Государственный аппарат

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Уже в древневосточных и античных европейских странах меха­низм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреж­дений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

Оглавление

1. Понятие механизма (аппарата) государства 3 2. Органы государства и их классификация
7 2.1. Представительные органы государственной власти 7 2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти
11 2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти
13 3. Вооруженные силы в механизме государства
14 1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

       2.2.  ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ  ЦЕНТРАЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ

         Глава   государства.  В подавляющем   большинстве  стран глава   го­сударства  выступает  носителем   высшей исполнительной  власти. В  кон­ституционных  монархиях   главой государства  формально   считается  мо­нарх. На  основе  конституционных  норм или  в силу  сложившихся  тради­ций  монарх  обладает рядом  прав  в отношении  парламента:  правом  со­зыва  сессий, роспуска  нижней  палаты,  назначения  членов верхней   палаты, утверждения  и опубликования   законов, а в  некоторых   случаях и! правом  «вето». В  Японии,  в соответствии  с действующей   Конституцией,  император по  представлению   парламента  утверждает  премьер-министра,  по представлению  правительства   —  председателя  и членов  Верховного  суда, подтверждает  назначение  и отставку  членов  прави­тельства,  созывает парламент,  даст согласие  на акты амнистии  и поми­лования.  Обычно монарх  считается  верховным  главнокомандующим   и представляет  страну в международных   отношениях.  Фактически  же все  эти полномочия  от его имени   осуществляются  правительством  и его органами.  Согласно той   же Конституции  Японии все   действия импера­тора,  относящиеся   к делам государства,  могут  быть  предприняты  не иначе  как  по совету и с   одобрения  правительства,  и  правительство  несет за них   ответственность.

           В странах  с республиканским   правлением  главой государства   обыч­но является  президент.  В  цепом полномочия  президента  сводятся к  следующему:

           — президент  принимает   иностранных  дипломатических   предста­вителей,  назначает   послов;

           — ратифицирует  международные   договоры и  соглашения;  —   является  главнокомандующим   вооруженными  силами страны.  В ряде стран  в соответствии  с конституционным  законодатель­ством  президент имеет  право:

           — распустить  парламент,  прервать  сессию  или отложить  ее созыв;  —  отказать в  одобрении   законопроекта  и передать  его  на вто­ричное  рассмотрение  парламента.

           Наиболее  широкими властными   полномочиями  обладает глава   государства  в президентских   республиках.  Как уже отмечалось,  это ха­рактерно  для США,  где  президент,  кроме вышеперечисленных   полномо­чий,  имеет право   назначать и  смещать министров  (секретарей),  а также всех  высших гражданских  и военных  чиновников.  Он издает указы,  ко­торые регулируют  разнообразные   стороны государственной  жизни  и являются  актами высшей  исполнительной  власти.

           В парламентарных  республиках   роль президента  значительно   скромнее. Являясь  главой государства,  он лишь формально  представля­ет   высшую исполнительную  власть, так  как  реально ее  осуществляет

           глава  правительства.  В таких  государствах  роспуск парламента  хотя и оформляется  указом  президента,  но осуществляется  по решению  прави­тельства;  акты президента  не имеют юридической   силы без подписи  главы  правительства.

           Правительство  — это  высший  исполнительный  и распорядитель­ный   орган государственной  власти, который  непосредственно   осуществля­ет  управление  страной.  В различных  странах правительства   имеют раз­ные  названия: например,  кабинет министров,  совет министров.

           Правительство  возглавляется   главой правительства,  который  именуется  премьер-министром,  председателем  совета или   каби­нета  министров,  первым  министром,  канцлером. В  состав  правительства  входят члены   правительства,  возглавляющие   центральные  ведомства  (министерства,  департаменты),  которые называются  министрами,  секре­тарями,  статс-секретарями.  В правительство  входят также   заместители  главы правительства   и помощники  министров.

           По всем  вопросам своей   компетенции  правительство   принимает  ранения и издает  правовые акты,  публикуя их  от своего имени  или от  имени  главы правительства.  В унитарных  государствах  образуется  только одно  правительство,  в федеративных  государствах  —  общефе­деральное  правительство   и правительства  членов федерации.

           Правительства  бывают коалиционными   и однопартийными.  В пер­вом  случае  в их состав  входят  представители  двух и более   партий, во втором  — только  одной партии.  Коалиционные  правительства   форми­руются,  как правило,  в  государствах  с парламентарной  формой правле­ния.

