Характеристика основных признаков государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Государство - это основной властный институт политической системы общества, который распространяет свою власть на определенную территорию и проживающее на ней население, располагая для этого специальным аппаратом управления, издает юридически обязательные для всех веления, обладает суверенитетом, правом сбора налогов и привлечения займов, создаваемый в целях организации и жизнедеятельности общества в целом и проведения политики в интересах правящих сил и определенных слоев общества.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы.
Цель настоящей работы - исследовать понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также обобщить полученный материал.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..........3
Глава 1. Понятие и сущность государства……………………………………5
1.1. Понятие государства………………………………………………………5
1.2. Социальное назначение государства…………………….......................11
Глава 2. Признаки, отличающие государство от других организаций в обществе………………………………………………………………………14
2.1. Территориальная организация населения……………………………...14
2.2. Государственная власть………………………………………………….21
2.3. Государственный суверенитет ………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………...........28
Список использованной литературы……………...........................................31

Файлы: 1 файл

Характеристика основных признаков государства-И.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

    Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации - Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты - палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения, представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.

    Территории  федераций состоят из территорий, входящих в них государств и государственных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», - говорится в ст. 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций, таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет существования Союза.

    Попытка южных штатов выйти из состава  США привела к гражданской  войне 1861-1865 годов и к утверждению  принципа неделимости федерации, получившем подтверждение в заявлении Верховного Суда о том, что Соединенные Штаты есть нерушимый союз, состоящий из нерушимых штатов. На большой государственной печати США, отражая данное положение, начертаны слова: «Из множества - единство».

    Федеративные  государства характеризуются тем, что наряду с федеральной Конституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории федерации. Конституция и законы США являются высшими законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда других государств (Аргентины, Канады, Мексики), распространяя действие федеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее территорию.

    Признаком федеративных государств является наличие  общефедерального гражданства и  гражданства членов федерации.

    Исторически известна и такая форма объединения  государств, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерации, как объединение государств, создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579-1795 гг.), США (1776-1787 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.), Германский союз (1815-1866 гг.) и др.

    Конфедерация  представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств. В отличие от федерации  конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и  целей в пределах известного исторического периода.

    Суверенные  государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового  общения и одновременно являются членами единой государственной  организации11.

    Конфедерация  есть союз государств, объединенных одним  или несколькими общими органами при сохранении каждым из государств своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX веке, но они оказались не удачными. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая на несколько лет Сенегал и Гамбию. Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие:

  1. создание конфедерации, как правило, закрепляется договором;
  2. суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом;
  3. конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач;
  4. субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
  5. конфедерации не имеют общей Конституции, единой денежной системы, единого гражданства. Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.

    Современное административно-территориальное деление  России не всегда соответствует реальным экономическим и социальным процессам, происходящим на территории страны. Осторожно идущее укрупнение субъектов Российской Федерации объективирует эти процессы и демонстрирует перспективное направление модернизации этой системы.

    Эффективная территориальная организация населения в условиях современной экономики предполагает наличие хорошо структурированной прозрачной системы административно-территориального устройства, каждый структурный элемент которой является самоуправляемым и самодостаточным.  
 

2.2. Государственная власть 

    Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся  в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.

    Власть  придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка.

    Власть - это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых  и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной12.

    Исследуя  понятие государственной власти необходимо отметить, что в теории государства и права этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи, с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие - волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи - способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые - организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые - управление, связанное с принуждением, и т.д. Безусловно, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них - задача не из легких.

    Известно, что понятие складывается из основных, существенных черт и признаков тех  явлений, которые отражаются в данном понятии. Поэтому чтобы раскрыть понятие государственной власти, нужно рассмотреть и охарактеризовать те черты, признаки, которые присущи государственной власти. Как представляется, они заключаются в следующем.

    Во-первых, государственная власть, как и  любая власть, - это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться, или управлять кем-то, подчинять своей воле других.

    Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми.

    В-третьих, государственная власть - это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.

    В-четвертых, государственная власть - это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.

    В-пятых, государственная власть - это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято считать, выражается, прежде всего, в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения.

    В-шестых, государственная власть - это власть территориальная. Как и государство, она действует только в пределах территории страны.

    В-седьмых, государственная власть - это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом.

    В-восьмых, государственная власть - это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д.

    Рассмотрев  основные черты и признаки государственной власти, можно сформулировать определение государственной власти. Оно может быть, например, таким: государственная власть - это способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Хотя в данном определении не все из отмеченных признаков получили отражение, его, тем не менее, можно использовать в качестве определения государственной власти.

    Особенностью  государственной власти, по мнению С.С.Алексеева13 является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены.

    В обществе с классовыми антагонизмами  властвующим субъектом выступает  экономически господствующий класс, подвластными - отдельные лица, социальные, национальные общности, классы.

    В демократическом обществе возникает  тенденция сближения субъекта и  объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин  является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина - участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии.

    Таким образом, можно сделать вывод, что при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

    Еще одна важнейшая особенность государственной  власти состоит в том, что она  проявляется в деятельности государственных  органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства.

    Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе14.

    Государственная власть обладает предметно-материальными источниками силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта.

Информация о работе Характеристика основных признаков государства