Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:23, курсовая работа
Вопрос о соотношении государства, права и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.
1.Введение……………………………………………………………………стр 2
2.Глава 1………………………………………………………………………стр4
3.Право и экономика в России………………………………………………..стр4
4. Возникновение права по мысли Маркса………………………………….стр9
5.Западная модель экономической свободы и роль права………………..стр12
6.Глава 2 …………………………………………………………………….стр14
7.Стимулирующая роль права………………………………..…………..стр14
8.Роль права в утверждении рыночных отношений……………………….стр17
9.Заключение…………………………………………………………………стр18
10.Список литературы………………………………………………………стр20
Роль
законодательных актов при
От внимания буржуазных политиков не могло укрыться то обстоятельство, что право собственности и управление фирмами создает неравенство граждан в доходах, статусе, квалификации, обладании информацией, в доступности к политическим лидерам и в целом - в прогнозировании жизненного успеха и, следовательно, в шансах на равных участвовать в управлении государством.
Вместе
с тем, немало сторонников имеет
точка зрения, согласно которой экономическая
свобода, включающая в себя право
частной собственности - право собственников
самим управлять своими фирмами
или делегировать право контроля
над ними менеджеру, - так же законна,
как и политическая. Поэтому в
демократическом западном обществе
законы в итоге призваны освящать
недемократизм (неравенство) в экономической
сфере. В США, например, весьма злободневен
вопрос, до каких пределов естественное
право собственности
В XX столетии в
мирных условиях частные предприниматели
и корпоративный капитал уже
не справлялись с крупными нарушениями
общего хода развития национальной экономики.
И тогда в экономической теории
был пересмотрен принцип
Рекомендации Дж. Кейнса стали претворяться на практике во второй половине XX в., когда стала развертываться научно-техническая революция (НТР).
Таким
образом, после эпохи классического
капитализма и периода
На
Западе сложилась необычная экономика,
состоящая из нескольких укладов (форм
хозяйства). Это сильно отличает западное
общество от тех социальных образований,
которые были в прошлом. Как известно,
в предшествующие исторические эпохи
социально-экономический строй (первобытнообщинный,
рабовладельческий, феодальный) базировался,
как правило, на одной господствующей
форме собственности. Сейчас же западные
государства имеют новый облик,
который не похож на «чистый» и
«классический» капитализм.
Так, профессор
Дэвид Хайман в учебнике «Современная
микроэкономика: анализ и применение»
считает фактом то, что «ни в
США, ни в любой другой стране Запада
экономику нельзя рассматривать
как чисто капиталистическую».2 Сейчас
ясно по крайней мере одно. В западных
странах общая структура
Стимулирующая
роль права.
В период
формирования цивилизованного российского
рынка меняются роль права, характер
его воздействия на общественные
отношения, на поведение субъектов.
Наряду с традиционными
Задача права - создавать полезную среду для этого, поддерживать баланс противоречивых, но вполне совместимых устремлений, направлять их в надежное правовое русло. В этом смысле огромный стимулирующий потенциал права еще не полностью используется.
Рынок во всех странах мира так или иначе регулируется законодательством, которое устанавливает общие «правила игры». В некоторых государствах сохраняются элементы плановости. При этом направляющее влияние на экономические процессы оказывается не через властные приказы и администрирование, а через такие инструменты, как бюджет, налоги, кредиты, цены, заказы, поддержка базовых отраслей производства и т.д.
Объективная
необходимость в эффективном
«вмешательстве» государства и
права в становление рыночных
отношений обусловлена
Правовое стимулирование должно быть адресным, целенаправленным и дифференцированным, оказывать влияние в первую очередь на производственную деятельность. Цель - подъем экономики, внедрение рыночных механизмов, создание заинтересованности в труде. Основными направлениями стимулирования являются: предпринимательство, фермерство, малый и средний бизнес, коммерция, бытовое обслуживание, хозяйственная деятельность, банковское дело, инвестиции (отечественные и зарубежные), здравоохранение, транспортные коммуникации, частный капитал и т.п14.
Остановимся подробнее на понятии правовых стимулов и механизме их действия в новых условиях.
Самое распространенное определение стимула в многочисленных словарях и в научной литературе сводится к тому, что стимул есть побуждение к действию, побудительная причина. При формировании конкретных подходов и мер к его эффективному использованию в социальной практике большое значение имеет правильное понимание данного феномена, точное раскрытие его сущности, ибо от этого зависят объективные пределы действия правовых стимулов в юридическом упорядочении, их потенциальные возможности и т.д.
В трактовке
категории «правовой стимул»
надо иметь в виду следующие аспекты.
1) Вряд
ли можно согласиться с теми
авторами, кто видит в стимулах
лишь субъективный (внутренний) фактор.
Стимул, а тем более правовой ,
в отличие от мотива, выступающего
в качестве внутренней
2) Понятие
«правовой стимул» нельзя
3) Правовые
стимулы представляют собой
4) Правовые
стимулы зачастую связывают
5) правовыми
стимулами необходимо считать
прежде всего конкретные
6) Понятие
«правовое стимулирование»
Подытоживая сказанное, правовой стимул можно определить как правовое побуждение к законопослушному активному поведению, создающее для удовлетворения интересов субъектов режим благоприятствования. Общие признаки правовых стимулов состоят в том, что они: а) связаны с благоприятными условиями для осуществления интересов личности, так как они выражаются в обещании предоставления ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей; б) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, льготы, поощрения, и т.п.; в) выражают положительную правовую мотивацию; г) предполагают повышение позитивной активности; д) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
Указанные
особенности правовых стимулов необходимо
учитывать при оптимизации
Роль
права в утверждении
рыночных отношений
Совместимы ли движение к рынку и устремления к праву и правовому государству? Не только в обыденных представлениях, но и в некоторых научных разработках сказывается настороженное отношение к вопросу о совмещении рынка и права, коммерции и справедливости. Дело в том, что рынок представлялся нам эдаким ристалищем, где сильный всегда выигрывает, где обман и подкуп постоянно сопутствуют удаче. Наблюдение Марка Твена - делай деньги, как только можешь и даже честно, если нельзя иначе, - тоже навеяно рыночными отношениями. В этом расхожем представлении о рынке не много места найдется для понятий о чести и справедливости.
Нигилистической можно охарактеризовать и позицию, сторонники которой отвергают регулируемый рынок. Если идет речь о свободной игре, о столкновении многообразных сил, о жесткой конкуренции и выживании, то какое может быть регулирование? Так иногда ставят вопросы. Но при этом чаще всего отождествляют "регулирование" с госплановской и госснабовской деятельностью эпохи феодального социализма.