Функции государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально – экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие и классификация функций государства……………………………...6
2. Внутренние функции государства……………………………………………..11
2.1. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка………………………………………………….11
2.2. Экономическая функция………………………………………………….12
2.3. Социальная функция………………………………………………………14
2.4. Природоохранительная (Экологическая) функция……………………...15
2.5. Функция развития культуры, науки и образования……………………...16
2.6. Политическая функция…………………………………………………….17
2.7. Функция налогообложения и взимания налогов…………………………18
3. Внешние функции государства…………………………………………………20
3.1. Оборона страны от нападения извне……………………………...............20
3.2. Обеспечения мира и поддержки мирового порядка
сотрудничества и укрепления международных связей.……………………...21
3.3. Интеграция в мировую экономику и сотрудничества
с другими странами в решении глобальных проблем………………………..22
4. Формы и методы осуществления функций государства……………………...24
Заключение…………………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОС. И ПРВА. Функции гос-ва.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

   4. Формы и методы осуществления функций государства. 

   Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

   В правовой литературе под формами  осуществления функций государства  понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

   Различаются правовые и организационные формы реализации функций государства.

   В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

   Организационные формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

   Основными правовыми формами осуществления функций государства по первому критерию являются: законодательная; управленческая (исполнительная); судебная; контрольно-надзорная. 29

   Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

   Согласно  Конституции РФ, правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание – парламент России.

   Управленческая  или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

   От  управленческой деятельности зависит  тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или  они останутся лишь благими пожеланиями  законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

   Судебная  деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

   Контрольно-надзорная деятельность это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

   Каждая  из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

   Наряду  с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть – организационная.

     В целом различают правовые и неправовые методы осуществления

     государственных функций. К правовым формам осуществления государственных функций относятся:

     • Правотворческая деятельность —  подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна

     • Правоисполнительская деятельность определяет тот факт, будут ли нормативные акты реализованы на практике. Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты:

     • Правоохранительная - деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.

     Неправовые  формы осуществления функций  государства охватывают большой  объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления  основных функций. Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных  комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п.

     Проф. Морозова Л. А. называет следующие виды методов, с помощью которых государство  осуществляет свои функции: 1) метод нормативного правового регулирования, т.е. издание нормативных актов, регламентирующих общественные отношения; 2) метод принуждения; 3) метод рекомендаций; 4) метод договорного регулирования; 5) методы надзора и контроля; 6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков30.

     Методы  осуществления функций государства  достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов- прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Деятельность  государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий  уровень научной абстракции и  соответствующие ему понятия. Они  позволяют увидеть, что с момента  возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

   В будущем будут возникать и  новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые  необходимо будет решать.

   Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

   Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на  землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

   Каждая  функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

   Анализ  основных направлений деятельности государства необходим для того, чтобы сначала выделить и описать основные функции государства, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценить с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов  построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю государства и свободы человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

   Нормативные акты

   1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2003..

   2. Кодекс об административных правонарушениях.- М.: Теис, 1996.  

   Научная литература

   1. Алексеев С.С. Государство и право.- М., 2003.

   2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. /А.Б. Венгеров. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 168 – 189.

   3. Винницкий Д. В. Юридическая конструкция элементов налогообложения в российском налоговом праве / Д. В. Виницкий // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 55.

   4. Иванченко Н. С. Международное сотрудничество в области информирования общественности о состоянии окружающей природной среды / Н. С. Иванченко // Правоведение. – 2003. – № 3. – С. 3.

   5. Курс теории права и государства  /Под ред. И.П. Марова.- Тюмень, 1994.

   6. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе / Л. А. Морозова // Государство и право. – 1993.– № 6. – С. 98 – 108.

   7. Основы государства и права: Учебное пособие  /Под ред. О.Е. Кутафина.- М., 1994.

   8. Основы государства и права: Учебное пособие  /Под ред. В.А. Ржевского и  В.Т. Гайкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

   9. Общая теория  государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.

   10. Теория государства и права  /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000.

   11. Теория государства и права  /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М.:  ИНФРА-М – НОРМА, 1998.

   12. Теория государства и права  /Под ред. А.Б. Венгерова. - Ч.1.- М.,1989.

   13. Теория государства и права: Курс лекций  / Под ред. М.. Марченко.- М.: Зерцало, 1997

   14. Устинов В. В.  Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты / В. В. Устинов // Государство и право.  – 2003. – № 3. – С. 5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Функции государства и права