Инновационная стратегия организации: понятие, виды, роль руководителя в её разработке и реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Оглавление

Введение…………………………………….……………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………….……………………....4
1.1. Инновационная стратегия организации…….…………………….....4
1.2. Организация и ее деловая среда………………….…………………10
1.3. Особенности инновационных стратегий………….………………..10
1.4. Инновационный аспект базовых стратегий роста…...………….....12
1.5.Виды стратегий………………………………….…………………….14
1.6.Роль руководителя………………………….………………………...19
Глава 2. Практическая часть…………………………….………………………21
2.1 Инновационная стратегия развития сельскохозяйственной организации.................................................................................................21
Заключение……………………...…………….…………………………..31
Список литературы………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая К.docx

— 1.31 Мб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………..3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………….……………………....4

1.1. Инновационная стратегия организации…….…………………….....4

1.2. Организация и ее деловая среда………………….…………………10

1.3. Особенности инновационных стратегий………….………………..10

1.4. Инновационный аспект базовых стратегий роста…...………….....12

1.5.Виды стратегий………………………………….…………………….14

1.6.Роль руководителя………………………….………………………...19

Глава 2. Практическая часть…………………………….………………………21

2.1 Инновационная стратегия развития  сельскохозяйственной организации.................................................................................................21

Заключение……………………...…………….…………………………..31

  Список  литературы………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Цель исследования:  определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В условиях рынка инновационная  деятельность является необходимой, поскольку  продукция предприятий, не способных  к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что влечёт за собой банкротство.

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика н

ововведений в  нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Глава 1. Теоретическая часть.

 

    1. Инновационная стратегия предприятия.

 

Инновационная стратегия предприятия – специфическое  явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних  десятилетий. Сущность инновационной  стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом  на рынок и перспективном изменении  внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.

В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция  предприятий, не способных к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что  влечёт за собой банкротство. Но условия  для перехода к активной инновационной  стратегии сложились лишь недавно.

Развитый  спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск  путей повышения уровня потребления, отдаётся предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства.

Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции  на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются  экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. Формированию большого количества высокоэффективных  производителей способствует процесс  глобализации.

Основные  возможности расширения сбыта заключаются  в предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях, поиск новых рыночных ниш, предложение  принципиально нового товара или  услуги, предложение товара или услуги с большей полезностью.

Наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающее проведение научных  разработок различной сложности. Её эффективность может быть повышена государственной политикой.

Наряду  с совокупностью внешних по отношению  к предприятию условий, обуславливающих  необходимость перехода к инновационной  стратегии, необходим ряд изменений  внутренней среды предприятия.

Самое главное  изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся за счёт формирования новой философии организации, новой  корпоративной культуры, привлечения  к сотрудничеству маркетинговых  структур или создание собственных  для проведения маркетинговых исследований.

Предприятию необходимо организовать поиск новых  идей, проведение исследований, быструю  разработку технологии или адаптацию  существующих. Все эти изменения  невозможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом.

Таким образом, переход предприятия к инновационной  стратегии рационален при определённом уровне развития рыночных отношений  и при широком распространении  радикально меняет характер экономической  системы страны.

Результативность  научно-технического прогресса в  значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью внедрения новых  продуктов и новых технологий. Это особенно важно при формировании рыночной экономики в Украине, которое  затрагивает большой комплекс сложных  многоплановых проблем. При этом важной задачей является обеспечение  динамического развития производства как фактора роста экономического потенциала страны, укрепления ее независимости, повышения благосостояния населения, устойчивости социально-политической системы.

Стабильность  самого предприятия в рыночной среде  вызывает необходимость разработки инновационной стратегии и ее реализации. Это позволяет предприятию успешно конкурировать на рынке с улучшенной или вновь созданной продукцией. Успешное функционирование предприятия определенное время на рынке позволяет ему заниматься поиском или разработкой новых продуктов или технологий, создавая определенную базу для адаптации инновации к данным производственным условиям, организации его производства и дальнейшего продвижения на рынок.

 Разработка  инновационной политики предприятия  предполагает определение целей  и стратегий его развития на  ближайшую и дальнюю перспективы,  исходя из оценки потенциальных  возможностей предприятия и обеспеченности  его соответствующими ресурсами.

При разработке инновационной политики предприятия  необходимо учитывать такие понятия, как жизненный цикл предприятия, продукции, технологического уклада, в  который входит и жизненный цикл энергоносителей; жизненный цикл отрасли  производства, в которой функционирует  само предприятие, в конце концов, и жизненный цикл самого товара. Различные периоды этих циклов создают  динамику развития общества. Изменения  показателей, характеризующих экономическое  и социальное развитие государства, их снижение или увеличение, при  графическом рассмотрении, образуют волнообразное движение, имеющее  в экономике название экономических  волн. Экономические волны обладают различной амплитудой колебания  – от сезонных до вековых.

Внешняя среда предприятия состоит из многих слагаемых, которые определяют общую экономическую ситуацию как  страны в целом, так и отдельно каждого региона. Экономические  подъемы и кризисы непосредственно  влияют на развитие и стабильность предприятия. Но среди общеэкономического подъема или спада следует  различать изменения в развитии отрасли, в которой функционирует  само предприятие, и чаще всего – регион. Каждая отрасль промышленности имеет свой жизненный цикл, и соответственно сами отрасли являются молодыми и старыми. Так, к старым отраслям относятся – ткацкая, угольная промышленности, кораблестроение, паровозостроение, по некоторым источникам, даже автомобилестроение. К новым же отраслям промышленности относятся производство волоконной оптики, биоинженерии, компьютеров различных модификаций, точное и сложное машиностроение. Так, если угольная промышленность и кораблестроение переживают кризисный период, производство компьютеров – бум в своем развитии. Общее экономическое развитие, которое определяется как большая экономическая волна, продолжительностью около 50 лет, распадается на составные – угасающие старые отрасли и процветающие новые.

Такие старые отрасли, как связь получили новый  импульс в своем развитии, например как спутниковая связь, а также  новое технологическое оборудование с цифровым устройством. Связь является ярким примером применения улучшающих инноваций.

 Наряду  с жизненным циклом отрасли  следует различать и жизненный  цикл производимой продукции  и самого предприятия.

В жизненном  цикле любого предприятия четко  прослеживаются состояния относительной  статики и относительной динамики. Все зависит от содержания цели, которая ставится перед каждой стадией. Рассматривая цели как предвосхищение результата, на который направлены усилия предпринимателя (менеджера), их подразделяют на функциональные (поддержание достигнутого состояния системы) и новые (приобретение нового качественного состояния системы). Новые цели требуют выхода на новые ориентиры, новые критерии равновесия в системе, новые решения, новые организационные структуры, т.е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии.

 На экономическое  положение предприятия, а в  зависимости от производимой  продукции, и на целую отрасль большое значение также оказывает и жизненный цикл товара (ЖЦТ). Наложение различных жизненных циклов, создающее циклическое движение, приводящее экономику то к подъему, то к кризису, называется общим словом – экономическая волна.

Наложение различных циклов схематично показано на рисунке. К моменту очередного кризиса, как правило, большинство  предприятий, на которых основывалась экономическая стабильность, оказываются  предприятиями старой отрасли с  устаревшими технологиями и завершающим  периодом жизненного цикла самого производимого  товара. Это происходит не потому, что  не востребованы сталь или трактор, а потому, что выплавка стали прежней технологией не выгодна, не рентабельна для дальнейшей реализации и применения для создания того же трактора. В конце концов, заканчивается очередной технологический уклад и начинается новый, который несет новые технологии, новые товары и новые энергоносители.

Кризис  – одно из тяжелейших состояний экономики. Эта неизбежная ситуация повторяется, как повторяется сама жизнь – рождение, становление, зрелость, упадок, смерть. И к ней нужно быть готовым. Для этого разработаны антикризисные мероприятия и целые программы, в основе которых лежат пакеты инновационного развития, как предприятия, региона, так и страны.

 При  антикризисном планировании, а также  при разработке инновационной  стратегии в первую очередь  необходимо учитывать стадии  циклического развития, как самого  предприятия и производимой им  продукции, так и внешней среды,  определяя очередной этап ее  развития. Одним из важнейших  мероприятий при разработке, как антикризисной программы, так и стратегического планирования, необходима оценка жизненного цикла самой инновации, то ли это основополагающая инновация, которая даст толчок развитию новых предприятий и новых отраслей, то ли это улучшающие, присущие предприятиям –виолентам, имеющим стабильное финансовое и рыночное положения.

В разработках  по перспективному развитию предприятия  необходимо учитывать основные причины  тех или иных явлений (смена технологий, жизненные циклы, сезонные колебания  и т.д.), а не следствия – снижение производства, потеря конкурентоспособности товара, сокращение производственного штата.

В этой связи  необходимо разрабатывать перспективные  планы, определяя цели, пути и методы их достижения.

 Для  этих целей можно использовать  спектральный анализ большой  экономической волны, индикаторами  которого являются экономические  показатели. Величина экономических  показателей постоянно меняется, и эти изменения дают представления  об общей ситуации в экономике,  помогая определить фазу прохождения  большой экономической волны.  Применение спектрального анализа  позволит предприятию своевременно  внедрить инновационную программу,  продукция которой будет являться  конкурентоспособной, а самому  предприятию, соответственно, успешно  функционировать, что приведет  к его стабильности и процветанию.

Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды. Поэтому многообразие инновационных  стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут  быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых  продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход  к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес – стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические); организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.

 

    1. Организация и ее деловая среда.

 

Теория  и практика стратегического и  проектного управления выработали ряд  универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии  обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.

Информация о работе Инновационная стратегия организации: понятие, виды, роль руководителя в её разработке и реализации