Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 00:48, курсовая работа
Краткое описание
Так как политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии.
Оглавление
Введение Глава 1: Основные признаки государства 1.2 Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности Глава 2: Политические партии 2.2 Признаки политической партии 2.3 Типологии политических партий 2.4 Концепции политической партии 2.5 Функции политической партии 2.6 Классификация политических партий Глава 3: Взаимодействие государства и политических партий 3.1 Виды государственной поддержки деятельности партий предусмотренные законом 3.2 Взаимодействие между органами государственной власти и политическими партиями 3.3 Регулировка труда работников аппаратов политических партий 3.4 Роль партий в политической системе Заключение Список литературы
Может ли
партия учредить свои учебные центры.
Каков их статус.
В СООТВЕТСТВИИ с п. «е» статьи
26 Федерального закона «О политических
партиях» партия вправе учреждать образовательные
учреждения дополнительного образования
взрослых. Образовательные учреждения
дополнительного образования могут иметь
различную форму (учреждения повышения
квалификации, курсы партийной учебы,
партийные школы, учебные центры). При
этом политическая партия может выступать
как одним учредителем, так и соучредителем
образовательного учреждения дополнительного
образования наряду с иными организациями.
Положением о лицензировании образовательной
деятельности, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
18 октября 2000 г. № 796, обучение по программам
профессиональной подготовки, дополнительного
профессионального образования подлежит
лицензированию. В то же время в соответствии
с пп. «а» п. 2 Положения не подлежит лицензированию
образовательная деятельность в форме
разовых лекций, стажировок, семинаров
и других видов обучения, не сопровождающаяся
итоговой аттестацией и выдачей документов
об образовании и (или) квалификации. Подобная
деятельность, связанная с организацией
политического просвещения граждан, может
осуществляться и без лицензирования.
Поскольку политические партии не вправе
вмешиваться в деятельность образовательных
учреждений, создание партийных учебных
центров как филиалов, факультетов, отделений
учреждений высшего и среднего профессионального
образования не допускается.
Может ли
партия заключать соглашения с зарубежными
партиями, открывать свои представительства
за рубежом.
УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА международных
связей может реализовываться партиями
в рамках двусторонних и многосторонних
соглашений о сотрудничестве с политическими
партиями и общественными объединениями,
в реализации программ по обмену опытом,
в проведении совместных мероприятий
как в России, так и за рубежом и т. д. Соглашения
могут предусматривать комплекс совместных
действий по сотрудничеству и координации
деятельности. Сотрудничество, осуществляемое
по линии политических партий, не относится
к сфере межгосударственных отношений.
Это направление уставной деятельности
требует соблюдения определенных ограничений,
установленных федеральным законодательством
и нормами международного права. В числе
наиболее важных из них следует выделить:
Невозможно заключение с зарубежными
партиями соглашений по вопросам, решение
которых отнесено к сфере деятельности
органов государственной власти и местного
самоуправления. Подобные обязательства,
взятые на себя российскими политическими
партиями при заключении соглашений о
сотрудничестве между российскими политическими
партиями и зарубежными партиями (общественными
объединениями), не могут предусматривать
оказание финансовой либо иной материальной
поддержки партиям со стороны иностранных
юридических лиц.
Партнерами по соглашениям могут выступать
только политические партии и общественные
объединения (органы государственной
власти и коммерческие структуры зарубежных
государств ими быть не могут).
Недопустимо вхождение политической партии
в международный союз, признанный экстремистской
организацией в порядке, установленном
российским законодательством; нарушение
этого запрета является основанием для
постановки вопроса о юридической ответственности
партии.
В то же время межгосударственные соглашения
России и иных государств могут предусматривать
обязательства государства способствовать
развитию сотрудничества политических
партий, развитию контактов между ними.
