Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа
Цель работы. В данной работе ставиться цель попытаться осмыслить понятие, сущность и социальную ценность права. В ней предпринята попытка осуществить комплексное исследование функций права. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права.
Таким образом, перечислим основные задачи данной работы:
проанализировать понятие, сущность и социальную ценность права;
охарактеризовать понимание права в мировой и отечественной юриспруденции;
дать общее понятие о функциях права;
рассмотреть регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную функции права;
выявить направления регулятивного воздействия права;
дать понятие праву как регулятору;
охарактеризовать систему функций права.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА 5
1.1. Регулятивно-статическая функция 7
1.2. Регулятивно-динамическая функция 8
1.3. Охранительная функция 9
1.4. Оценочная функция 12
2. СИСТЕМА ФУНКЦИЙ ПРАВА 13
3. ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРАВА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Итак, даже в той плоскости, когда право рассматривается как регулятор его миссия в обществе является более глубокой. В этом отношении представляется принципиально важным с необходимой строгостью очертить функции права как регулятора. Это:
-
воспроизводство данной
-
регулятивное правовое
Под углом зрения углубления характеристики права как “регулятора” (и, следовательно, с признанием его миссии как средства “воспроизводства” данного социального строя, утверждения глубоких нормативных начал в обществе), необходимо вместе с тем, уже с другой стороны, уточнить направления правового регулятивного воздействия. Иначе можно неоправданно возвеличить назначение права на “регулятивном уровне”, представить его – притом в облике закона – чуть ли не в виде некоего всесильного инструмента, универсального средства решения всех жизненных проблем. Парадоксально, но именно такое представление о праве и законе нередко культивируется при тоталитарных режимах, беспощадно попирающих право в его высоком гуманистическом значении, но использующих категории “право” и “закон” для решения узкополитических задач, и одновременно – для прикрытия и оправдания неконтролируемого партийно-государственного произвола.27
В действительности же, право, рассматриваемое в единстве с законом (объективное право), – вовсе не всесильный “регулятор”. Его регулятивное воздействие, наряду с миссией по “воспроизводству” данной социальной системы и утверждением в жизни начал нормативности, ограничено строго определенными направлениями.
Главные из них вытекают из того решающего, что характеризует историческое (мирозданческое) предназначение права, - быть общеобязательным критерием правомерного поведения и в этом отношении оптимальной формой для определения и сохранения границ свободы людей, причем – в таком порядке, когда происходит согласование свободы данных лиц со свободой всех “других”. То есть в первую очередь не из того, что нередко понимается под словом “регулировать”, - не “предписывать”, не властно направлять поступки людей, не напрямую регламентировать людское поведение и с этой целью устанавливать в обществе жесткие императивные порядки, нередко авторитарного типа (это – миссия в основном публичного права), а рассчитывать прежде всего на активность и свободную инициативу человека, которые должны существовать и сохраняться в известных границах.
Необходимо при этом обратить внимание, что на достижение указанной задачи предполагает развитие и эффективное функционирование всех подразделений, всех отраслей объективного права. Не только тех, которые преимущественно направлены на точное и строгое фиксирование через систему прав и обязанностей границ поведения (конституционное право, гражданское право, ряд институтов административного и трудового права), но в не меньшей мере и тех, которые обеспечивают “сохранение границ”, - охрану и защиту правопорядка, в том числе с помощью мер гражданской, административной, уголовной ответственности, а также процедур и порядка применения юридических санкций.
С
учетом приведенных положений
Иной поворот событий и отсюда – иная оценка действующего права вытекает из такого развития общества, когда в нем доминируют социально-негативные тенденции, тираническая власть, силы, противостоящие демократии и гуманизму. И когда право, вопреки своему историческому предназначению, выступает в виде права власти - комплекса законов, иных нормативных документов, всей системы юридических институтов и учреждений, которые служат власти как таковой, а через нее указанным порядкам и отношениям. При таком развитии и состоянии общества право становится консервативным фактором во всех оттенках этого многозначного слова, т.е. силой, увековечивающей реакцию в нравственно-политическом смысле, отжившие режимы, а в итоге – препятствием на пути прогрессивного развития общества, демократии, гуманизма.
В этой связи – одно замечание по проблеме, которая в какой-то мере ранее уже затрагивалась.
Речь идет вот о чем. В праве, существующем в любой общественной системе, наряду с принципами и нормами, так или иначе касающимися прав и свобод людей, их самостоятельности, свободного действования, наряду со всем этим, значительное место занимают публичное право - юридические установления, которые затрагивают организацию самой власти, ее подразделений и учреждений во многих сферах жизни общества (налоговой, таможенной, государственной службы, обороны, национальной безопасности, пограничной службы, организации правоохранительной работы, санитарной, противопожарной инспекции и т.д.). Именно здесь, в этих подразделениях, отраслях права, по традиции именуемых “публичным правом” в специально-юридическом значении этого терминологического обозначения, по большей части находят выражение негативные, авторитарные тенденции в деятельности государственной власти.
Но суть дела не в этом. Независимо от того, каковы содержание и возможная оценка такого рода юридических установлений (пусть даже и таких, которые совершенно необходимы и строятся в согласии с духом права и правовых принципов), следует сказать о том, что здесь перед нами всё же особый, очень своеобразный пласт юридической материи. Институты указанного профиля – это, как можно предположить, не прямой, непосредственный, ближайший продукт потребностей общества в праве, а скорее - проникновение в юридическую сферу властных институтов государства, государственно-властных, императивных начал, когда лишь используются юридические категории. И здесь, конечно же, есть свои важные ценности; но они - именно ценности государства, точнее, быть может, юридизированные ценности государства (со всеми плюсами и минусами последнего), а не исконно правовые начала и категории. И вместе с тем – здесь особый юридический мир, иная – если угодно - юридическая галактика, со своей культурой, своим арсеналом институтов и приоритетов. Такими, в частности, как порядок и дисциплина, субординация и компетенция, обязанности и ответственность.
Нет
слов, такой дифференцированный подход
к “пластам” юридической
Некоторым авторам такой подход, быть может, покажется упречным хотя бы по той причине, что здесь – с точки зрения исконных правовых начал – происходит возвышение (а на деле – в российских условиях всего лишь - восстановление) категорий и институтов частного права28. Но о таком подходе всё же необходимо после характеристики граней права, ориентаций при его понимании сказать еще раз. Хотя бы по той причине, что с этим подходом связана перспектива рассмотрения вопросов, относящихся к предназначению права, его роли и места в жизни людей.
В
работе были рассмотрены следующие
вопросы: понятие функций права,
регулятивно-статическая
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения и общество в целом, в которых, так или иначе, проявляется сущность права. Сущность права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это касается основных функций права, выражающих его роль как регулятора общественных отношений. Анализируя основные функции той или иной конкретной правовой системы, мы можем выявить сущность права, составляющего основу этой правовой системы.
Функция права - это реализация его социального назначения.
Помимо
социального право имеет
Чаще
всего функции права
Деление функций права на общесоциальные и собственно юридические вполне приемлемо, однако основание такого деления должно быть иным. Выше было отмечено, что при помощи функций можно раскрыть и охарактеризовать как общесоциальную, так и служебную роль права. Вследствие этого функции права можно рассматривать с широких, общесоциальных и с узких, собственно юридических позиций.
Функции права, выражающие его общесоциальную роль, должны рассматриваться с широких позиций и именоваться общесоциальными функциями. К ним следует отнести регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции.
Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц.
С
помощью регулятивно-
Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.
Оценочная
функция позволяет праву
Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование.
Право является нормативным и ценностным регулятором.