Государственная система стандартизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:15, реферат

Краткое описание

Представителями государств бывшего СССР было подписано 13 марта 1992 года. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, в котором заложены основные системы межгосударственной стандартизации. Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двухсторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
3. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИИ
4.1 Органы и службы стандартизации в РФ
4.2. Виды и категории стандартов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

standartizaciya.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

№ 5154-1  (в ред. Федерального закона от 27.12.95  № 211-ФЗ); «Об обеспечении единства измерений»; «О сертификации продукции и услуг».

Нормативные документы II уровня представлены:

                   государственными стандартами Российской Федерации;

                   межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

                   государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТ);

                   правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

                   общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена, определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также для частных предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг и другие организации и предприятия.

              Закон о стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к проблемам в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области.             

Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ (ст. 2 Закона РФ «О стандартизации»).

Методологические вопросы стандартизации, ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная  система стандартизации Российской Федерации», новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. данный комплекс включает следующие документы:

-                      ГОСТ  Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;

-                      ГОСТ  Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»;

-                      ГОСТ  Р 1.3-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий»;

-                      ГОСТ  Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения»;

-                      ГОСТ  Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации.  Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

-                      ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».

      4.1 Органы и службы стандартизации в РФ

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Государственный Комитет Российской федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России).

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации. 

Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

                   координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии;

                   взаимодействует с органами власти республик в составе российской федерации и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации и метрологии;

                   направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов, а также по другим проблемам сообразно своей компетенции;

                   подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

                   устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии;

                   принимает государственные стандарты, осуществляет регистрацию нормативных документов, стандартных образцов веществ и материалов;

                   руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

                   осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

                   представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации и метрологии  и в межгосударственном совете СНГ;

                   сотрудничает с соответствующими органами зарубежных стран;

                   руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

                   осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

                   участвует в работах по международной региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации и др.

В оргструктуре Госстандарта предусмотрены следующие подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, две типографии, три учебных заведения, более 100 территориальных  центров стандартизации, сертификации и метрологии (ЦСМ). На базе территориальных  органов Госстандарта созданы органы по сертификации и испытательные лаборатории, основные задачи, обязанности и права которых  устанавливают взаимоувязанные типовые положения, утверждаемые Госстандартом РФ.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (ТК), которые специализируются в зависимости от объекта стандартизации.

Основные функции технических комитетов по стандартизации:

                   определение концепций развития стандартизации в своей области;

                   разработка проектов новых стандартов и обновление действующих;

                   оказание научно-методической помощи организациям, участвующих в разработке стандартов и др. 

По линии международной  стандартизации технические комитеты занимаются вопросами соответствия отечественных стандартов международным, участвуют в работе технических комитетов международных (региональных) организаций по стандартизации, а также выполняют ряд других работ.

Научно-технической базой для создания технического комитета служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует его специализации. В их число включаются и научно-исследовательские центры Госстандарта РФ и Госстроя РФ.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.

Из других служб по стандартизации необходимо назвать специальные службы (лаборатории, отделы, бюро, центры), создаваемые в научно-исследовательских, конструкторских и других организациях и координирующие работы в области стандартизации, сертификации и метрологии.

 

4.2. Виды и категории стандартов

В зависимости от специфики объекта  стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

       стандарты основополагающие;

       стандарты на продукцию, услуги;

       стандарты на процессы;

       стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа

Основополагающий стандарт - нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. В качестве примера основополагающих стандартов можно назвать ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 (нормативные документы по организации государственной системы стандартизации в России).

Стандарт на методы испытаний - нормативный документ, устанавливающий методики, правила, процедуры различных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки).

Стандарт на продукцию - нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Неполный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам поставки и др.).

Стандарт на процесс  - нормативный документ, содержащий требования соответственно к процессу (например, к технологии производства)

Как уже сказано выше, стандарты можно разделить исходя из сферы действия. Рассмотрим содержание отдельных категорий стандартов.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России).

Государственные стандарты содержат требования к продукции, работам и услугам, потребности в которых имеют отраслевой характер. Эти стандарты принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов - Госстрой России. В государственных стандартах содержатся обязательные и рекомендательные требования.

К обязательным требованиям относятся:

                   безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы

                   техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий

                   единство методов контроля и единство маркировки.

К рекомендательным требованиям относятся:

                   основные потребительские характеристики продукции и методы их контроля;

                   требования к упаковке, транспортировке, хранению и утилизации продукта;

                   правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации;

                   правила оформления технической документации.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Данные стандарты принимаются государственными органами управления, которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов требованиям государственных. Отраслевые стандарты регламентируют:

Информация о работе Государственная система стандартизации России