Функции государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально – экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие и классификация функций государства……………………………...6
2. Внутренние функции государства……………………………………………..11
2.1. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм
собственности, правопорядка………………………………………………….11
2.2. Экономическая функция………………………………………………….12
2.3. Социальная функция………………………………………………………14
2.4. Природоохранительная (Экологическая) функция……………………...15
2.5. Функция развития культуры, науки и образования……………………...16
2.6. Политическая функция…………………………………………………….17
2.7. Функция налогообложения и взимания налогов…………………………18
3. Внешние функции государства…………………………………………………20
3.1. Оборона страны от нападения извне……………………………...............20
3.2. Обеспечения мира и поддержки мирового порядка
сотрудничества и укрепления международных связей.……………………...21
3.3. Интеграция в мировую экономику и сотрудничества
с другими странами в решении глобальных проблем………………………..22
4. Формы и методы осуществления функций государства……………………...24
Заключение…………………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОС. И ПРВА. Функции гос-ва.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

   С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды» «Основы лесного законодательства», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и др.18

   Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории».

   Многие  нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. 

   2.5. Функция развития культуры, науки и образования. 

   . Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

   Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может  быть сильного, процветающего государства  без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

   Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации  обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

   Правовую  основу осуществления данной функции  составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации "О государственной поддержке Российского фонда культуры", "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ" и др.19

   Постоянно расширяется сфера научно-технических  исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям. 

   2.6. Политическая функция. 

   Теория  государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства  в политической сфере. Безусловно, все  функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум20.

   Обладая верховенством в системе государственной  организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

   1) реализация волеизъявления народа  в форме законодательства (правотворчества).

   2) обеспечение государственного суверенитета,21 определение правового положения конкретных территорий и управление ими.

   3) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем, осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

   4) защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя. 

   2.7. Функция налогообложения и взимания налогов. 

   Данная  функция обусловлена тем, что  бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

   Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой  функции выступает Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы РФ". В нем определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и т. д. Контроль за исполнением данного закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральные органы налоговой полиции, которые проверяют правильность исчисления налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и преступления.

   Нынешние  кризисные явления в экономике  с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.22

   В Российской Федерации проводится, хотя и с определенными издержками, реформа налоговой системы. Приняты  основные законы, регулирующие правоотношения в сфере налогообложения. Законодательные  акты по мере развития общества уточняются, дополняются и изменяются.

   Несмотря  на принятые меры, собрать налоги в  полном объеме или хотя бы их большую  часть не удается. Причин этому множество. Методы борьбы  с налоговыми правонарушениями, основывающиеся на применении финансовых санкций, не дали положительных результатов, что послужило основанием для введения уголовной ответственности за налоговые преступления и создания нового правоохранительного органа - налоговой полиции.23

   Налоги  являются одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому в эффективности работы государственных органов по сбору налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции постепенно сформировались в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике. 

   3. Внешние функции  государства. 

   Внешние функции государства представляют собой основные направления его  деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. Различаются три основных внешних функций государства: 1. Оборона страны от нападения извне; 2. Обеспечения мира и поддержки мирового порядка сотрудничества и укрепления международных связей; 3. Интеграция в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. 

   3.1. Оборона страны от нападения извне. 

   Что касается функции обороны, то ранее, как известно, ее необходимость объяснялась постоянной угрозой агрессии, исходящей от империалистических государств. Отсюда главное ее содержание определялось неуклонной заботой о военной мощи страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности империалистических разведок. Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России. А ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств. Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничества в предотвращении угрозы развязывания мировых войн и военных конфликтов и, как следствие, - укрепляется международная безопасность. Это позволяет значительно сократить военные расходы России, постепенно перейти на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

   В России принят специальный Закон "Об обороне" от 24 сентября 1992 г24., в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.25 

   3.2. Обеспечения мира и поддержки мирового порядка сотрудничества и укрепления международных связей. 

   Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Здесь трудно бороться государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

   Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие  мирового сообщества в регулировании  межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией и Азербайджаном - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов.26

   Важным в деятельности Российского государства по обеспечению мира является недопущение новой глобальной войны – горячей или холодной. Присутствует необходимость в укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области является также необходимым пунктом обеспечения мира.

   Один  из приоритетов многосторонней российской дипломатии – укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

   Россия  все более уверенно занимает принадлежащее  ей по праву место в мировой  политике. Встречи глав семи ведущих  стран мира постепенно становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

   Взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами  — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. 

   3.3. Интеграция в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. 

   В самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.

   Осуществление функции интеграции в мировую  экономику стало возможным с  ослаблением напряженности между  государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

   Проблема  экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка  и установлении стабильных отношений  между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

   Однако  отсутствие в нашей стране сложившейся  рыночной экономики в универсальном  понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуются определенное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции27

   Важной  стороной данной функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это – проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.28 

Информация о работе Функции государства и права