Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 11:12, курсовая работа
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.
Введение. 2
Глава 1. Понятие правового статуса личности 5
1.1 Классификация прав человека и гражданина 8
1.2 Юридические и конституционные обязанности личности 14
Глава 2. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина 18
Глава 3. Гражданство РФ в контексте правового статуса личности 22
Глава 4. Институт Уполномоченного по правам человека в России 27
Заключение 36
Список используемой литературы. 38
Еще с античных времен, в правовых государствах учреждался защитник гражданских прав, к примеру в Древнем Риме, народный трибун был наделен полномочиями наложить «вето» на любой закон, противоречащий правам полноправных граждан. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.
В современном мире институт Уполномоченного по правам человека, «занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищает права граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников».13
В России никогда не было подобного института. Впервые необходимость учреждения Уполномоченного по правам человека закрепилась в Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.14 Данные нормы были окончательно закреплены в Конституции 1993 г. И соответствующего Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 25 декабря 1996 г., одобренном Советом Федерации 12 февраля 1997 г. и подписанном Президентом 26 февраля 1997 г.
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Предполагается, что его деятельность поможет решать весьма важные проблемы, активно пресекать факты нарушения прав человека.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
- анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие международного сотрудничества в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
- подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
- выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
- обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
- обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
- информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
- направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.
Институт Уполномоченного по правам человека очень значим и перспективен, об этом свидетельствует, то что средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Это так же свидетельствует о его независимости.
Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.
Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:
-
в случае нарушения им статьи
закона о деятельности
-
в случае вступления в
-
ввиду его длительной (не менее
четырех месяцев подряд) неспособности
исполнять обязанности по
- в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.
13
февраля 2004 года в связи с
истечением срока деятельности
на должности Уполномоченного
по правам человека в
Деятельность Уполномоченного не подменяет деятельность других правозащитных институтов и тем более не отменяет ее. Нельзя рассматривать институт омбудсмена как «альтернативу» суду или прокуратуре. Уполномоченный по правам человека - правовой институт, действующий дополнительно к существующим правозащитным институтам.
В
компетенцию Уполномоченного
Получив жалобу, Уполномоченный вправе передать ее государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Законом об Уполномоченном по правам человека установлен предельный срок подачи жалобы - не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Омбудсмен имеет свободное усмотрение при решении вопроса о том, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному такие возможности:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2)
разъяснить заявителю средства,
которые тот вправе
3)
передать жалобу
4)
отказать в принятии жалобы
к рассмотрению, указав мотивы. О
принятом решении гражданин
Приняв жалобу к своему рассмотрению, Уполномоченный проводит проверку по ней самостоятельно либо поручает ее проведение компетентным органам или должностным лицам, кроме тех, чьи действия обжалуются.
При
проведении проверки Уполномоченный обладает
правом: затребовать и безвозмездно
получать от государственных органов,
общественных и частных организаций
и их органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц любые
Предоставление Уполномоченному информации, которая составляет государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, должно осуществляться в соответствии с законами Российской Федерации. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при производстве по жалобе, разглашению не подлежат. Уполномоченный не вправе также разглашать ставшие ему известными в процессе производства по жалобе сведения о частной жизни гражданина и других лиц без их согласия.
При
рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан
предоставить органу или должностному
лицу, чьи действия или решения
обжалуются, возможность дать свои
объяснения по любым вопросам, подлежащим
выяснению в процессе проверки, выслушать
обе заинтересованные стороны. С
представленными объяснениями может
быть ознакомлен гражданин.
Наряду с рассмотрением жалоб омбудсмены
уполномочены контролировать деятельность
органов исполнительной власти и других
государственных органов и иными способами.
Российское законодательство исходит
из того, что при наличии информации о
массовых или грубых нарушениях прав и
свобод граждан либо в случаях, имеющих
особое общественное значение или связанных
с необходимостью защиты интересов лиц,
не способных самостоятельно использовать
правовые средства защиты, Уполномоченный
вправе принять по собственной инициативе
соответствующие меры в пределах своей
компетенции.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе осуществить ряд действий. Так, он может:
1)
обратиться в суд с заявлением
в защиту нарушенных прав и
свобод, а также лично или через
своего представителя
2)
обратиться в компетентные
3)
обратиться в суд или
4)
изложить свои доводы
5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Кроме
того, на основании изучения и анализа
информации о нарушении прав и
свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения
жалоб Уполномоченный имеет право
направлять государственным органам,
органам местного самоуправления свои
замечания и предложения общего
характера, относящиеся к обеспечению
прав и свобод граждан.
Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в России