Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 12
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 12
РАЗДЕЛ II. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 15
ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ. 15
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Файлы: 1 файл

tgp_kursovaja.docx

— 75.72 Кб (Скачать)

 

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется  в программе совершенствования  сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

 

Следует отметить, что перечень внешних функций  государства, приведенный в этой части является, как мне кажется, наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая, что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции.

Эта проблема будет рассмотрена далее, применительно к российскому государству.

Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского  государства.

Любые государства, находящиеся на одном  этапе развития, имеют одинаковые функции, хотя отличия в их содержании, формах и методах реализации могут быть различными. Более того, в процессе эволюции появляются новые функции, а существующие изменяются и наполняются новым содержанием.

Проследим этапы эволюции функций российского  государства*, изложенные С.А.Комаровым.41 Как уже отмечалось, С.А.Комаров рассматривает возникновение функций государства в связи с появлением на определенном этапе у государства задач и достижения определенных целей.

 

В самом начале деятельности большевиков  начинает формироваться система  внутренних и внешних функций советского государства. Цель – обеспечение завоеваний революции, осуществление перехода от капитализма к социализму. Для достижения своих целей и задач государство приобретает новые функции, изменяет старые.

 

Внутренние  задачи заключались в следующем:

Национализация  земли фабрик, заводов, банков обеспечивала переход в руки народа основных средств  производства, что создавало предпосылки для появления и развития новых форм хозяйствования.

 

Индустриализация  позволяла вывести стран из кризиса  в число передовых, превратить в развитое промышленное государство.

 

Кооперация  давала возможность использовать преимущества коллективного труда, развивать  общий интерес на основе учета  частного интереса.

 

Проведение  культурной революции позволяло  решить задачу ликвидации неграмотности, сформировать новую интеллигенцию.

 

С.А.Комаров  отмечает и такую задачу как решение  национального вопроса, в связи  с созданием нового многонационального государства, что позволяло ликвидировать  национальный гнет и неравноправие  наций.

 

Внешняя задача российского (советского) государства  сводилась в обеспечению мирных условий развития страны.

 

Необходимо  отметить существование и важную роль функции подавления сопротивления  свергнутых классов, которая вскоре утратила свое значение, так как классовое сопротивление прекратилось.

 

В целом, решая вышеназванные  задачи советское государство обрело следующие внутренние функции:

  • хозяйственно-организаторскую, связанную с монопольным руководством экономики;
  • регулирование меры труда и меры потребления, реализующая принцип «от каждого по способностям, каждому по труду»;
  • культурно-воспитательная, состоящая в решении задач идеологического характера, развитием образования, спорта и.т.п.;
  • охрана правопорядка, прав и свобод граждан, социалистической собственности, причем значение охраны государственных интересов превалировало над значением охраны частных интересов граждан;

 

К внешним  функциям относятся:

  • оборона страны;
  • борьба за мир и мирное сосуществование государств с различным социально-экономическим строем.

 

В дальнейшем, с развитием государства, появились две новые внутренние функции – оказание социальных услуг  членам общества и природоохранная. Внешняя задача не изменилась, но возникли новые функции, связанные с изменением  международной обстановки: братская взаимопомощь и сотрудничество со странами социализма; сотрудничество со странами, сбросившими колониальную зависимость.

 

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления  новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах на внешние функции государства.

Это проявляется, во-первых, в том, что  с разрушением мировой системы  социализма отпала необходимость в  «братской помощи» социалистическим странам.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшем колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. Исчезли и соответствующие функции.

В-третьих, с середины 80-х годов XX века резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетнее идеологическое противостояние уступило место политике соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов, унизительного самобичевания и политического заискивания.*

Основное  кредо внешнеполитической и иной деятельности российского государства, а следовательно, и его функций  должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов  и ценностей, в уважении интересов  и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.42

 

Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных  функций, присущих современному российскому  государству:

  • обеспечение народовластия;
  • налогооблажение и взимание налогов;
  • интеграция в мировую экономику.43

Первые  две из представленных функций являются внутренними, а третья – внешней.

 

Итак, функция обеспечения народовластия.

Теория  государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной  организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках  государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной  власти, защиты конституционного строя.

 

Функция налогооблажения и взимания налогов.

Данная  функция обусловлена тем, что  бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

Однако, мне представляется, что взимание налогов естественно для государства со смешанной (современной) экономикой. Экономическая функция современного государства подразумевает наличие такого рычага воздействия как  взимание налогов. Возможно в 1993 году, когда Л.А.Морозова предложила ввести эту функцию, ситуация с налогообложением была критической. В советском государстве просто не было налоговой системы как таковой. В настоящее время создана налоговая система государства, в большинстве своем имеется соответствующая законодательная база.

