Государственное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является попытка раскрыть понятие государственного принуждения, основываясь на современной теории права, и дать примерное представление об этом.
В большом количестве литературы по изучению курса теории государства и права, государственному принуждению уделено относительно не много внимания, так как вся правовая наука в бывшем СССР была подчинена классовым догмам, поэтому стало нелегким определить чистую сущность понятия государственного принуждения (без идеологических шор).

Оглавление

Введение
Понятие государственного принуждения
Виды государственного принуждения
Юридическая ответственность как вид государственного принуждения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

Устанавливая санкцию  нормы права, государственный орган  воздействует на сознание граждан и  иных лиц. Каждый осознает меры, которые  будут применены к нему в случае несоблюдения соответствующего запрета  или возложенной обязанности. Угроза наступления такой ответственности  может усиливаться эффективной  деятельностью государства по выявлению  правонарушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции  нормы к конкретным лицам, осознание  реальности юридической ответственности  выступает действенным предупредительным  средством, удерживающим большую часть  населения от правонарушений. В этом и заключается общепревентивная функция юридической ответственности.

Частнопревентивная функция  ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы. Правоохранительное отношение, которое возникает между органом  государства и правонарушителем завершается принятием решения, какую конкретно меру должен претерпевать правонарушитель. Частнопревентивная функция, однако, не может сводиться  к неоправданной жестокости наказания. Голыми репрессиями государству  никогда не удавалось достичь  всеобщего и беспрекословного законопослушания. Современное законодательство требует  от правопременителя учитывать и  тяжесть совершенного правонарушения, и личность правонарушителя, и форму  его вины.

Правовосстановительная  функция юридической ответственности  направлена на восстановление нарушенного  права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив наказание  или взыскание, правонарушитель  должен также выполнить и возложенные  на него обязанности.

Законодательство допускает  также замену реального исполнения обязательства денежной и иной компенсацией.

Обязанность компенсировать вред, причиненный неправомерными действиями, полностью распространяется на государство  и его органы. Граждане, пострадавшие от незаконных действий государственных  органов и должностных лиц, имеют  право требовать от государства  полного возмещения причиненного материального  ущерба. Так, государство наиболее часто  возмещает вред, причиненный гражданам  незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным содержанием под стражей и по некоторым другим основаниям.

При определении способов исполнения обязательств правонарушителем в первую очередь учитываются  права управомоченных лиц, возможность  наиболее полного удовлетворения их интересов в максимально короткие сроки и надлежащим образом. В  любом случае положение правонарушителя  не должно улучшаться вследствие несвоевременного или ненадлежащего исполнения каких-либо своих обязательств. Понятно, что  не всякий вред, причиненный правонарушениями, можно восполнить или компенсировать. И, тем не менее, правовосстановительная функция органически дополняет  действие других функций юридической  ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.

Необходимо иметь ввиду, что в условиях демократизации государственно-правовой и общественной жизни страны, совершенствования  законодательства, механизма его  действия значение позитивной ответственности  возрастает, в то время как сфера  использования государственного принуждения  сужается.

В государстве, законы имеют  конструктивную силу, способствуют развитию свободы, предприимчивости, инициативе, граждане заинтересованы в сознательном и добровольном их соблюдении, проявляют  действительное отношение к правовым предписаниям. И чем полнее отражены в законах интересы граждан, и  чем надёжнее они защищены, тем  меньше совершается правонарушений, а стало быть снимается сама необходимость  привлечения к ответственности.

Юридическая ответственность - это не всегда реакция государства  на противоправное деяние. Свидетельством, что ответственность и государственное  принуждение - несовпадающие понятия, служит тот факт, что момент привлечения  к ответственности правонарушителя  и применения к нему мер государственного принуждения расходятся во времени. Установление вины и привлечение  к ответственности предшествуют государственному принуждению.

Принуждение к соблюдению норм права есть следствие принудительного  привлечения к ответственности, метод воздействия на правонарушителя, свойственный ретроспективному аспекту  рассматриваемой проблемы. Личность и степень её вины устанавливаются  ранее затем определяется вид  ответственности, к которому привлекается правонарушитель, и только после  этого следуют меры государственного принуждения.

