Государственное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является попытка раскрыть понятие государственного принуждения, основываясь на современной теории права, и дать примерное представление об этом.
В большом количестве литературы по изучению курса теории государства и права, государственному принуждению уделено относительно не много внимания, так как вся правовая наука в бывшем СССР была подчинена классовым догмам, поэтому стало нелегким определить чистую сущность понятия государственного принуждения (без идеологических шор).

Оглавление

Введение
Понятие государственного принуждения
Виды государственного принуждения
Юридическая ответственность как вид государственного принуждения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ   

 

Содержание 

Введение 

    1. Понятие государственного принуждения
    2. Виды государственного принуждения
    3. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения

Заключение 

Литература  

 

ВВЕДЕНИЕ 

Целью настоящей курсовой работы является попытка раскрыть понятие  государственного принуждения, основываясь  на современной теории права, и дать примерное представление об этом.

В большом количестве литературы по изучению курса теории государства  и права, государственному принуждению  уделено относительно не много внимания, так как вся правовая наука  в бывшем СССР была подчинена классовым  догмам, поэтому стало нелегким определить чистую сущность понятия государственного принуждения (без идеологических шор).

Прежде всего, по моему  мнению, необходимо дать краткое определение  в прагматическом смысле термину  “государственное принуждение”.

    1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Для нормальной жизни любого общества необходим определенный порядок, урегулированность общественных отношений, которые достигаются с помощью  социальных норм, определяющих правила  поведения людей. Однако эти нормы  действуют лишь тогда, когда они  выполняются. Необходимость сообразования  каждым членом общества своих поступков  с установленными в нем правилами  поведения, а также осознание  им возможности наступления неблагоприятных  последствий в случае их нарушения  обусловливает существование такого общественного явления, как государственное  принуждение.

Государственное принуждение - осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными  на то организации, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов. В течение столетий право и насилие отожествлялись, особенно - в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. И не случайно богиня правосудия Фемида держит в одной руке весы, на которых взвешивается право, а в другой - меч, как символ его защиты, силы. По образному выражению Р. Иеринга, “меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права”.

С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным  по своему характеру и осуществляется уполномоченными на то государственными органами, выступает одним из методов  управлением гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию  общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который  выбрала и которому следует то или иное лицо. Без принуждения  не может обойтись ни одно государство.

В литературе есть точка  зрения, что если законодательство последовательно и четко выражает идею справедливости и свободы, то государственное  принуждение к соблюдению юридических  норм будет оправданным и в  свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. В основном это выражено в государствах с тоталитарным режимом.

Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также  иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Например, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей (если это  не образует состав преступления). Естественной формой реакции общества на такое  поведение является применяемое  в отношении данного лица государственное  принуждение - к исполнению возложенных  на человека, но невыполненных им юридических  обязанностей (принудительное взыскание  алиментов на воспитание ребенка, принудительное изъятие вещи у незаконного владельца  и передача ее собственнику и т.д.).

В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные  принудительные акции могут применяться  и не в связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий  и обеспечения общественной безопасности - таможенные досмотры, досмотры багажа в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися  из мест лишения свободы и др. Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом.

Основным, главным методом  является метод убеждения, который  представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия  на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми  актами процедурной форме.

В этих актах установлены  виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления  принуждения, права граждан на защиту. Чем чётче и яснее (полнее) регламентирована процедура государственного принуждения, тем надёжнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью  должностными лицами.

В четвёртых, оно не носит  характера истязания, не ставит целью  причинять физические и иные страдания  правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.

Государственное принуждение  разнообразно по видам и охватывает: а) предупреждения правонарушений и  иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных  организационно правовых мероприятий - осмотр неисправных механизмов и  приостановление их эксплуатации, эвакуацию  из районов стихийного бедствия и  др. ; б) пресечение правонарушения (как  правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного  поведения - задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у  него орудий преступлений и т.д.); в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение  имущества, восстановление доброго  имени и д.р.); г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя  определённых лишений (лишений свободы  штраф и д.р.).

