Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Государство - это основной властный институт политической системы общества, который распространяет свою власть на определенную территорию и проживающее на ней население, располагая для этого специальным аппаратом управления, издает юридически обязательные для всех веления, обладает суверенитетом, правом сбора налогов и привлечения займов, создаваемый в целях организации и жизнедеятельности общества в целом и проведения политики в интересах правящих сил и определенных слоев общества.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы.
Цель настоящей работы - исследовать понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также обобщить полученный материал.
Введение…………………………………………………………………..........3
Глава 1. Понятие и сущность государства……………………………………5
1.1. Понятие государства………………………………………………………5
1.2. Социальное назначение государства…………………….......................11
Глава 2. Признаки, отличающие государство от других организаций в обществе………………………………………………………………………14
2.1. Территориальная организация населения……………………………...14
2.2. Государственная власть………………………………………………….21
2.3. Государственный суверенитет ………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………...........28
Список использованной литературы……………...........................................31
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации - Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты - палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения, представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.
Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств и государственных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», - говорится в ст. 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций, таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет существования Союза.
Попытка
южных штатов выйти из состава
США привела к гражданской
войне 1861-1865 годов и к утверждению
принципа неделимости федерации, получившем
подтверждение в заявлении
Федеративные
государства характеризуются
Признаком федеративных государств является наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.
Исторически известна и такая форма объединения государств, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерации, как объединение государств, создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579-1795 гг.), США (1776-1787 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.), Германский союз (1815-1866 гг.) и др.
Конфедерация представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода.
Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации11.
Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым из государств своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX веке, но они оказались не удачными. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая на несколько лет Сенегал и Гамбию. Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие:
Современное
административно-
Эффективная
территориальная организация населения
в условиях современной экономики предполагает
наличие хорошо структурированной прозрачной
системы административно-
2.2. Государственная
власть
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка.
Власть - это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной12.
Исследуя понятие государственной власти необходимо отметить, что в теории государства и права этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи, с чем можно столкнуться с самыми разными определениями государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие - волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи - способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые - организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые - управление, связанное с принуждением, и т.д. Безусловно, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них - задача не из легких.
Известно, что понятие складывается из основных, существенных черт и признаков тех явлений, которые отражаются в данном понятии. Поэтому чтобы раскрыть понятие государственной власти, нужно рассмотреть и охарактеризовать те черты, признаки, которые присущи государственной власти. Как представляется, они заключаются в следующем.
Во-первых, государственная власть, как и любая власть, - это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться, или управлять кем-то, подчинять своей воле других.
Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми.
В-третьих, государственная власть - это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.
В-четвертых, государственная власть - это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.
В-пятых, государственная власть - это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято считать, выражается, прежде всего, в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения.
В-шестых, государственная власть - это власть территориальная. Как и государство, она действует только в пределах территории страны.
В-седьмых, государственная власть - это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом.
В-восьмых, государственная власть - это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д.
Рассмотрев основные черты и признаки государственной власти, можно сформулировать определение государственной власти. Оно может быть, например, таким: государственная власть - это способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Хотя в данном определении не все из отмеченных признаков получили отражение, его, тем не менее, можно использовать в качестве определения государственной власти.
Особенностью государственной власти, по мнению С.С.Алексеева13 является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены.
В
обществе с классовыми антагонизмами
властвующим субъектом
В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина - участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии.
Таким образом, можно сделать вывод, что при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.
Еще
одна важнейшая особенность
Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе14.
Государственная власть обладает предметно-материальными источниками силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта.
Информация о работе Характеристика основных признаков государства