Предоставленное партиям право входить
в состав международных союзов и ассоциаций
означает, что принятие подобного решения
не требует санкционирования со стороны
государства и целиком определяется волей
партии, а также решением международного
союза (ассоциации) о ее принятии в порядке,
предусмотренном уставом международного
объединения. Формы такого участия могут
быть разнообразны – партия может входить
в международные союзы как на правах полноценного
члена, так и в ином качестве (ассоциированного
члена, наблюдателя и т. д.).
Что же касается открытия филиалов и представительств
политических партий за рубежом, то создание
подобных структурных подразделений за
пределами Российской Федерации не вписывается
в действующую нормативную базу деятельности
политических партий.
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «Об Общественной
палате Российской Федерации» оговорена
невозможность включения представителей
политических партий в качестве членов
Общественной палаты. Более того, члены
Общественной платы на период вхождения
в состав данного органа обязаны приостановить
свое членство в политических партиях.
Вместе с тем законодательство не исключает
возможность вхождения таких представителей
в состав общественных консультативных
органов на региональном уровне.
Общественные консультативные органы
с участием представителей политических
партий образованы и функционируют при
правительствах (администрациях) глав
исполнительной власти (высших должностных
лиц) ряда субъектов Российской Федерации
(общественные палаты – в Алтайском крае,
Костромской, Рязанской областях, Еврейской
АО и др., политический общественный совет–
в Хабаровском крае, политические консультативные
советы – в Республике Бурятия, Сахалинской
области, консультативный совет представителей
политических партий – в Курганской области);
при законодательных (представительных)
органах государственной власти субъектов
Российской Федерации (в Республике Северная
Осетия – Алания, Приморском крае, Смоленской
области).
Возможна
ли деятельность политических партий
в организациях, учреждениях, на предприятиях
государственной либо негосударственной
формы собственности
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 9
Федерального закона «О политических
партиях» политические партии создаются
исключительно по территориальному признаку. Законом
установлен запрет на создание и деятельность
структурных подразделений политических
партий в органах государственной власти
и в органах местного самоуправления,
в Вооруженных Силах, в правоохранительных
и иных государственных органах, в государственных
и негосударственных организациях.Тем самым запрет
на организацию партийных структур по
производственному принципу имеет абсолютный
характер. Наличие производственных структур
находится в системном противоречии с
принципом несвязанности членов партии
партийной дисциплиной в своей служебной
деятельности, в силу чего подобный запрет,
на наш взгляд, вполне обоснован. Вместе
с тем закон не запрещает ведение партийной
деятельности без образования структур
в негосударственных организациях. Вопрос
о возможности ведения в них деятельности
партий отдан на усмотрение работодателя.
Роль партий в политической
системе
В политической системе политические
партии играют существенную роль. В государствах,
где устанавливается многопартийность,
чаще всего утверждается режим демократии.
В зарубежной и отечественной литературе
существует много определений понятия
"политическая партия". В них нередко
подчеркивается, что основное назначение
партии - участие в выборах в представительные
органы. Например, политической партией
является любая политическая группа, принимающая
активное участие в проведении выборов
и имеющая благодаря этому возможность
проводить своих кандидатов в государственные
учреждения.
Или подчеркивается назначение политических
партий - представлять интересы различных
социальных групп и общностей. Например,
в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. С.В.
Липеня по теории государства и права
(1998) политическая партия определяется
как организованная группа единомышленников,
представляющая интересы части общества
и ставящая своей целью их реализацию
путем завоевания государственной власти
или участия в ее осуществлении. Иногда
в определении понятия "политическая
партия" указывается, что это стабильная
иерархическая организация, состоящая
из обладающих одинаковыми политическими
убеждениями лиц, которые совместно работают
над достижением своих целей, имеющих
идеальный (модель общества) или материальный
(личные выгоды) характер. 4Основные цели партии так или
иначе связаны с осуществлением власти
в политических системах.
