Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1.Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
2.Провести юридический анализ иных источников конституционного права;
3.Охарактеризовать принципы конституционного права и иные источники конституционного права России.
Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права и их виды.
Введение…………………………………………………………………...4-5
Основная часть
1 Источники конституционного права…………………………………6-7
Характеристика источников конституционного права…………….8-13
Система конституционного права………………………………….14-18
Институт, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя……………19-20
Нормы института, который определяет систему государственной власти и систему местного самоуправления…………………………..21-24
Заключение………………………………………………………………25-26
Глоссарий………………………………………………………………...27-29
Библиографический список………………………………………………...30
На данный момент времени действуют три федеральных конституционных закона: один регулирует федеральный референдум, а два - институты судебной власти. Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии государства.
Третий источник - Федеративный договор.
Часть источников конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, которые объединяются общим наименованием Федеративный договор.
Федеративный договор был
В ныне действующей Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. В случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции. В той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.
Четвертый источник - Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права.
Возможные рамки такого договорного разграничения (взаимного делегирования) предметов ведения и полномочий конституционно не определены. Не определена и процедура заключения и прекращения указанных договоров.
На практике договорами нередко изменяется разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Он, имеет преимущество перед разграничением, содержащимся в Федеративном договоре.
Положения соответствующих договоров имеют высокую юридическую силу, чем статьи Конституции.
Порядок заключения таких договоров, следующий. Он заключается в том, что договоры подписываются Президентом Российской Федерации с федеральной стороны и Президентом или главой республики, главой администрации со стороны субъекта Российской Федерации и вступают в силу обычно со дня опубликования. Официальное опубликование на федеральном уровне не имеет место (в печати субъектов Российской Федерации договоры обычно публикуются).
Договоры для вступления в силу должны бы утверждаться Федеральным Собранием и представительным органом законодательной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Причем для принятия решения нужно предусмотреть требование квалифицированного большинства, необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции на федеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъекта Российской Федерации.
Процедура заключения и расторжения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также проблема некоторых правовых последствий таких договоров нуждаются в урегулировании федеральным конституционным законом. При этом о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в Конституции не говорится.
Пятый источник - Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации. Эти постановления содержат нормы конституционного характера.
Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам уполномоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов Конституционный Суд должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она содержится только в мотивировочной части постановлений, и вряд ли может считаться нормой.
Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции должны содержать нормы конституционного характера.
Конституционное право состоит из правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно - правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.
Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, её системы.
Конституционное право является сложной системой.
Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном связями, которые существуют между её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников.
Не все комплексы конституционно - правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются крупные правовые образования, совокупности норм, отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.
Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.
Общественные отношения связанные с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.
Первичное и общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Её разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они имеют ту или иную конституционную норму.
Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из ещё более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным Конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Система конституции и система конституционного права не совпадают, система конституционного права при определённых условиях может сложится и развиваться даже без написанной конституции.
Система Российского
Конституционного права включает следующие
основные правовые институты с их
основными внутренними подразде
1)Основы конституционного строя;
2)Основные права и свободы человека и гражданина;
3)Федеративное устройство;
4)Система государственной власти и система местного самоуправления:
А)избирательная система (избирательное право);
Б)президентская власть;
В)законодательная власть;
Г)исполнительная власть;
Д)государственная власть субъектов;
Е)судебная власть и прокуратура;
Ж)местное самоуправление;
З)порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Такое строение отрасли
конституционного права соответствует
внутренней системности тех сфер
общественных отношений, которые составляют
его предмет. Каждый институт, являющийся
элементом системы отрасли
Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:
1)по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д;
2)по особенностям механизма действия конституционно - правовых норм, способам их реализации. Действие норм может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
3)по степени конкретной направленности конституционно - правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на сферы общественных отношений, нормы других - регулируют те или иные общественные отношения;
4)по субъективному
составу. Нормы одних
5)по способу правовой защиты действия конституционно - правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - воздействие на субъекта, нарушающего конституционно - правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
6)по специфике форм выражения охватываемых данным институтов правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
7)по видовому характеру
норм соответствующего
8)по степени и масштабам
включённости других отраслей
права в реализацию целей,
9)по целенаправленности
правового регулирования. В
10) по функциям, присущим каждому конституционно - правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
11)по принципам, свойственным каждому из конституционно - правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Указанные специфические особенности определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
2.1 Институт,
который объединяет нормы,
Нормы этого института: