Государственная служба в современной России: социально-экономическое обеспечение персонала.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономического обеспечения государственных служащих.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной службы в России 4
1.1. Понятие государственной службы 4
1.2. Виды государственной службы 6
1.3. Принципы государственной службы 12
Глава 2. Социально-экономическое обеспечение государственных гражданских служащих 15
2.1. Определение понятия «государственный служащий» 15
2.2. Понятие, функции, виды социального обеспечения государственных гражданских служащих 18
2.3. Экономическое обеспечение и гарантии
гражданского служащего 25
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 Государственная служба  представляет собой социальный  институт взаимодействия общества  и государства, государственного  аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина. Именно на государственную службу возлагается решение задач по обеспечению социальных гарантий и прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации.

У государственного служащего  особый работодатель - государство. Для  эффективного выполнения своих функций государственным служащим нужна система статусных гарантий, комплекс мер экономической и социальной защиты, выработки которых они вправе требовать от государства.

Государственная гражданская  служба - достаточно молодой институт государственного управления, и потому находится в постоянной динамике. Во многом это связано с изменяющимися условиями, целями, задачами, стоящими перед гражданской службой.

Основной целью функционирования института гражданской службы является предоставление гражданам различных услуг. От того насколько полно она реализуется, зависит стабильность в обществе.

Именно этими факторами  объясняется актуальность выбранной темы, так как при грамотном управлении стимулирующими механизмами, побуждающими служащего к труду, можно добиться позитивного эффекта от деятельности государственного гражданского служащего.

Объектом  данной курсовой работы является государственная служба в России.

Предметом социально- экономическое обеспечение государственных служащих.

Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономического обеспечения государственных служащих.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Охарактеризовать понятие, виды и принципы государственной службы в целом;
    2. Рассмотреть виды и функции  социального обеспечения государственных гражданских служащих;
    3. Изучить экономическое обеспечение и гарантии государственных служащих.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование государственной службы в России

1.1. Понятие государственной службы

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной  службы. В специальной литературе чаще всего оно  определяется  на основе  действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

а) разновидность  труда   работников   государственных   организаций, являющихся государственными служащими;

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная  служба  понимается в широком  и узком смысле.

Государственная служба в широком  смысле  сводится  к  выполнению  служащими своих  обязанностей  (работы)  в  государственных  организациях:  в  органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях,  иных  организациях; в  узком  смысле  —  это   выполнение   служащими   своих   обязанностей   в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на  профессиональной  основе.  Это обусловлено  необходимостью  непрерывного,  преемственного  и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.1

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых  норм, регламентирующих правовой  статус  государственных  служащих,  в  том  числе условия и порядок прохождения государственной службы,  виды  поощрений и ответственности   служащих,   основания   прекращения   и   другие   вопросы государственной службы, образуют правовой институт  государственной службы.2

В него входят нормы конституционного, трудового,  гражданского,  финансового и других отраслей права.  Административно-правовые  нормы,  регламентирующие вопросы  государственной  службы,  составляют  часть   этого   института   и самостоятельный институт административного права.

Административное  право обслуживает, прежде всего   государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного управления.

Специфическая концепция  государственной службы  положена  основу  Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской   Федерации».3 В трактовке этого Закона она  под  государственной службой понимается профессиональная деятельность по  обеспечению  исполнения полномочий  государственных  органов.  При  этом  к  государственной  службе относится   исполнение   должностных   обязанностей   лицами,    замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в  самом законе.

 

1. 2. Виды государственной службы

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»4 классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская  служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта РФ.

В соответствии с действующим  законодательством о государственной  службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы: 1) федеральная государственная служба и 2) государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной  государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Федеральный  закон «О системе государственной  службы Российской Федерации» могут  быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется государственная гражданская служба субъекта РФ.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т. е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). Осуществление правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

Государственная гражданская  служба Российской Федерации — это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов. 5

Государственная гражданская  служба — это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач. Их работа связана с реализацией действий и принятием решений обеспечительного характера. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления. Можно считать, что осуществление служебной деятельности гражданами России в рамках государственной гражданской службы исключает, во-первых, их деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а во-вторых, служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.

Военная и правоохранительная служба — это виды государственной  службы, связанной с охранительной  деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка. 6

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков. Наиболее важные из них:

  • ее содержание — обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;
  • свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;
  • наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;
  • наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);
  • проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;
  • более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;
  • повышенные требования, как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.). Так, на милитаризованную службу принимают с 18, а в ряде случаев — с 20 лет;
  • особые правила привлечения к юридической ответственности.

Военнослужащие и служащие правоохранительных органов могут  проходить службу и не занимая  должностей в государственных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командования; нахождения за штатом во время организационно-штатных мероприятий; прикомандирования к органам государственной власти.

В Федеральном законе «О системе  государственной службы Российской Федерации»7 дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется: в  Вооруженных Силах РФ (т. е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных  Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

В Федеральном законе «О системе  государственной службы Российской Федерации» дается также определение  правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; противопожарной и иных служб МЧС России; органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской службы РФ.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность  должностных лиц, как представители  власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т. д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы государственной службы

Основные  принципы  государственной  службы  закреплены  в   Конституции Российской  Федерации   или   вытекают   из   нее.   Виды   этих   принципов конкретизированы в Законе Российской Федерации  об  основах  государственной службы. Здесь принципы сформулированы без расшифровки  содержания,  без  тех оговорок об исключениях, которые установлены или  могут  устанавливаться  из общих правил. Например, принцип гласности  в  осуществлении  государственной службы не беспределен, в предусмотренных  законом  случаях  он  ограничен  в интересах государства.

Содержание  некоторых  принципов  конкретизируется  в нормах,  имеющихся  в  самом  законе.  Например,  относительно  к   принципу профессионализма и компетентности государственных служащих и др.8

Информация о работе Государственная служба в современной России: социально-экономическое обеспечение персонала.