В российском Законе "О политических
партиях" от 11 июля 2001 г. политическая
партия определяется как общественное
объединение, созданное в целях участия
граждан Российской Федерации в политической
жизни общества посредством формирования
и выражения их политической воли, участия
в общественных и политических акциях,
в выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в органах
государственной власти и органах местного
самоуправления (ст. 3). Главные цели политической
партии: а) формирование общественного
мнения; б) политическое образование и
воспитание граждан; в) выражение мнения
по вопросам общественной жизни и доведение
его до широкой общественности и органов
государственной власти; г) выдвижение
кандидатов в депутаты, участие в выборах
и в работе представительных органов.
Таким образом, важнейшими признаками
политической партии являются:
1) участие в политической жизни, в том
числе в государственном управлении;
2) стремление овладеть государственной
властью и учреждениями, реализующими
государственную власть;
3) связь с избирательной системой - участие
в выборах представительных органов власти;
4) форма организации социальных групп
и слоев населения;
5) носитель определенной идеологии и форма
политического обучения масс;
6) средство рекрутирования и продвижения
отдельных индивидов в политические лидеры.
Эти признаки и определяют функции политических
партий, среди которых выделяют следующие:
а) социального представительства;
б) борьбы за государственную власть;
в) идеологическую;
г) кадровую;
д) политической социализации, т.е. включенность
личности в политику и обеспечение стабильности
и преемственности в развитии общества;
е) разработки и осуществления политического
курса, что, однако, зависит от положения
партии в политической системе - является
ли она правящей или оппозиционной.
Между политическими партиями и государством
существуют тесные связи и разнообразные
формы взаимодействия. Так, и государство,
и политические партии - политические
организации. Они непосредственно связаны
с понятием государственной власти: только
государство непосредственно осуществляет
государственную власть, а партии ставят
целью приход к государственной власти.
Вместе с тем они сохраняют по отношению
друг к другу большую автономию. Но при
тоталитарном режиме нередко происходит
слияние государственного аппарата и
партийного и одна партия является не
только правящей, но и государственной.
Формы взаимодействия государства и партий
заключаются в следующем:
1. Участие в формировании выборных представительных
органов государственной власти. Это предполагает,
что все политические партии в той или
иной степени участвуют в организации
избирательных кампаний, в выдвижении
своих кандидатов в депутаты, поскольку
в демократическом обществе единственным
средством овладения государственной
властью служат выборы.
В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов,
и непартийные организации, а также отдельные
граждане путем самовыдвижения, но шансов
на победу у них немного, так как выборы
всегда связаны с большими материальными
и финансовыми расходами, в том числе на
рекламу кандидатов, листовки, тиражирование
программ и т.д.
2. Участие в формировании политического
курса государства определяется заинтересованностью
партии в проведении выгодной для данной
партии и ее сторонников политики. Это
относится и к правящей, и к оппозиционной
партиям. Возможностей у правящей партии
всегда больше. Но и оппозиционные партии
имеют определенные возможности для такого
влияния. Например, путем: а) участия в
предвыборных дискуссиях, дебатах, где
выражаются подходы партии к решению тех
или иных актуальных проблем; б) обнародования
предвыборных платформ, программ; в) подготовки
и продвижения на государственные посты
своих лидеров; г)
формирования общественного мнения и
при его помощи давления на государственные
органы и курс политики государства.
3. Влияние на процесс законотворчества,
правотворчества исполнительных органов
и правоприменительной деятельности государственных
органов. Эта форма выражается во внесении
предложений о принятии новых законов,
иных нормативных правовых актов, об отмене
существующих; в использовании права законодательных
инициатив через своих депутатов, другие
каналы, а также путем давления через общественное
мнение на исполнительные и правоохранительные
органы.
4. Контроль за государственными органами
и процессом управления страной, здесь
также используются разнообразные пути,
в том числе и общественное мнение.
