Институт Уполномоченного по правам человека в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Понятие правового статуса личности 5

1.1 Классификация прав человека и гражданина 8

1.2 Юридические и конституционные обязанности личности 14

Глава 2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина 18

Глава 3. Гражданство РФ в контексте правового статуса личности 22

Глава 4. Институт Уполномоченного по правам человека в России 27

Заключение 36

Список используемой литературы. 38

Файлы: 1 файл

курсовая555.docx

— 66.74 Кб (Скачать)

     Еще с античных времен, в правовых государствах учреждался защитник гражданских прав, к примеру в Древнем Риме, народный трибун был наделен полномочиями наложить «вето» на любой закон, противоречащий правам полноправных граждан. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

     В современном мире институт Уполномоченного  по правам человека, «занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищает права  граждан от произвола государственных  органов управления и злоупотребления  властью со стороны чиновников».13

     В России никогда не было подобного  института. Впервые необходимость  учреждения Уполномоченного по правам человека закрепилась в Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной  Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.14 Данные нормы были окончательно закреплены в Конституции 1993 г. И соответствующего Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 25 декабря 1996 г., одобренном Советом Федерации 12 февраля 1997 г. и подписанном Президентом 26 февраля 1997 г.

     Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.

     Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена  в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Предполагается, что его деятельность поможет  решать весьма важные проблемы, активно  пресекать факты нарушения прав человека.

     Основными направлениями деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  являются:

     - рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

     - анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

     - развитие международного сотрудничества в области прав человека;

     - правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

     - подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

     - выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

     - направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

     - обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

     - обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

     - принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

     - анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

     - информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

     - направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

     По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.

     Институт  Уполномоченного по правам человека очень значим и перспективен, об этом свидетельствует, то что средства на деятельность Уполномоченного и  его аппарата прописываются в  федеральном бюджете отдельной  строкой. Это так же свидетельствует  о его независимости.

     Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного  по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

      Уполномоченный  досрочно освобождается от должности  Государственной Думой:

      - в случае нарушения им статьи  закона о деятельности несовместимой  с его статусом;

      - в случае вступления в законную  силу обвинительного приговора  суда в его отношении; 

      - ввиду его длительной (не менее  четырех месяцев подряд) неспособности  исполнять обязанности по состоянию  здоровья или иным причинам;

      - в случае подачи им заявления  о сложении полномочий.

      При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев  со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

     13 февраля 2004 года в связи с  истечением срока деятельности  на должности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации О.О. Миронова, Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  федерации назначила на эту  должность Владимира Петровича  Лукина. 18 февраля 2009 года  Постановлением Государственной Думы Лукин Владимир Петрович назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

     Деятельность  Уполномоченного не подменяет деятельность других правозащитных институтов и  тем более не отменяет ее. Нельзя рассматривать институт омбудсмена как «альтернативу» суду или прокуратуре. Уполномоченный по правам человека - правовой институт, действующий дополнительно к существующим правозащитным институтам.

     В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб граждан РФ и  находящихся на территории России иностранных  граждан и лиц без гражданства  на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения  или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми  по их жалобе.

     Получив жалобу, Уполномоченный вправе передать ее государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Законом об Уполномоченном по правам человека установлен предельный срок подачи жалобы - не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

     Омбудсмен имеет свободное усмотрение при  решении вопроса о том, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному такие возможности:

     1) принять жалобу к рассмотрению;

     2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать  для защиты своих прав и свобод;

     3) передать жалобу государственному  органу, органу местного самоуправления  или должностному лицу, к компетенции  которых относится разрешение жалобы по существу;

     4) отказать в принятии жалобы  к рассмотрению, указав мотивы. О  принятом решении гражданин уведомляется  в десятидневный срок.

     Приняв  жалобу к своему рассмотрению, Уполномоченный проводит проверку по ней самостоятельно либо поручает ее проведение компетентным органам или должностным лицам, кроме тех, чьи действия обжалуются.

     При проведении проверки Уполномоченный обладает правом: затребовать и безвозмездно получать от государственных органов, общественных и частных организаций  и их органов, органов местного самоуправления, должностных лиц любые сведения, документы и материалы, необходимые  для рассмотрения жалобы; входить  в помещения любых органов  и проводить проверки их деятельности без предварительного уведомления, если он располагает информацией  о грубых либо массовых нарушениях прав человека; получать объяснения, а  также приглашать для беседы любых  частных, должностных лиц по вопросам, подлежащим разрешению в ходе рассмотрения жалобы; поручать соответствующим компетентным лицам и органам производство экспертиз и подготовку заключений по вопросам, подлежащим разрешению в ходе рассмотрения жалобы; беспрепятственно посещать любые государственные органы и учреждения, общественные и частные организации, органы местного самоуправления.

     Предоставление  Уполномоченному информации, которая  составляет государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, должно осуществляться в соответствии с законами Российской Федерации. До вынесения окончательного решения  материалы, полученные при производстве по жалобе, разглашению не подлежат. Уполномоченный не вправе также разглашать ставшие ему известными в процессе производства по жалобе сведения о  частной жизни гражданина и других лиц без их согласия.

     При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу или должностному лицу, чьи действия или решения  обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, выслушать  обе заинтересованные стороны. С  представленными объяснениями может  быть ознакомлен гражданин. 
Наряду с рассмотрением жалоб омбудсмены уполномочены контролировать деятельность органов исполнительной власти и других государственных органов и иными способами. Российское законодательство исходит из того, что при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

     Уполномоченный  не рассматривает жалобы на решения  палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.

     По  результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществить ряд действий. Так, он может:

     1) обратиться в суд с заявлением  в защиту нарушенных прав и  свобод, а также лично или через  своего представителя участвовать  в процессе в установленных законом формах;

     2) обратиться в компетентные государственные  органы с ходатайством о возбуждении  дисциплинарного или административного  производства либо уголовного  дела в отношении должностного  лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина;

     3) обратиться в суд или прокуратуру  с ходатайством о проверке  вступившего в законную силу  решения, приговора суда, его определения  или постановления либо постановления судьи;

     4) изложить свои доводы должностному  лицу, которое вправе вносить  протесты, а также присутствовать  при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

     5) обращаться в Конституционный  Суд РФ с жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан законом, примененным  или подлежащим применению в конкретном деле.

     Кроме того, на основании изучения и анализа  информации о нарушении прав и  свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный имеет право  направлять государственным органам, органам местного самоуправления свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению  прав и свобод граждан. 

Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в России