На практике иногда меры государственного принуждения применяются  вне зависимости от юридической  ответственности. Например, задержание лица по подозрению, избрание меры пресечения, принудительное лечение и т.д.

При рассмотрении соотношения  правовой ответственности и государственного принуждения можно сделать выводы:

во-первых, они могут совпадать  на определённых этапах реализации, но ставить между ними знак равенства  нельзя;

во-вторых, в правовой ответственности  демократического общества государственное  принуждение не является главным  элементом. Таковым выступает осознанная убеждённость большинства граждан  в необходимости соблюдения законов, глубокая личная ответственность за состояние законности и правопорядка в стране, за перспективу общественного  развития, сознание правого государства;

в-третьих, правовая ответственность  в её позитивном и ретроспективном  проявлениях находится под защитой  государства. И если позитивная расширяется  и укрепляется, то вторая - в дальнейшем будет сужаться.

Ответственность за правомерное  поведение каждого субъекта права  есть не только нравственно-политическая, но и правовая категория, которую  необходимо развивать, совершенствовать и укреплять. При увеличение роли принуждения в 30 - 40-е годы нашло  отражение и в правоведении. Свидетельством этого является господствующий в  юридической науке долгое время  взгляд на принуждение при определении  права как на совокупность норм, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

Тесную взаимосвязь юридической  ответственности и санкции правовой нормы отмечают многие авторы. Вместе с тем в литературе наблюдается  и тенденция разграничения этих понятий. Считается, что санкция  представляет собой элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные  последствия для правонарушителя, она существует в правовой норме  как потенция, превращаемая в действительность лишь при правонарушении. Следовательно, санкция правовой нормы существует всегда, а правовая ответственность  наступает лишь при реальном нарушении  этой нормы.

Юридическая ответственность  определенным образом соотносится  с различными формами государственно-правового  воздействия на участников правоотношений. Ее социальное назначение не только в  том, чтобы положительные, созидательные  для развития общества поступки. Главное - профилактическое, превентивное применение. До наступления вредных последствий  имеет место внешнее проявление ответственности. Юридически значимый поступок оценивается в зависимости  от его качественных характеристик. Лишь после оценки приходят определенные последствия.

Смысл государственно-правового  воздействия при установлении юридической  ответственности в том, чтобы  вызвать положительные для развития общества, а не применить наказание  за неисполнение норм права. Именно в  этом цель регулирования общественных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В своей работе по теории государства и права я попыталась раскрыть понятие “государственного  принуждения”, а также взаимосвязь  юридической ответственности и  государственного принуждения. Итак, юридическая  ответственность и государственное  принуждение несколько отличные друг от друга понятия. Также в  последние годы роль государственного принуждения заметно падает, следовательно  в литературе последних лет этому  понятию уделяется значительно  меньше внимания, чем в 60-70 годы.

Вопрос был рассмотрен, насколько это представлялось возможным, достаточно подробно. Проанализированы соотношение различных видов  государственного принуждения, определены признаки, характерные для государственного принуждения.  

 

Литература 

  1. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: Акад. курс в 2-х т. Теория права, т. 2. - М.: Зерцало, 1998. - 640 c.
  2. Базылев Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Киев,1968. - 16 c.
  3. Корельский В. М. и Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2000.- 595 с.
  4. Бабаев В. К. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1999. - 592 с.
  5. Базылев Б. Т. Юридическая ответственность. - Красноярск: изд-во Красн. ун-та, 1985. - 120 с.
  6. Базылев Б. Т. Ответственность в советском праве. - Красноярск: изд-во Красн. ун-та, 1977. - 72 с.
  7. Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. - Л.: изд-во ЛГУ, 1973. - 160 с.
  8. О.Э.Лейст. Санкции и ответственность по советскому праву. М.: изд-во МГУ, 1981.- 238 с.

9. Н.С.Малеин. Правонарушение: понятие, причины, ответственность.  М.: "Юридическая литература", 1985. - 313 с. 


Информация о работе Государственное принуждение