Государственное принуждение  характеризует собой государственную  власть и является одним из методов  её осуществления, одним из способов регулирования социального поведения  субъектов общественной жизни. Социальное назначение принуждения очень широкое, оно выполняет положительные  функции побуждая членов общества к  социальным необходимым действиям, мотивируя необходимое поведение  субъектов общественной жизни в  интересах всего общества.

2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ПРИНУЖДЕНИЯ 

По своему конкретному  содержанию государственное принуждение  делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного  воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот  или иной вид государственного принуждения  определяется сферой воздействия на объект.

Мерой физического воздействия  обращены к физической (личной или  материальной) стороне существования  субъекта, в то время как психическое  государственное принуждение непосредственно  обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может  быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно “рассеивается” по индивидам.

Объект психического государственного принуждения имеет сложную структуру: в психике человека взаимодействуют  рациональная, эмоциональная и волевая  сферы. Внешнее поведение людей  в индивидуальных поступках или  в составе определенной группы продиктовано их внутренней психической деятельностью, при этом волевые акты психики  порождаются как мыслями, так  и чувствами, взаимовлияющими друг на друга. Воздействуя на разум и  чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать её “изнутри”  и пробудить к проявлению в  виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении  такого мотива поведения, который, вступая  в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания  избежать их. С внешней стороны  он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или  акта ее применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного  поведения. Функция психического государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное принуждение  тесно связано с убеждением.

Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное  принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или  их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

Б. Т. Базылев в диссертации  “Государственное принуждение и  правовые формы его осуществления  в советском обществе” разграничивает понятие государственное принуждение  и наказание. Наказание осуществляется путем применения государственного принуждения, так как иным образом, добровольно, оно, как правило, не реализуется.

3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 

Для правовой науки и практики очень важно выяснить соотношение  и взаимосвязь юридической ответственности  и государственного принуждения, их общие и отличительные черты. Тем белее что в литературе они нередко либо отожествлялись, либо, напротив, противопоставляются.

Юридическая ответственность  чаще всего определяется через различные  формы государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая ответственность, как правило, рассматривается  лишь в позитивном аспекте. В результате вся проблема ответственности сводится в основном к борьбе с преступностью.

Между тем государственное  принуждение применяется только при негативной (ретроспективной) ответственности  как вспомогательное средство, которое  нельзя распространять на все разновидности  ответственности.

Ответственность есть форма  реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих  меры наказания правонарушителей, невозможны без применения государственного принуждения. В следствии этого юридическая  ответственность выступает в  качестве правовой формы осуществления  государственного принуждения.

Юридическая ответственность  является одним из видов социальной ответственности, всегда связанной  с возможностью применения принудительной силы государства.

Категория социальной ответственности  исследуется как юристами, так  и философами. В философской литературе ответственность трактуется как  один из элементов структуры личности, определяющий степень свободы и  характер поведения человека. Философы рассматривают ответственность  в двух аспектах: активном и ретроспективном. Ответственность в активном аспекте  расценивается как осознание  личностью своего долга перед  обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека.

Ответственность в ретроспективном  смысле понимается как ответственность  за прошлое поведение, которое выражается в поступках, нарушающих определенные социальные нормы; то есть ретроспективная  ответственность - это ответственность  за совершенные правонарушения. В  этом и заключается смысл юридической  ответственности.

Следует подчеркнуть, что  в настоящей работе юридическая  ответственность рассматривается  именно как специфическое правовое явление, представляющее собой один из видов государственного принуждения, обеспечивающих исполнение правовых норм.

Целью настоящей главы  является всестороннее освещение понятия  “юридическая ответственность как  вид государственного принуждения” в соответствии с его трактовкой в отечественной юридической  литературе и современном законодательстве Российской Федерации, в том числе - в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Юридическая ответственность  будет рассмотрена как вид  государственного принуждения, а также  принципы применения этого института  в современной юридической практике.

Значение, место юридической  ответственности в правовой надстройке определяются ее функциями. Основная функция  юридической ответственности обеспечение  нормального действия механизма  правового регулирования. Юридическая  ответственность выступает как  одна из юридических гарантий строгого, неукоснительного соблюдения и исполнения норм права, как эффективное средство обеспечения его реализации.

Информация о работе Государственное принуждение