           Министерства,  ведомства,  другие  центральные  учреждения.  Пере­чень   министерств  и других центральных   государственных  учреждений  в различных  странах неодинаков.  Несмотря на  это, все они   призваны обеспечивать  безопасность  страны, поддержание  общественного   поряд­ка, эффективное  и оптимальное   управление  основными и  наиболее  важ­ными  сторонами жизни   общества: экономикой,  социальным  строитель­ством.

           Министерства  и ведомства   формируются  исходя из тех   конкрет­ных  задач, которые   они должны  решать. Так,  для  обеспечения  нормаль­ного  государственного  управления  американским  обществом  в  Кабине­те  министров  США  действует  четырнадцать  министерств:  госдепарта­мент  (министерство  иностранных  дел), министерства  финансов, оборо­ны,  юстиции, внутренних  дел, сельского  хозяйства,  торговли, труда,  здравоохранения   и социальных  служб, жилищного   и городского  строи­тельства,  транспорта  и прочие.

           При  правительстве  могут  быть  образованы  и другие  централь­ные  ведомства  (например, комитет  по внешнеэкономическим   связям, по делам  религий). К  числу  специфических  органов  и учреждений  исполни­тельной   власти относятся  органы охраны  правопорядка  (милиция, поли­ция),  государственная  автоинспекция,  исправительно-трудовые  учреждения;  органы государственной  безопасности,  вооруженные  силы. Они отличаются  от других  исполнительных  органов  структурой,  содержани­ем  и методами  своей деятельности.  При решении   задач по охране  закон­ного  порядка, обеспечения  безопасности  государства,  обороны страны  от нападения  извне могут   применяться  принудительные  меры, в том числе  с использованием  боевой техники  и оружия, что   не характерно  для других  исполнительных  органов.

           Исполнительная  власть на местах  осуществляется  либо органами  местного  самоуправления,  либо  назначаемыми  центральной  властью  должностными  лицами, либо  совместно  темя  и тугими органами  при  строгом  разграничении  их  компетенций.  Если в Японии  исполнительная  власть на местах  в полном объеме  осуществляется  органами  самоуправ­ления,  то  в Италии она  ограничена  так называемыми  комиссионерами,  которые назначаются  центральным   правительством  и координируют  деятельность  областных  правительств  (джунт); в провинциях  же и ком­мунах   наряду с собственными  советами  управленческие  функции осу­ществляют   префект и совет  префектуры,  которые назначаются  прези­дентом.  Значительной  самостоятельностью  обладают органы  местного управления  в Австрии. Все  основные  вопросы  организации  местной  жизни  решают земельные   правительства,  правление  местных  и област­ных  общин совместно   с представительными  органами  земель  и их административно-территориальных   единиц.

       2.3.  СУДЕБНЫЕ  (ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ)  ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ВЛАСТИ

         Суд  - это  орган государства,  осуществляющий  правосудие  в форме разрешения  уголовных,  гражданских  и  административных  дел в установленном   законами данного  государства   процессуальном  порядке. В   современных  странах деятельность  судов направлена  на обеспечение   конституционных  устоев, охрану  законных прав  и интересов   граждан и  организаций.

           В системе  государственных   властей судебная  власть выступает   главным уравновешивающим  механизмом,  позволяющим  эффективно  направлять  действие  законодательной  и  исполнительной  власти в пра­вовые   рамки. Система  суда включает  в себя различные  специфические   судебные учреждения:  гражданские,  административные,  военные, тран­спортные   и иные суды.

           Будучи  независимым  от других  властей,  суд опирается  только  на закон  и только ему   подчиняется.  При осуществлении   правосудия  он руководствуется   такими демократическими  принципами,  как равенство  всех перед   законом и судом,  участие присяжных   заседателей,  право об­виняемого  на защиту, гласность  судопроизводства.

           Вся  система судов  возглавляется   верховными  судебными  органами, которые  во многих странах   выполняют  одновременно  функции  консти­туционного  суда. В некоторых   странах конституционные  суды  не входят  в систему судов   общей юрисдикции.  Члены конституционного  суда либо избираются  парламентом,  либо назначаются  президентом,  либо прези­дентом,  парламентом   и другими высшими  органами  власти  и юстиции  одновременно.  Наряду с осуществлением  конституционного  надзора, конституционный  суд  имеет право  толкования  конституции.