Более соответствующей сегодняшнему дню  я считаю классификацию функций, предложенную В.Н.Хропанюком. Помимо прочих «основных» (или даже «классических») функций он выделяет функцию финансового контроля.

Финансовый  контроль подразумевает выявление  и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд.

Высший  финансовый контроль за доходами и  расходами является, как отмечает В.Н.Хропанюк, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов.44

В России таким правами кроме Министерства финансов обладает и Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Счетная палата (как орган, осуществляющий обязательный аудит организаций) и т.д.. Несомненно понятие финансового контроля шире понятия налогообложения, его также, как и налогоблажение можно рассматривать в качестве одного из аспектов обширной экономической функции государства. Однако, именно в 2002 году президент В.В.Путин высказал идею создания «финансовой полиции», которая бы объединила  усилия многих правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в области экономики и финансов. По моему мнению, усиление государственного контроля в области финансов на данном этапе развития российского государства является актуальной и необходимой задачей, от решения которой во многом зависит будущее страны.

 

Что же касается предложенной Л.А.Морозовой внешней функции интеграции в мировую экономику, то такое включение вполне резонно к настоящему времени (2002г.) приобрело общепринятый характер.

Несовместимость экономических систем различных  типов общества, а так же ограничения  торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства.  Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России.

Особую  проблемы в последние годы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций российского государства. Определенные положительные изменения в этом вопросе начались совсем недавно и выразились в пресловутом «укреплении вертикали власти», а также в комплексе проводимых реформ (например судебной). Напомню, что ситуацию начала 90-х годов XX века нередко называют «парадом суверенитетов», когда пресловутый «суверенитет» провозглашали национальные автономии в составе РСФСР. Некоторые республики, такие как Татарстан и Башкортостан вообще подписали федеральный договор лишь в 1994 году.

В настоящее время все еще стоит  задача разграничения сфер деятельности полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов федерации. Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна.

А.Б.Венгеров приводит в пример следующие задачи: «совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и.т.д.»45

Но  есть и вопросы, которые можно  и нужно решать на местном уровне. Например, для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов власти и органов местного самоуправления.

Данная  проблема, по моему мнению, должна быть решена в первую очередь законодателями на федеральном уровне.

 

 

Заключение.

Итак, мною в работе рассмотрены подавляющее большинство аспектов понятия «функции государства».

Цель  работы достигнута на столько, на сколько  позволяли это сделать существующие известные монографичекие источники, учебные пособия и статьи в  журналах. Надо отметить, что несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций государства, я старался хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, дабы сохранить объективность и полноту освещения проблемы, но в тоже время высказать свою точку зрения. Теперь же, на основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие краткие выводы:

  • понятие функций государства весьма неоднозначно, в советское время возникла полемика между теоретиками права и государства, проявлявшаяся в более или менее существенно различных трактовках этого понятия; однако, общепринятой и наиболее выдержанной точкой зрения на сегодняшний момент является понимание функций государства, как основных направлений его деятельности, обусловленных классовой и общесоциальной сущностью государства и социальным назначением;
  • функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства; первоначальная сущность государства классовая, но с демократизацией общества проявляется и общесоциальная сущность;
  • функции государства изменяются со временем, их возникновение  и утрата обуславливается текущими задачами государства, а значит и изменениями в мире; в этом плане для современного этапа развития человечества характерно решение глобальных проблем терроризм, экология, наркотики и многих других;
  • функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих;
  • классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние; однако и у этого подхода существуют критики; также неоднозначно отношение ученых к делению функций на основные и неосновные, однако такая классификация  стала в той же мере общепринятой, на сколько стала общепринятой её спорность; кроме того в последнее время появились новые критерии классификации согласно территориальному принципу, принципу разделения властей;
  • и все же, признавая наибольшую распространенность классификации функций на внутренние и внешние, можно выделить охранительную, экономическую, социальную и экологическую функции среди внутренних, а среди внешних функции обороны, захвата чужих территорий, обеспечения мира и поддержания мирового правопорядка, сотрудничества государств;
  • для современного российского государства характерно как правопреемство функций государства советского, так и отказ от многих пафосных функций (вроде «братской взаимопомощи») в связи с развалом СССР; появляются новые функции, характерные и актуальные для современной России функций обеспечения народовластия, финансового контроля и интеграции в мировую экономику;
  • зачастую взгляды зарубежных ученых-юристов расходятся с представлениями о функциях государства, выработанных отечественной юридической наукой; это проявляется как в абстрагированном рассмотрении самого понятия функций государства (чисто юридически, без учета изменений  сущности государства и без привязки к государству как социальному институту), так и в классификации на основании сфер деятельности человека в створе идеального развития государств Западной Европы и США.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация