Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:08, реферат
Политическая история Англии в первые десятилетия XVII века обыкновенно рассматривается в исторической литературе через призму катастрофического будущего — событий революции и гражданской войны. Главное внимание при таком взгляде обращается на борьбу между королем и парламентариями, которая считается определяющим фактором политической жизни английского общества как для периода правления Якова I, так и для того времени предреволюционной эпохи, когда королевский трон занимал Карл I[1]. Революция в Англии возникла, как известно, из конфликта между королем и парламентом, разгоревшегося после начала работы последнего в ноябре 1640 года.
Назначенные из представителей английской знати, наместники входили в состав Тайного совета: они являлись одновременно и должностными лицами центрального правительственного аппарата, а значит и членами Палаты лордов. С другой стороны, многие мировые судьи становились членами Палаты общин. Английский парламент был в этих условиях местом, где скатывались в единый клубок нити центрального и местного управления.
Разложение феодальных структур в странах Западной Европы эпохи Возрождения означало в сущности разрушение традиционных форм самоорганизации общества. Заменить их можно было в тех условиях только механизмами государственной власти. Развитие же этих механизмов предполагало в первую очередь усиление их ядра, которым повсеместно была королевская власть.
Во Франции усиление королевской
власти могло идти лишь по пути расширения
и совершенствования
[11]
Иная ситуация сложилась
в Англии. Здесь еще в эпоху
высокого Средневековья сформировалась
конструкция верховной
В 1584–1589 годах в рамках парламента существовал специальный комитет по вопросам парламентских привилегий[24]. Такой комитет действовал и в парламентах, созывавшихся Яковом I и Карлом I. Во времена
[12]
правления этих монархов тема парламентских привилегий стала одним из главных предметов спора между ними и парламентариями.
20 июня 1604 года на обсуждение
членов Палаты общин был
Подобный взгляд на парламентские
привилегии проводился и в петиции
о праве (petition de droit) королю Якову I, рассмотренной
в Палате общин 23 мая 1610 года. В ней
говорилось о «древнем и фундаментальном
праве свободы парламента (ancient and
fundamental Right of the Liberty of the Parliament)» при
обсуждении всех вопросов, касающихся
подданных и их владений, имуществ
и каких бы то ни было прав. «Мы
считаем древним, общим и несомненным
правом парламента, — заявляли депутаты,
— дебатировать свободно все вопросы,
которые касаются подданного и его
права или состояния; если свобода
дебатов будет однажды
[13]
одной стороне, а прерогативы
вашего Величества — на другой, то невозможно
в дебатах отделить одно от другого;
мы утверждаем, что такого рода прерогативы
вашего Величества, прямо затрагивающие
права и интересы подданных, должны
ежедневно подниматься и
Вопрос о парламентских
привилегиях увязывался парламентариями
в приведенной петиции с
В своих выступлениях парламентарии неоднократно ссылались на фундаментальные законы (fundamental laws) и даже конституцию (constitution) Английского королевства. Так, например, правовед и парламентарий Дж. Уайтлок (James Whitelocke, 1570–1632), выступая 2 июля 1610 года в Палате общин при обсуждении вопроса о праве короля устанавливать таможенные пошлины (impositions) без согласия парламента, заявлял, что подобные действия его величества «противоречат естественному порядку и конституции политики этого королевства, которая представляет собой jus publicum regni (публичное право королевства); и тем самым ниспровергают основной закон королевства и ведут к созданию новой формы государства и правления» (курсив мой. — В. Т.)[28]. О «фундаментальном законе Англии», по которому «парламент является общим советом короля и королевства»[29], говорил в 1638 году в одной из своих судебных речей судья Королевской Скамьи сэр Роберт Беркли.
Подобные термины имели
под собой мало реального основания.
Употребляя словосочетание «фундаментальные
законы» Английского
[14]
всего не что иное, как совокупность отдельных, несвязанных один с другим, общих правовых принципов или норм, регулирующих взаимоотношения парламента и короля. Если же они все же говорили о законах, то называли, как правило, Великую Хартию Вольностей и серию актов, принятых королями Эдуардом I (1272–1307) и Эдуардом III (1327–1377). Английский государственный строй был традиционным в двояком отношении: во-первых, в силу того, что основы его сложились в давние времена и были незыблемыми в течение нескольких веков, а во-вторых, потому что политические отношения внутри этого строя регулировались в большинстве своем традицией и обычаем. Происходившая на протяжении XVI столетия модернизация политической системы Англии придала новое качество основным ее элементам: королевской власти, Тайному совету, парламенту. Взаимоотношения между этими государственными органами перестали укладываться в прежнюю, существовавшую несколько веков юридическую конструкцию государственного строя, в которой главную роль играли частноправовые элементы.