Государство в свою очередь воздействует
на политические партии по следующим каналам:
а) регулирует посредством законодательных
и иных актов статус политической партии,
их регистрацию, т.е. устанавливает рамки
их деятельности;
б) регламентирует их участие в избирательных
кампаниях, например путем определения
порядка выдвижения кандидатов в депутаты,
участия наблюдателей в работе избирательных
комиссий и т.д.;
в) решает вопросы о конституционности
партий через Конституционный Суд;
г) контролирует финансовую деятельность
партий, налогообложение их предприятий;
соблюдение запрета использовать политическими
партиями средств на предвыборную кампанию
от иностранных государств, иностранных
юридических лиц и иностранных граждан.
Это так называемое внешнее регулирование
деятельности партий. Внутреннее регулирование
осуществляется самими партиями в своих
уставах, положениях, иных актах партийных
органов, в которых определяется структура
партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина
и др.
Рассматривая вопрос о типологии партии,
следует отметить, что общественные объединения
типа партий возникли еще в Древней Греции
и Древнем Риме.
Немецкий социолог М. Вебер выделял три
этапа (ступени) в формировании политических
партий:
аристократические группировки (XVI-XVII вв.);
политические клубы (XVIII-XIX вв.);
современные массовые партии (XIX-XX вв.).
Первые две ступени считаются предысторией
политических партий, а в развитой форме
выступают лишь массовые организации.
По Веберу, процесс становления и развития
политических партий связан неизменно
со стремлением политически активных
людей к власти, к занятию государственных
должностей и к извлечению выгод из своего
положения.
Первой политической партией
считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная
партия, которая в настоящее время не играет
значительной роли в политической жизни
страны. Существующие современные
партии разнообразны как по идеологии,
социальному составу, внутреннему устройству,
так и по методам деятельности. Типология
партий позволяет выяснить:
во-первых, чьи интересы выражает партия,
какие цели ставит;
во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность
только выборами или стремится стать постоянным
участником политического процесса;
в-третьих, на каких принципах строит свою
деятельность и какие методы считает для
себя приемлемыми;
в-четвертых, каковы взаимоотношения членов
партии со своей организацией.
Принято классифицировать партии по следующим
основным критериям:
1. По социальному признаку, т.е. тем интересам,
которые они выражают. Соответственно
выделяют классовые и межклассовые (смешанные)
партии, например крестьянские, рабочие,
предпринимательские и др.
2. По идеологической ориентации партии
делят на либеральные, консервативные,
коммунистические, социалистические,
национально-патриотические, религиозные
и др., например Христианско-демократическая
и Социал-демократическая партии Греции,
КПСС, Консервативная и Лейбористская
партии Великобритании и др.
3. По составу партий французский политолог
М. Дюверже (1870-1914) предложил различать
кадровые и массовые партии. Состав кадровой
партии ограничивается партийными функционерами
или фиксированное членство вообще отсутствует:
к членам партии причисляют тех, кто голосует
за нее на выборах, либо поддерживает ее
материально, или участвует в проводимых
ею собраниях, митингах и других мероприятиях.
Массовые же партии имеют фиксированное
членство, более централизованы, существует
жесткая зависимость членов от первичных
организаций. Отбор политических лидеров
в таких партиях многоступенчатый, а члены
партийных фракций в парламенте строят
свою деятельность в зависимости от партийных
решений.
4. По месту в системе власти партии могут
делиться на правящие и оппозиционные.
Правящая партия победила на выборах,
поэтому имеет большинство мест в парламенте
и своих представителей в важнейших
государственных органах. Оппозиционные
партии противостоят правящей партии
и критикуют ее политику. Помимо того,
выделяют парламентские и внепарламентские
партии. Первые имеют своих представителей
в парламенте, хотя они могут быть и неправящими,
а вторые - участвовали в борьбе за парламентские
места, но не получили их.
5. По используемым методам со времен Великой
французской революции принято деление
партий на левые, правые и центристские.
Левые партии обычно используют радикально-революционные
методы борьбы и тяготеют к коммунистической
или социалистической идеологии. Правые
партии чаще всего отрицательно относятся
к революционным методам борьбы и ориентируются
на стабильность в обществе (консервативные,
буржуазные партии). Центристские партии
проповедуют умеренность в политической
борьбе, компромисс, примирение полярных
позиций.
