Функции права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. В данной работе ставиться цель попытаться осмыслить понятие, сущность и социальную ценность права. В ней предпринята попытка осуществить комплексное исследование функций права. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права.

Таким образом, перечислим основные задачи данной работы:
проанализировать понятие, сущность и социальную ценность права;
охарактеризовать понимание права в мировой и отечественной юриспруденции;
дать общее понятие о функциях права;
рассмотреть регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную функции права;
выявить направления регулятивного воздействия права;
дать понятие праву как регулятору;
охарактеризовать систему функций права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА 5
1.1. Регулятивно-статическая функция 7
1.2. Регулятивно-динамическая функция 8
1.3. Охранительная функция 9
1.4. Оценочная функция 12
2. СИСТЕМА ФУНКЦИЙ ПРАВА 13
3. ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР 17
4. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРАВА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Понятие и система функций права.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Охранительную функцию не следует противопоставлять  регулятивной в том смысле, что  одна из них - это негативная (поскольку  включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений. Специфика охранительной функции состоит в следующем:11

     Во-первых, она характеризует право как  особый способ воздействия на поведение  людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением  запретов и реализацией юридической  ответственности.

     Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

     В-третьих, она является показателем политического  и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

     Способ  охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.

     Характерные черты охранительной функции  права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее  назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.

     Таким образом, если охранительная функция  права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.12 

1.4. Оценочная функция

 

      Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).13

      Особую  роль в реализации оценочной функции  играют охранительные и поощрительные  нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная  оценка тех или иных возможных  действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента). 

2. Система функций права

 

     Системный подход к исследованию процессов  и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля нового научного мышления.

     Анализ  функций права как единой целостной  системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций.14

     Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить  их систему, Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.

     Система функций права представляет собой  сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию  права как целого и функции  этого целого.

     Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:15

     - общеправовые (свойственные всем  отраслям права);

     - межотраслевые (свойственные двум  и более, но не всем отраслям права);

     - отраслевые (свойственные одной  отрасли права);

     - правовых институтов (свойственные  конкретному институту права);

     - нормы права (свойственные конкретному  виду норм права).

     Вопрос  о соотношении функций права  различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права.

     Кроме того, следует иметь в виду, что  общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они "детализируются" в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д.16

     Однако, исходя из предмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

     В известной степени можно выделить две группы критериев, которые лежат  в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в  рамках самого права) и внешние (находящиеся  за его пределами).

     Внутренние  критерии (основания) классификаций функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

     Неразрывная связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование  основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.

     Регулятивная  и охранительная функции - это  имманентные праву функции. Это  те функции, которые как раз и  характеризуют право как специфическое  качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что  необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций.

     Внешним объективным критерием классификации  функций права являются различные  социальные факторы, определяющие назначение права.

     Общество  как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы - экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют социальными.

     В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая - на политическую; воспитательная – на духовную.17

     Заканчивая  рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.18

     Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права - правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.

3. Право как регулятор

 

      Принято считать, что назначение объективного права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки19.

      Научные положения  о праве как “регуляторе” могут  быть признаны вполне конструктивными  и под углом зрения данных современной науки. Ведь право, так или иначе, включается в широкий спектр факторов, определяющих с точки зрения современных научных представлений поведение людей (от биологических, инстинктивных программ, заложенных природой в человека, до высокозначимых социальных интересов, импульсов высокого духовного порядка), - включается и непосредственно, и присоединяясь к другим явлениям и институтам.20

      К тому же позитивное право как крупный  элемент, блок (подсистема) общества в  условиях цивилизации представляет собой нормативно-ценностный регулятор. Право, стало быть, регулятор:

      1) нормативный, ибо право, состоящее из нормативно-унифицированных средств и механизмов регулирования общественных отношений, нацелено на то, чтобы ввести в жизнь людей начала всеобщей “нормальности”, единой упорядоченности, общепризнанности21; по мнению Фихте объективированные формы права (т. е. позитивное право) предназначены к тому, чтобы “максимально унифицировать сферу грубого, материального плана человеческого бытия”22; об этой черте права далее будет сказано еще и особо;

      2) ценностный, ибо право, вводя в жизнь нормативные начала, тем самым определяет оценку жизненным явлениям и процессам, и потому является основой для того, чтобы действовать “по праву” и признавать те или иные поступки в качестве таких, которые совершены “не по праву” (здесь проявляются те особенности права – даже как регулятора -, которые относятся по принятой ранее терминологии ко “второму – духовному - измерению” его природы).

      В последнее время в связи с  углубляющейся разработкой общетеоретических и философско-правовых проблем намечаются новые плодотворные подходы к освещению функций права как нормативно-ценностной регулирующей системы. Эти подходы основываются на понимании того, что в условиях развитой правовой культуры при помощи правовых средств и механизмов регулирования “постоянно воспроизводится всеобщий модус права”, и “право несет в себе присущий всей культуре инвариант общественного опосредования субъект-субъектных отношений”23. В том же направлении строятся утверждения о том, что право выступает “ прежде всего как система воспроизводства общих условий существования общества, его устойчивости и упорядоченности”24.

      Рассмотрение  права с указанных позиций  позволяет увидеть в нем социальную подсистему, обеспечивающую такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой в соответствии с потребностью в реализации начал нормативности достигается постоянное и стабильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода “увековеченье”) выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов функционирования общества.

      Характеристике  права как всеобщего модуса прав, а культуры как среды, являющейся условием воспроизводства регулируемых правом отношений25, может быть дано более предметно-структурное очертание, если воспользоваться предложенной И.П. Малиновой трактовкой общественных отношений через категорию субструктуры (суперструктуры). Используя более точную научную интерпретацию положений Маркса об общественных отношениях, базисе и надстройке, автор обратил внимание на то, что категория субструктуры (суперструктуры) позволяет рассматривать право как такую сферу, “которая обладает особым свойством мета- (или супер) структурирования массива наличных общественных отношений. Более того, - продолжает автор, - само право существует в форме структурно упорядоченного сектора, сферы социального пространства, в котором все многообразие общественных отношений представлено (отражено) в особом ракурсе, под специфическим углом зрения - в инвариантах санкционированной юридической нормативности”26.

Информация о работе Функции права