           Так,  судебная система  США  включает  федеральные  суды, суды  штатов  и местные суды.  Федеральная   система состоит  из районных,  окружных  (апелляционных)  судов  и Верховного  суда США. Все   судьи этой  системы назначаются   персонально  президентом   с согласия и  одоб­рения  Сената. Верховный  суд США  является  судом первой  инстанции  и  занимается  наиболее важными   делами, осуществляет  надзор за  деятель­ностью  нижестоящих   судов. Верховный  суд США  одновременно  испол­няет  функции  конституционного  суда.

           В Италии  судебная система   включает Высший  Кассационный  суд, суды по  гражданским   делам, суды по  уголовным   делам, а также  апелля­ционные  суды. Обособленное  место в механизме   государства  занимает  Конституционный   суд в составе  15-ти судей,  назначаемых  (по третям)  президентом,  совместным  заседанием  палат  парламента  и Высшими общей   и административной  магистратурами,  включающими  высших должностных   лиц судебного  ведомства. В   Англии все  судьи назначаются   монархом. В  Российской  Федерации  члены  Конституционного  суда  утверждаются  двухпалатным  парламентом.  В других странах  существу­ют   иные правила  формирования  судебных органов.  Однако среди   них преобладает  правило, согласно  которому судьи  не избираются,  а назна­чаются  пожизненно,  что  повышает  стабильность  правосудия  и гаранти­рует  независимость   судебных органов  от других  органов  государствен­ной  власти.

           Прокуратура.  В одних странах   она является  составной  час­тью  суда,  а в других  организационно  отделена от  него. Функции   проку­ратуры  заключаются  обычно  в расследовании  преступлений,  принятии мер  к нарушителям   правопорядка,  санкционировании  арестов. Проку­ратура  поддерживает  в судах обвинение,  осуществляет  функции надзора  за соблюдением   законности  в стране. В  осуществлении   судебной власти  прокуратура   играет вспомогательную  роль, однако  ее деятельность  необходима  для поддержания  режима законности  в правовом  госу­дарстве.

           Нотариат.  Это система  государственных   органов, в функции  которых  входит  удостоверение  имущественных   сделок, оформление  на­следственных   прав, засвидетельствование  документов  для придания  им юридической   достоверности.  Существуют  различные  формы  организации  нотариата.  В  ряде стран  (например, в   Италии, Франции,  ФРГ) но­тариальные   действия  осуществляются  только  государственными  нота­риусами,  в других  —  государственными  и церковными  нотариусами  (например, в  Англии). В США  нотариальные  функции возложены  на государственных   нотариусов,  назначаемых  законодательным   органом штата,  а также на  комиссаров  по вопросам  установления  фактов, наз­начаемых  муниципальными  советами.  Нотариальная  деятельность  при­дает законную  форму различным   фактическим  обстоятельствам   и тем самым  содействует   утверждению  правового  порядка  в  общественной  жизни.

         3.  ВООРУЖЕННЫЕ  СИЛЫ В МЕХАНИЗМЕ   ГОСУДАРСТВА

         Существование   государства  неразрывно  связано  с  вооруженными  силами (войском,  армией). Они  всегда играли  заметную роль  в решении внутренних  и внешних задач  государства   и сейчас являются  важным элементом   его механизма.  На ранних и   более поздних  этапах развития  человеческого  общества армия   использовалась  государством  для  завое­вания  новых территорий  и подавления  выступлений   собственного  наро­да, протестующего   против проводимой  государством  политики. Вспом­ним  военные  походы  Александра  Македонского,  завоевания  Чингисха­на,  подавление  восстания  Спартака,  крестьянских  выступлений  в Евро­пе, войну   Белой и Алой  Розы, Крымские  войны, Отечественную  войну  1812  года, опустошительные  первую  и вторую  мировые войны   и многие другие  конфликты,  где  вооруженные  силы играли  первостепенную  роль в решении   экономических,  политических  и  других задач  государства.

           С  формированием  правовых  начал  в государственной   жизни ми­рового  сообщества  деятельность  вооруженных  сил  цивилизованных  стран стала   постепенно  переводиться  в русло  чисто  оборонительных  задач.  Отмирают  внутренние  функции  вооруженных  сил, их основной  задачей становится  оборона страны  от возможной  внешней агрессии.  В настоящее  время структура   и функции вооруженных  сил  большинства  стран мира  определяются  конституцией  государства  и  специальными  законодательными  актами (Законом  об обороне,  Законом о  воору­женных  силах,  Законом  о военной службе  и др.).

Информация о работе Государственный аппарат