Существуют и другие типологии партий. 5В литературе принято понятие
"партийная система", которое характеризует
положение политической партии в обществе,
ее взаимоотношения с другими партиями,
политику по отношению к различным слоям
общества и т.д. Для построения типологий
партийных систем применяется, как правило,
количественный критерий.
Выделяют системы однопартийные (например,
е СССР была только одна партия - КПСС);
двухпартийные (например, в США за власть
постоянно борются две партии - Республиканская
и Демократическая, а в Великобритании
- Консервативная и Лейбористская партии);
многопартийные (например, в Германии
и Франции). Здесь нет доминирующих партий
и к власти могут прийти любые партии,
особенно в коалиции с другими.
Многопартийные системы считаются образцом
демократии, однако скорее всего они -
свидетельство противоречий в обществе
и наличия полярных интересов.
Политологи отмечают следующие тенденции
в развитии деятельности партий:
1) повсеместное падение влияния партий
на массы, что объясняется их отрывом от
масс, неумением правильно определить
стратегию деятельности, бюрократизацией
партийного аппарата;
2) интенсивный поиск путей влияния на
СМИ, компьютерные системы;
3) изменение методов борьбы для левых
партий: вместо стачек и забастовок они
все больше используют избирательные
кампании и парламентские формы работы;
4) упрощение организации структур, стремление
создать гибкие системы управления партией.
Некоторые партии отказываются от постоянного
членства и регулярного сбора членских
взносов;
5) финансовая поддержка партий из государственного
бюджета (например, в Германии, Швеции,
Италии). При этом исходят из того, что
партии выполняют конституционные функции,
способствуют формированию демократического
общества, а потому вправе получать государственные
дотации. Это свидетельствует об ответственном
назначении политических партий, в том
числе в обеспечении преемственности
государственной политики. Российским
Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О
политических партиях" также предусмотрено
их государственное финансирование, в
частности по итогам участия в выборах
для компенсации финансовых затрат партий
Заключение
Государство и политические
партии представляют собой учреждения,
организующие и обслуживающие процесс
осуществления политической власти, а
также передачу политической информации
и обмен деятельностью между властью и
другими сферами политической жизни. Они
стабилизируют отношения, регулируют
поведение индивидов и групп, обеспечивая
согласованность, интегрированность их
действий. Каждый из этих политических
институтов как субъект политики реализует
политическую активность через деятельность
своих лидеров, функционеров различных
уровней и рядовых членов, взаимодействия
с общественной средой в целях удовлетворении
и индивидуальных и групповых социально-политических
интересов.
Однако в ряде стран наличиствует кризис
"партийной формы". Он обусловлен
тем, что меняется облик общества и иерархия
потребностей, ценностей; их становится
все труднее представить в цельной программа,
служащей объединяющим началом; в обществе
проявляется тенденция прямого выражения
интересов и прямого влияния на государственные
институты. Кроме того, утверждается тенденция
"секуляризации" политики, в связи
с чем уменьшились притягательная сила
идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим
концепциям; цели и идейные ценности не
стали менее необходимыми, но доверие
к ним теперь основывается не на их включенности
в долговременную программу, а на соответствии
повседневной реальности. Отсюда - возникновение
движений вокруг конкретных целей и вопросов,
понижение роли такого посредника, как
партия. Наконец, возрастает воздействие
СМИ на формирование общественного сознания
и позиций общественности. значительно
сужая традиционную воспитатель-педагогическую
функцию партии.
Одновременно действует тенденция к обновлению
политических партий, их формы, характер
деятельности. Речь идет об обретении
партиями, их лидерами политической культуры,
для которой характерно понимание того,
что "политика не существует ради политики";
в ней особенно важны морально-нравственная
детермината партийного поведения и деятельности,
акцент на демократию, права и свободы
личности, плюрализм мнений, на объединяющие
ценности, методы политического реализма,
ориентацию на человека, как главную ценность
политической жизни.
