Государственная служба в современной России: социально-экономическое обеспечение персонала.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономического обеспечения государственных служащих.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной службы в России 4
1.1. Понятие государственной службы 4
1.2. Виды государственной службы 6
1.3. Принципы государственной службы 12
Глава 2. Социально-экономическое обеспечение государственных гражданских служащих 15
2.1. Определение понятия «государственный служащий» 15
2.2. Понятие, функции, виды социального обеспечения государственных гражданских служащих 18
2.3. Экономическое обеспечение и гарантии
гражданского служащего 25
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Закон об основах государственной  службы9 закрепляет следующие принципы:

1. Верховенства Конституции  Российской Федерации и  федеральных   законов над иными  нормативными  правовыми  актами,  должностными  инструкциями  при исполнении   государственными   служащими   должностных    обязанностей    и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и  свобод человека и гражданина, их  непосредственного действия:  обязанности  государственных  служащих  признавать,  соблюдать  и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства  системы   государственной  власти,  разграничение  предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

4. Разделения законодательной,  исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к  государственной службе  в   соответствии  со  своими способностями и профессиональной подготовкой без  какой-либо  дискриминации. Гражданину,  претендующему  на  государственную  должность,  надо  иметь образование и подготовку, соответствующие  содержанию  и  объему  полномочий этой должности.

6.  Обязательности  для   государственных  служащих   решений,   принятых вышестоящими государственными органами и их  руководителями  в  пределах  их полномочий и в соответствии с законодательством.

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной  службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и  компетентности государственных  служащих.

10.  Ответственности   государственных  служащих  за  подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее  исполнение  должностных обязанностей. Она должна занимать особое место среди  мер,  направленных  на совершенствование  системы  исполнительной  власти.  Опыт  доказывает,   что главная причина сбоев в этой системе не столько  в  недостатках  в  правовом регулировании, сколько в безответственности,  влекущей  за  собой  нарушения норм  действующего  права.  Неприятие  защитных  мер   ведет   к   правовому нигилизму.

11. Внепартийности государственной   службы.  В  системе  государственной службы не допускается создание организаций политических партий  и  движений.

12. Отделения  религиозных   объединений  от  государства.  На  служебную деятельность  государственных   служащих   не   могут   влиять   религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности  государственных служащих.  Им  гарантируется

денежное содержание, оплачиваемые отпуска,  пенсионное  обеспечение  и  т.д.

14.    Стабильности    кадров    государственной    службы.   

В  числе  принципов  государственной  службы   не   оказалось   принципа законности. Его не могут подменить те  принципы,  которые  сформулированы  в контексте  законности,  выражая  ее  отдельные.  Между тем   принцип законности является универсальным, он не должен иметь для  кого-либо  каких-либо исключений. Органы государственной  власти,  должностные  лица  обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и  законы,  а  также  подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законодательством.

 

 

 

 

Глава 2. Социально-экономическое обеспечение государственных гражданских служащих

2.1. Определение понятия «государственный служащий»

Долгое время понятия  «служащий» и «государственный служащий»  не имели правового статуса, не разводились  по содержанию и должным образом  не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций).10

Вместе с тем с  конца 1950-х гг., в литературе предпринималось  немало попыток охарактеризовать понятие  «государственный служащий». В конечном счете, почти все авторы приходили  к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смысле слова. В широком смысле государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения и др.). В узком смысле — это профессиональный управленец органов государственной власти. В принятом в 1995 г. Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» понятие «государственный служащий» приобрело достаточно определенное содержание, тождественное узкому смыслу этого слова.

 

В настоящее время  понятие «государственный служащий» также означает особую аппаратную должность в государственных органах. В Федеральном законе « О системе государственной службы Российской Федерации» есть два определения государственного служащего: федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить: федеральный (субъекта Федерации) государственный служащий-это гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета.

Следовательно, у государственного служащего выделяются три признака: гражданин России, осуществляющий деятельность на должности государственной службы, получающий денежное содержание.

 Аналогичное определение имеется и в Федеральном законе « О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13).11 В различных статьях данных двух федеральных законов, помимо трех упомянутых, перечисляются различные признаки государственного гражданского служащего. Если их обобщить, то можно предложить следующее определение: гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение.

В данном определении перечислены шесть признаков работника, которые делают его гражданским служащим. Основным среди них, конечно, является исполнение обязанностей по государственной должности гражданской службы. Все остальные, так или иначе, обусловливаются данным признаком.

Таким образом, гражданский  служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти.

 В соответствии с федеральными  законами не является гражданской  службой деятельность политических  руководителей — Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства РФ, министров, президентов и председателей правительств национальных республик, губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, судей всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихся представителями государственного нанимателя, а также деятельность служащих государственных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.).

 

 

2.2. Понятие, функции, виды социального обеспечения государственных гражданских служащих

Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Не являются исключением и государственные гражданские служащие.

Законодательство о социальном обеспечении государственных гражданских  служащих, в том числе федеральных, находится в стадии реформирования (как, впрочем, и законодательство о  социальном обеспечении в целом). Поэтому представляется весьма актуальной выработка системы принципов социального обеспечения на федеральной государственной гражданской службе. Эти принципы возникают в результате преломления общих принципов социального обеспечения через сферу особенностей государственно-служебных отношений и обеспечивают системный поход к реформированию социального обеспечения на государственной службе, к выработке его новых форм и видов.

Содержание понятия  социального обеспечения, его параметры  сформировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране.

Социальное обеспечение как  реально существующее общественное явление нуждается в научной  обоснованности. Иногда определение  того или иного понятия дает сам  законодатель, и оно воспринимается наукой как легальное. Однако определение социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. Поэтому разными авторами это понятие трактуется по-разному. В науке сложились две основные концепции содержания понятия социальное обеспечения - экономическая и правовая.12

Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших  проблем – социальной проблемы неравенства  личных доходов людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.

Можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер  устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления  перечня социальных рисков, признаваемых  государством в качестве оснований  для предоставления различных  видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права  либо в договорах, санкционированных  государством, круга лиц, подлежащих  обеспечению;

4) нормирование государством социального  стандарта обеспечения, ниже которого  оно не может быть, путем законодательного  закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Специалисты в области права  человека на социальное обеспечение (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, В.Галаганов) трактуют социальное обеспечение следующим образом: « Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса». «Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством»13.

Можно встретить и такое определение, как «социальное обеспечение – система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность».

К.Н.Гусов и М.О.Буянова  под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»14.

Таким образом, эти определения  содержат сущностные признаки явления  социального обеспечения и отражают его особенности.

Значение социального  обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции  оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. К основным функциям социального обеспечения  относятся:15

1) экономическая функция  социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция,  которая выражается в том, что  право на многие виды социального  обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения  способствует поддержанию социального  статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция  позволяет государству специфическими  для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Информация о работе Государственная служба в современной России: социально-экономическое обеспечение персонала.