Их основой являлись феодальные
социально-экономические
По своей сословно-классовой структуре английское общество первых десятилетий XVII века почти не отличалось от общества середины XVI века. Правовед Томас Смит (Thomas Smith, 1513–1577) писал в трактате «De Republica Anglorum (Об английском государстве)», созданном в 1562–1565 годах[30]: «Мы в Англии обыкновенно делим наших людей на четыре категории: джентльменов, горожан, йоменов, ремесленников или работников. Из джентльменов первыми и главными являются король, принц, герцоги[31], маркизы[32], графы[33],
[15]
виконты[34], бароны[35], и их называют знатью (the nobility), и все они именуются лордами и знатными людьми: за ними следуют рыцари, эсквайры и простые джентльмены»[36]. Эту характеристику сословной структуры английского общества почти дословно повторил в своем описании Англии[37] младший современник Томаса Смита Уильям Харрисон (William Harrison, 1534–1593).
Сходную картину английского
общественного строя рисовал
в начале XVII века и представитель
королевской администрации
В среде знатных англичан Томас Уилсон выделял светскую знать и духовную. С другой стороны, он делил знать на старшую (nobilitas maior), к которой относил маркизов (marchiones), графов (comites), виконтов (vicecomites), баронов (barones) и епископов (episcopes), и младшую (nobilitas minor), которую составляли, по его мнению, рыцари (equites), эсквайры (armigeros), джентльмены (generosos), священники (mi-
[16]
nistros) и образованные люди (literatos)[39]. К последней категории Томас Уилсон причислял всех, кто получил какую-либо ученую степень («omnes qui gradus aliquos in Academiis acceperunt»)[40].
В то время, когда Томас Уилсон писал это, в Англии не было ни одного герцога. Титул маркиза носили двое знатных особ, титул графа — восемнадцать, виконтами являлись два человека, баронов было тридцать девять[41], рыцарей — около 500 человек[42], эсквайров — 16 000 или более[43]. Общая же численность населения Англии составляла в конце XVI – начале XVII веков около четырех миллионов человек или немногим больше[44].
В эпоху правления Эдуарда
III существовал титул баронета, который
даровался патентом короля в обмен
за определенную сумму денег[45]. Термин
«баронет» встречается в тексте
одного из статутов короля Ричарда II: он
употребляется здесь для
Возродил данный титул король Яков I, который 22 мая 1611 года создал наследственную сословную группу баронетов в надежде получить денежные средства для обустройства Ирландии. Его величество предложил титул баронета и земельные участки в Ольстере двумстам джентльменам, которые имели доход не менее 1 000 фунтов стерлингов. Для того чтобы стать баронетами, они должны были купить специальный патент, уплатив в королевскую казну 1 095 фунтов. При этом претенденты на указанный титул брали на себя обязательство содержать в течение трех лет 30 солдат из армии, размещенной в Ирландии. Несмотря на то, что Яков I разрешил платить за баронетские патенты не всю сумму сразу, но с отсрочкой на три года, спрос на них оказался не слишком великим. До 1615 года патент на титул баронета купили менее сотни состоятельных англичан. В социальной иерархии баронеты заняли место, которое было выше положения рыцарей, но ниже положения баронов.
[17]
Любопытно, что в описании сословных групп английского общества Томас Смит, Уильям Харрисон и Томас Уилсон главное внимание уделяли их роду занятий и имущественному положению. Так, Т. Смит отмечал, что «джентльменами являются те, кого их кровь и раса делают знатными и известными»[46], но вместе с тем подчеркивал, что «ни один человек не делается в Англии бароном, если он не может расходовать из ежегодного дохода, по меньшей мере, одну тысячу фунтов или одну тысячу марок»[47]. Ежегодные же доходы виконтов, графов, маркизов и герцогов должны были, согласно Т. Смиту, позволять им расходовать еще больше денег. Если представители указанных сословных групп имели доходы меньше установленных норм, они все равно сохраняли свои титулы. Однако в случае, когда уровень их имущественного положения падал настолько, что не позволял им «поддерживать честь», они «не допускались в верхнюю палату в парламенте, хотя и сохраняли при этом звание Лорда»[48].
Для рыцаря ежегодный доход должен был обеспечивать, как отмечал Т. Смит, установленные «старинным правом Англии» расходы в сумме сорока фунтов стерлингов — например, «на коронацию короля, или свадьбу его дочери, или посвящение в рыцари принца»[49].
Согласно сведениям, приводимым
в трактате Томаса Уилсона, маркизы
и графы имели каждый доход
в среднем по 5 000 фунтов стерлингов
в год. Ежегодный доход барона
и виконта составлял около 3 000
фунтов[50]. Трое из епископов — Кентеберийский,
Винчестерский и Айл-оф-
Английская «старшая знать» или аристократия (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны и епископы) переживала в начале XVII века
Информация о работе Государственный строй Англии накануне революции 1640–1660