В мире наблюдается тенденция к развитию
двух- и многопартийности. Хотя и эти системы
не лишены недостатков, вот некоторые
из них: Двухпартийные системы (Великобритания,
США). В Великобритании, при принятии важных
политических решений все депутаты от
каждой из основных партий - лейбористской
или консервативной - должны голосовать
строго в заданном "русле". Нарушение
партийной дисциплины карается достаточно
строго. Тем самым подавляется воля депутата
имеющего свое особое мнение отличное
от партийного.
Двухпартийная система США более гибкая.
Там конгрессмен может голосовать более
свободно и меньше принимать во внимание
позицию руководства партии. Однако конгрессмены
этой страны подвергаются постоянному
"лоббированию", и вопрос о степени
их свободы в принятии или политических
решений является в определенной степени
проблематичным.
Кроме того, отрицательной стороной в
политической системе США по мнению Р.Миллса
является следующее: американское общество
представляет собой трехслойную структуру.
На высшем уровне пирамиды власти располагается
властвующая элита, которую образуют те,
что командует важнейшими институтами
общества. Они принимают главные решения
в интересах своей группы, правда, при
этом говорят об интересах США. Это обеспеченные,
получившие престижное образование и работу
белые американцы, выходцы из англосаксонских
и протестантских слоев. На среднем уровне
- уровне Конгресса представлены интересы
множества организованных групп. Что же
касается основной массы населения, которая
думает, что управляет в демократической
стране, то она фактически безвластна
и управляется властвующей элитой с помощью
СМИ. Реальных шансов попасть в элиту у
выходцев из народа мало.
Многопартийные системы неудовлетворительно
отвечают целям агрегации требований.
При многопартийности, когда имеется множество
сравнительно мелких партий и каждая из
них выражает интересы незначительного
числа избирателей, власть может быть
блокирована множеством противоречивых
действий субъектов политики. Далее, свободы
выбора между программами различных партий
в условиях многопартийности может сужаться.
Это связано с тем, что решения, касающиеся
жизни каждого избирателя и принимаемые
депутатами, опосредуются коалициями
и компромиссами между различными партиями.
Наконец, многопартийность в ряде случаев
может вести к отсутствию стабильного
парламентского большинства, на которое
могло 6ы опираться правительство.
Большое число политических партий совсем
не обязательно означает возрастающую
степень демократичности общества,
Партийно-парламентский механизм во многих
странах достиг значительной гибкости
и отлаженности. Однако опыт последних
десятилетий обнаружил и его слабые стороны.
Партии, особенно массовые, стали довольно
громоздкими структурами, возник обширный
слой профессиональных партийных функционеров,
обособленных от рядовых членов. Партийная
и партийно-парламентская политика все
чаще воспринимается избирателями как
некая оторванная от живой жизни сфера,
со своим условным языком, закулисными
интригами и не всегда оправданными претензиями
выступать от имени граждан. В результате
многие люди проявляют слабый интерес
к партиям, голосуют за них от случая, исходя,
скорее, из сиюминутных интересов, электоральной
политики, нежели в силу внутренней прочной
связи с той или иной партией. Что же касается
России, то с моей точки зрения партии
в России со временем должны уступить место
гражданскому обществу которое слившись
с государством образует совершенную
систему управления, основанную на интересах
каждого гражданина. Вступая в должность
на второй срок, В.В. Путин говорил, что
мы будем делать все, чтобы каждый человек
смог проявить свой талант, чтобы в стране
развивалась и укреплялась реальная многопартийность,
укреплялись личные свободы граждан. Это
можно сделать только в свободной стране
свободными гражданами. Успех и процветание
России не могут, и не должны зависять
от одного человека или от одной политической
партии. До этого времени партии при участии
общества должны разработать программу
развития гражданского общества.