Границы вмешательства государства в рыночную экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического
образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что
современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства
государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы
государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно
ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением
социальных и других важных проблем.
Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти
полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного
борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х
гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме
государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение ...............................2
1.Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику ......5
2.Функции государства в рыночной экономике ..............10
2.1. Принципы и цели государственного регулирования ...........12
2.2. Правовое регулирование ..........................14
2.3. Финансовое регулирование ......................15
2.4. Государственное предпринимательство ................17
2.5. Социальное регулирование ......................19
2.6. Стабилизационная функция государства ...............21
2.7. Распределительная функция ....................22
3. Границы вмешательства государства в рыночную экономику ........23
Список использованных источников ..................29

Файлы: 1 файл

роль гос в рын эконом.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

работает при освоении перспективных видов новой техники и технологии.

     Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает

проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над

международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные

курсы, управление платежными балансами и др.

Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в

рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный

симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма

рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного

общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной

экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать

административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную

задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых

производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без

учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется

отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается

отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня

жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление

экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности, что

сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны

или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность

обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-

экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

В соответствии с теорией общественного выбора на выработке и реализации

управленческих решений негативно сказываются ограниченность доступной

информации, неспособность государства полностью контролировать реакцию

контрагентов  на свои действия, несовершенство политического процесса,

ограниченность контроля над государственным аппаратом и др. На практике выбор

оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не

таким простым, как могло показаться на первый взгляд.

Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается

соображениями о личной выгоде. Среди множества факторов, влияющих на

эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные

внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы

экономической политики, обусловленные движением рейтинга правительства и тем,

на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания

объёма производства и занятости, связанные с изменением экономической

политики для победы на выборах, назвали политико-экономическим циклом.

Качество принимаемых решений зависит от квалификации, профессионализма и

компетентности государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям.

Важную роль при этом играют относительная автономия аппарата экономического

управления, изоляция его от воздействия чисто политических факторов,

преемственность управленческих кадров и эффективная система их материального

стимулирования.

В результате негативных эффектов правительственные программы не столько

устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению

ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные

решения. Однако наличие изъянов государства само по себе не предполагает

однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил,

поскольку существуют изъяны рынка.

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                       

1.     Албегова И. М., Емцов  Р. Г., Холопов А. В. Государственная

экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А. В. Сидоровича.

М.: Дело и сервис, 1998.

2.     Бартлинг Г., Луциус  Г. Основы учения о рыночной  экономике / Под ред.

И. И. Столярова. М.: Агент, 1997.

3.     Бусыгин В. П., Кокович  С. Г., Цыплаков А. А. Методы

микроэкономического анализа: фиаско рынка. Новосибирск, 1996.

4.     Государственное регулирование  рыночной экономики. Уч. пособие. М.:

Дело, 2001.

5.     Государственное регулирование  экономики в современных условиях. М.: ИЭ

РАН, 1998.

6.     Долан Э. Д., Линдсей  Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. М.:

«Автокомп», 1996.

7.     Государственное регулирование  рыночной экономики. Учебное пособие, 1998.

8.     Колтунова В. М. Основы  рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 1998.

9.     Коуз Р. Фирма, рынок  и право. М.: Дело, 1993.

10. Ламперт Х. Социальная рыночная  экономика. М.: Дело, 1995.

11.

12. Лившиц А. Ю. Экономика реформ  в России и её цена. М.: Экономика, 1994.

13. Лившиц А. Ю. Введение в рыночную  экономику. М.: Высшая школа, 1996.

14. Луссе А. Микроэкономика. Краткий  курс. С.-П.: «Питер», 2001.

15. Национальное богатство в  условиях формирования рыночных  отношений. М.:

Наука, 1995.

16. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2001.

17. Роль государства в становлении  и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ

РАН, 1997.

18.  Рыночная экономика. Учебник. Ч.1 /Под ред. В. Ф. Максимова. М.:

«Соминтек», 1996.

19. Современная экономика. / Под  ред. Мамедова О. Ю. – Ростов на  Дону:

Феникс, 1998.

20. Юрьева Т. В. Социальная рыночная  экономика. М.: Русская деловая

литература, 1999.

 


Информация о работе Границы вмешательства государства в рыночную экономику