Характеристика основных признаков государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Государство - это основной властный институт политической системы общества, который распространяет свою власть на определенную территорию и проживающее на ней население, располагая для этого специальным аппаратом управления, издает юридически обязательные для всех веления, обладает суверенитетом, правом сбора налогов и привлечения займов, создаваемый в целях организации и жизнедеятельности общества в целом и проведения политики в интересах правящих сил и определенных слоев общества.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы.
Цель настоящей работы - исследовать понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также обобщить полученный материал.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..........3
Глава 1. Понятие и сущность государства……………………………………5
1.1. Понятие государства………………………………………………………5
1.2. Социальное назначение государства…………………….......................11
Глава 2. Признаки, отличающие государство от других организаций в обществе………………………………………………………………………14
2.1. Территориальная организация населения……………………………...14
2.2. Государственная власть………………………………………………….21
2.3. Государственный суверенитет ………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………...........28
Список использованной литературы……………...........................................31

Файлы: 1 файл

Характеристика основных признаков государства-И.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
  1. государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом;
  2. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);
  3. общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;
  4. на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;
  5. при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;
  6. развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение «лучшей жизни», «общей пользы», «общего блага» или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

    Данные  выводы позволяют сформулировать следующее определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. 

1.2. Социальное  назначение государства 

    Социальное  назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества.

    Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека7.

    Основным  предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение  одного класса другим, умеряя их столкновение8.

    В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.)9.

    Таким образом, можно сделать вывод,  что взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

    Вместе  с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.

    Марксистско-ленинское  представление о государстве  как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об «истинности» и «универсальности» теории классового государства.

    Приверженность  лишь одной из возможных гипотез  общественного развития, которую отстаивала марксистско-ленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику.

    Значительно углубились демократизм общественной жизни, начала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Азии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин.

    Будучи  по-прежнему главной управляющей  системой общества, государство начинает все более превращаться в орган  преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

    Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя  деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей  с другими государствами.

    Все это дает основать охарактеризовать современное цивилизованное государство  как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).   
 
 

Глава 2. Признаки, отличающие государство от других организаций в обществе

2.1. Территориальная  организация населения 

    В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или  предполагаемым родством. Причем род  часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое.

    В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

    Территориальная организация населения является одним из основных существенных признаков  государства.

    Территориальная организация населения - это пространственная организация жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития. Она включает в себя:

  1. размещение населения;
  2. размещение отраслей производственной и непроизводственной сферы;
  3. природопользование;
  4. территориальное разделение труда;
  5. экономическое или национально-этническое районирование;
  6. административно-территориальную организацию государства.

    Размещение  населения - это распределение и перераспределение населения на определенной территории, результатом чего является сеть поселений или населенных пунктов.

    Размещение  отраслей производства - это географическое распространение процесса создания материальных благ, промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта.

    Территориальное разделение труда - это производственная специализация отдельных экономически-связанных территорий любого ранга (экономических областей, районов, субъектов), обмен между ними продукцией и услугами. Этот процесс обусловливается природными, экономическими, социальными, национально-историческими и другими особенностями различных территорий.

    Административно-территориальная  организация государства складывается исторически под влиянием различных факторов, предопределяя в дальнейшем основные параметры жизнедеятельности государства и общества.

    Территория  государства представляет собой  пространственный предел власти данного  государства. В ее границах живет и трудится население, на ней размещаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, культурные и научные центры10.

    Территориальная организация государства - явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства территории, выделение и взаимосвязь отдельных его частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.

    Под национально-государственным устройством  понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

    Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными. Унитарным (от латинского слова - единство) является государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.). При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т.е. самоуправляющиеся образования. Классическим примером в этом отношении является Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.

    Унитарные государства характеризуются единством  территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII века, на ее сохранении сказался и незавершенный, компромиссный характер английской буржуазной революции XVII века. Палаты парламентов унитарных государств, в отличие от федераций, не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

    Следовательно, можно сделать вывод, что унитарное - это единое и целостное государство. Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

    Федеративное  государство (от позднелатинского слова  - объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и территориальному принципам, либо федерация создается, используя и одно и второе начало.

    Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

    В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

    Субъектами  федерации являются государства  или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе  США пятьдесят штатов, ФРГ - шестнадцать земель, Швейцарии - двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна республика, девять краев, сорок шесть областей, два города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа.

Информация о работе Характеристика основных признаков государства