Функции государства: понятие и классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но коорые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.

Оглавление

Введение
Раздел I. Понятие функции государства.
Глава 1. Понятие и содержание функции государства
Глава 2. Признаки функций государства
Раздел II. Классификация функций государства
Глава 1. Критерии классификации
Глава 2. Внутренние и внешние функции государства
1.Внутренние функции государства
А)Экономическая функция
Б) Идеологическая функция
В) Социальная функция
Г) Экологическая функция
Д) Культурная функция
Е) Функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан
2. Внешние функции государства
А) Функция обеспечение обороноспособности страны
Б) Функция взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
В)Функция обеспечение мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества

Заключение

Файлы: 1 файл

Совершенная курсовая работа.docx

— 44.27 Кб (Скачать)

- деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.

            Некоторые учёные-правоведы, выделяют  ряд других  признаков.  Например, профессор М.Н. Марченко, перечисляя признаки функций государства,  пишет: «Функции государства не следует отождествлять с функциями его  отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и  имеют в большинстве своём немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают,  по  сравнению с функциями всего государства, относительно  узким,  локальным   характером.   Если   функции   государства охватывают  собой  всю  его   деятельность   в   целом,   активность   всего государственного  аппарата  или  механизма,  то  функции  отдельных  органов распространяются лишь на  часть  его,  охватывают  собой  деятельность  лишь отдельных его частей». Поэтому, я считаю,  что  вышеперечисленных  признаков  вполне достаточно для определения понятия «функция государства».

Таким образом, все эти признаки дают характеристику государства, о наличии той или иной соответствующей функции, которые выполняют деятельность государства в определенных формах.

Раздел II. Классификация функций государства

Глава 1. Критерии классификации

Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве следующие критерии классификации:

  • по объектам воздействия;
  • по продолжительности действия;
  • по социальной значимости;
  • по правовым формам существования(принципу разделения властей);
  • на основании территориального масштаба

+) Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделено внимание при их дальнейшем рассмотрении.

+) В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

С.А.Комаров приводит пример временно функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя).

+) По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Однако существуют и иные точки зрения. Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.

Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными» на наш взгляд, было бы ошибочно».

Следует отметить, что такая классификация традиционна и спорна в одинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деления функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее рациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.

В этой связи необходимо упомянуть о сопряженной проблеме существовании у государства «главной» функции и «второстепенных» функций. Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой может быть признана «охрана интересов человека, защита его прав…». Бесспорно, что в условиях рыночной экономики сфера регулирования государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак не может быть главной среди прочих сфер деятельности государства и человека. Но недооценка экономического воздействия государства на экономику также ошибочна. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная в отказе от политики невмешательства государства и идеализации принципа «невидимой руки» (саморегулирование рынка) спасла в свое время США, остановив «Великую депрессию» 20х-40х гг. XX века.

Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции». Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществление всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. Опять-же, во время «Великой депрессии» США все свои силы направляли на развитие экономики, признавая именно за этим возможность сохранить «американский образ жизни», права своих граждан-недавних эмигрантов на достойную жизнь.

+) К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы:

  • правотворчество;
  • исполнительно-распорядительная;
  • правоохранительная;

А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров. А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную. Специально следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации. Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.

+) Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.33

Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что современному государству свойственны следующие функции:

в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости;

в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее планирования;

в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан.

 

Глава 2. Внутренние и внешние функции государства

  1. Внутренние функции государства

К внутренним функциям государства относятся:

а)Экономическая функция

Экономическая функция –  обеспечение нормального функционирования и развития экономики в государстве.

В современных условиях, когда усложнились хозяйственные связи, то демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. 

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы. «Следует заметить, что до 90-х годов многие авторы в качестве самостоятельной внутренней функции государства выделяют функцию налогообложения (или финансового контроля). На наш взгляд, осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, и выделять ее в качестве самостоятельной вряд ли целесообразно».

Следует выделить, что в условиях развитых рыночных отношений, свободы  предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования.

Можно выделить два основных экономических метода государственного регулирования:

- определенная и достаточно  жесткая налоговая политика, которая  позволяет государству успешно  решать его социальные задачи, а также перераспределять часть  национального дохода в целях  более сбалансированного развития  производительных сил общества;

- создание наиболее благоприятных  условий хозяйствования в приоритетных  отраслях экономики, развитие некоторых  дает наибольшую выгоду обществу  в целом.

          Также можно выделить следующие  направления экономической деятельности  современного правового государства:

- государственное воздействие  на экономическую жизнь общества  в целом, что выражается в формировании  государством бюджета и контроля  за его расходованием; 
- непосредственное хозяйствование руководства государственным сектором экономики. 
          Государственная программа по развитию экономики предусматривает финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений. Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства сводится, как правило, к: 

+ выработке экономической  политики;

+ управлению предприятиями  и организациями, составляющими государственную собственность;

+ установлению правовых  основ рынка и ценовой политики;

+ регулированию внешнеэкономических  отношений государства.

          Таким образом, в экономической функции наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В  основе  этой функции  лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, т.к. вмешательство государства имеет определенные пределы.

 
 б) Идеологическая функция

Идеологическая функция государства по своей сути является разъяснительной и агитационной, пропагандирующей в интересах личности направления движения общества и государства, формирующей общие принципы существования государственной политики как внутри страны, так и в сфере международных отношений. Защита интересов общества при реализации функции идеологического обеспечения состоит в упрочении конституционных принципов народовластия, обеспечение гражданского согласия и  многое другое.

При реализации идеологической функции государственные интересы включают:

- информационную безопасность конституционного строя;

- политическую, экономическую и социальную стабильность;

- законность и поддержание правопорядка;

- развитие равноправного международного сотрудничества;

- нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, сепаратизма, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

Таким образом, идеологическая функция  государства выражается в деятельности государства по научной разработке и поддержке определенной гуманистической идеологии, в том числе и в деятельности средства массовой информации.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификации