Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Государство - это основной властный институт политической системы общества, который распространяет свою власть на определенную территорию и проживающее на ней население, располагая для этого специальным аппаратом управления, издает юридически обязательные для всех веления, обладает суверенитетом, правом сбора налогов и привлечения займов, создаваемый в целях организации и жизнедеятельности общества в целом и проведения политики в интересах правящих сил и определенных слоев общества.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы.
Цель настоящей работы - исследовать понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также обобщить полученный материал.
Введение…………………………………………………………………..........3
Глава 1. Понятие и сущность государства……………………………………5
1.1. Понятие государства………………………………………………………5
1.2. Социальное назначение государства…………………….......................11
Глава 2. Признаки, отличающие государство от других организаций в обществе………………………………………………………………………14
2.1. Территориальная организация населения……………………………...14
2.2. Государственная власть………………………………………………….21
2.3. Государственный суверенитет ………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………...........28
Список использованной литературы……………...........................................31
Данные
выводы позволяют сформулировать следующее
определение государства: государство
- это организация политической суверенной
власти, осуществляющая управление социальными,
экономическими, политическими, духовными
процессами жизни общества.
1.2. Социальное
назначение государства
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества.
Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека7.
Основным
предназначением государства
В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.)9.
Таким образом, можно сделать вывод, что взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Вместе
с тем на содержание деятельности
государства в отдельные
Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об «истинности» и «универсальности» теории классового государства.
Приверженность лишь одной из возможных гипотез общественного развития, которую отстаивала марксистско-ленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику.
Значительно углубились демократизм общественной жизни, начала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Азии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин.
Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.
Все
это дает основать охарактеризовать
современное цивилизованное государство
как средство социального компромисса
(по содержанию) и как правовое государство
(по форме).
Глава 2. Признаки, отличающие государство от других организаций в обществе
2.1. Территориальная
организация населения
В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое.
В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.
Территориальная организация населения является одним из основных существенных признаков государства.
Территориальная организация населения - это пространственная организация жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития. Она включает в себя:
Размещение населения - это распределение и перераспределение населения на определенной территории, результатом чего является сеть поселений или населенных пунктов.
Размещение отраслей производства - это географическое распространение процесса создания материальных благ, промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта.
Территориальное разделение труда - это производственная специализация отдельных экономически-связанных территорий любого ранга (экономических областей, районов, субъектов), обмен между ними продукцией и услугами. Этот процесс обусловливается природными, экономическими, социальными, национально-историческими и другими особенностями различных территорий.
Административно-
Территория государства представляет собой пространственный предел власти данного государства. В ее границах живет и трудится население, на ней размещаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, культурные и научные центры10.
Территориальная
организация государства - явление
сложное и многоэлементное, означающее
определенный порядок устройства территории,
выделение и взаимосвязь отдельных его
частей. Это национально-государственное
и административно-
Под
национально-государственным
Государства
современного мира по форме национально-
Унитарные
государства характеризуются
Следовательно, можно сделать вывод, что унитарное - это единое и целостное государство. Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.
Федеративное государство (от позднелатинского слова - объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и территориальному принципам, либо федерация создается, используя и одно и второе начало.
Федерации,
основанные на территориальном принципе,
оказались более прочными и устойчивыми
(США, ФРГ), в то время как образованные
на национально-территориальной
В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.
Субъектами
федерации являются государства
или государственные
Информация о работе Характеристика основных признаков государства