Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:30, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического
образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что
современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства
государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы
государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно
ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением
социальных и других важных проблем.
Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти
полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного
борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х
гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме
государственного регулирования экономики.
Введение ...............................2
1.Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику ......5
2.Функции государства в рыночной экономике ..............10
2.1. Принципы и цели государственного регулирования ...........12
2.2. Правовое регулирование ..........................14
2.3. Финансовое регулирование ......................15
2.4. Государственное предпринимательство ................17
2.5. Социальное регулирование ......................19
2.6. Стабилизационная функция государства ...............21
2.7. Распределительная функция ....................22
3. Границы вмешательства государства в рыночную экономику ........23
Список использованных источников ..................29
частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды.
Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной,
гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует
поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает
структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие
международных экономических отношений.
Механизм рыночной экономики не в состоянии охватить все сферы экономической
системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой
страны, как известно, имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут
развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких
сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это
относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к
регулированию внешних факторов. Как бы не оценивалась проблема вмешательства
государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних
эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять
государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие
таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка,
государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в
услугах этих отраслей.
Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и
услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в
государственном секторе. Наряду с собственным производством государство может
стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их
у последних.
Особенно возрастает в современных условиях роль государства в связи с
необходимостью обеспечения экологической безопасности общества. Вовлекая всё
больше природных ресурсов в хозяйственный оборот, частные предприятия не
возмещают всех затрат, связанных с эксплуатацией природных ресурсов,
перекладывая тем самым часть собственных затрат на общество. Более того,
руководствуясь только законами рынка, они не останавливаются и перед
коммерческой эксплуатацией невоспроизводимых национальных ресурсов. И только
вмешательство государства, во-первых, позволяет обеспечить полное возмещение
предприятиями всех затрат, связанных с использованием природных ресурсов, во-
вторых, предотвращает вовлечение в хозяйственный оборот невоспроизводимых
природных богатств, несущее угрозу здоровью и жизни человека.
2.5. Социальное регулирование
Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики
является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти
все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть,
гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное
распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере
рыночной экономики.
В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления
социальной защиты:
1. Гарантия минимума заработной
платы. Такая гарантия имеет
социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и
пересчёта уровня пенсий и пособий.
2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости
является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от
всего экономически активного населения).
3. Индексация фиксированных
денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на
потребительские товары.
Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на
устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не
на ликвидацию рыночных отношений как таковых.
Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная
занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых
рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт,
наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство
(индивидуальная трудовая
фермерских (крестьянских) хозяйств).
2.6. Стабилизационная функция государства
Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и
условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями
это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией,
инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран,
рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко
снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной
дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство
должно проводить антимонопольную политику, а именно: 1) разработать и принять
специальное антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы
органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих
соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-
организационные методы.
К сожалению, Россия, которая только приступила к созданию рыночного
механизма, уже испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации.
Безработица также постоянно растёт.
Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России
затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России
отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-
вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом
существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике
встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное
замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др.
Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на
уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную
программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной,
как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно
решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных
механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего
негосударственного сектора экономики; создание самого государственного
сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально
огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном
режиме.
2.7. Распределительная функция
Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с
рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она
направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных
групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия
механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике. Специфика действия
этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить
достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и
учитывающий традиции данного общества. Законы рынка довольно жестки и
жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно и не
всегда виноватых. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем
самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и
недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет
распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо
отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу
нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает
беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и
многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных,
обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже
определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения и
обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое
неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания
доходов, т.к. неравенство доходов – это обязательное условие эффективного
функционирования рыночной экономики. А государство, в свою очередь, средства
для выплаты этих самых пособий черпает из взимания налогов, например, в США,
около 60% федеральных доходов от акцизного налогообложения дают всего три
товара – алкоголь, табак и бензин. Благотворительные фонды имеют бесспорное
преимущество перед другими способами, т.к. решение богатого поделиться с
бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. Этим
благотворителем может выступить и государство.
3. Границы вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его
возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где
механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство
государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм,
свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в
денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые
невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах
коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление,
единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация,
охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства
государства в экономику.
В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах
рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не
имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты
нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение
ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения,
предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов,
составляют максимальные границы его вмешательства в экономику
свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые
границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще
не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже
идеальный свободный рынок.
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области
экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает
необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах.
Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы
вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.
Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы,
полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства,
размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть
люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на
рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают
никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного
возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное
распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт
благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в
перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства
государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики,
уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная
граница определяется следующим: размером социальных выплат, которые должны быть
согласованы с возможностями государства; размеры налогов не должны подрывать
экономические стимулы владельцев факторов производства; при определении объемов
и сроков выплат соц. пособий необходимо учитывать негативные эффекты рабочей
силы и рыночный механизм в целом.
Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для
тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется
оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна
безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его
обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания
определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших
рабочие места или не сумевших найти их.
Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных
инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и
неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному
механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует
структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно
Информация о работе Границы вмешательства государства в рыночную экономику