник конституционного права; правила политической практики, которые  неукоснительно соблюдаются и считаются  обязательными для тех, кого они  касаются

6

Право

социальный институт; система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства

7

Фикция

созданное искусственным путем  историческое или догматическое  основание для известных юридических  правил, требуемых с точки зрения справедливости, но не могущих быть обоснованными средствами действующего права

8

Совет Федерации 

Формируется из представителей законодательной  и исполнительной властей от субъектов  федерации

9

Нормативный правовой акт

Письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера

10

Институты права

Группы правовых норм, регулирующих в рамках отрасли или подотрасли различные виды либо те или иные стороны общественных отношений

Информация о работе Источники конституционного права России