Функции государства и государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес и важность к осмыслению природы функций государства и государственного управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций и функций государственного управления.
В функциях государства и государственного управления проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………........3
Глава I Функции государства.………………………………....5
Глава II Функции государственного управления................................................................................14
Заключение………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………….…………...24

Файлы: 1 файл

КР Функции государства и гос. упр-я.doc

— 52.19 Кб (Скачать)

   По  критерию содержания, характера и  объема воздействия функции управления делятся на общие и специфические. Общими являются такие функции управления, которые отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Эти функции управления имеют место практически в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.

     Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных взаимодействий, обусловленное разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов. Выделяют подгруппы специфических функций управления по видам  управляемых объектов, так как разные объекты управления требуют разных управляющий воздействий. Особую подгруппу специфических функций управления составляют, например внутренние управленческие функции государственных органов: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных служащих, компьютеризации, информационное обеспечение и т.д.

   В контексте государственного управления, понимаемого как процесс целенаправленного воздействия государственных органов на общественные объекты, функции государственного управления характеризуются общими и специфическими признаками [4,С.54.].

   Целеполагание - определяющая функция управления. В структуре государственного управления она приобретает специфические признаки. Цель- это идеальный образ будущего результата деятельности, формирование которой предполагает наличие знания тенденций общественного развития, а также общественных потребностей и интересов граждан.

   Целеполагание предполагает конкретный анализ ситуации, как комплекса условий, складывающихся в данный момент времени. Он позволяет  выявить происходящие изменения  социальной среды и внутри государства, осмыслить существующие противоречия и конфликты в обществе и на этой основе точнее определить приоритетные потребности и интересы управляемых. Знание ситуации необходимо для прогнозирования, что составляет существенную основу научной базы целеполагания.

     Прогнозированиеэто объяснение возможных состояний и изменений социальной системы, политических интересов в определенных границах социального времени и пространства. Социально- экономический (и политический) прогноз – это результат прогностической деятельности в форме вероятного суждения о будущем состоянии данной социально- экономической системы, ее государственной организации с указанием определенных сроков их изменения [4,С.125].

     Целеполагание и прогнозирование завершается разработкой государственной стратегии: определение и официальное утверждение приоритетных целей, а также «дерева» других главных целей и основных путей их достижения. Прогнозирование и разработанная на основе составления прогноза стратегия служат базой для функции планирования- неотъемлемая функция государственного управления. В процедуре планирования намеченные цели приобретают практическую форму: они конкретизируются в задачах. Последние представляют собой вполне определенное выражение осознанной необходимости реально осуществить данные цели в данных конкретных условиях.

     Функция информирования - одна из ведущих функций в государственном управлении. Информация как форма сообщения определенных сведений об общественных  процессах, о правилах «игры» в данной политической системе - основа управления. Управляющий объект не может обойтись без информирования о содержании целей, стратегии, намеченной программы действий.

   Функция организации - это совокупность действий по налаживанию взаимосвязей между людьми, объединяющих их для совместной реализации целей и программ управляющего субъекта. Это – способ упорядочивания действий групп и инвалидов на основе общепринятых норм и ценностей- политических, правовых, нравственных, религиозных и др. организация- процесс, обеспечивающий управление, это также и форма взаимоотношений управляемых и управляющих.

    Создание тех или иных организаций людей как автономных групп, ориентированных на осуществление конкретных целей и программ, - составная часть управленческого процесса. Каждой социальной и психологической  системе свойственны определенные типы и виды организации общественной жизнедеятельности и отношений. Специфические формы организации характеризуют и различные сферы управления. Выбор  организации обусловлен целями и задачами управляющего субъекта, а также возможностями их легитимации- одобрение государственным обществом.

   Мотивацию - как управленческую функцию чаще всего принято рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Применительно к государственному управлению мотивация приобретает вид национальной идеи. При этом идее, овладевшие массами, становятся, по мнению К. Маркса, материальной силой.

   Функции координации и регулирования - логическое продолжение организующей деятельности. Координация – это действие, направленное на согласование разнообразных форм и видов активности общественных субъектов. Регулирование- это способ осуществления необходимой организованности людей; форма воздействия на сферу интересов социальных групп и индивидов, согласование этих интересов между собой и с общими государственными интересами, смягчение и разрешение противоречий и конфликтов в обществе.

    Функция активизации управляемых обеспечивается в общем плане всеми другими функциями, но преимущественно специфическими средствами влияния на развитие общественно- деятельной активности.

   Функция контроля за исполнением управленческих решений, учет и отчетность как средство контроля, обобщение и оценка результата управления обеспечивают связь управляющего действия с ответственностью участников этой важнейшей сферы деятельности государства [10,С.127].

   Таким образом, функции государственного управления с одной стороны, есть продукт разделения и специализации  труда в сфере управления; с  другой стороны, они представляют собой  элементы управленческого цикла. Содержание функций государственного управления должно определяться на основе полномочий государственного управления устанавливаемых законодательными актами, что обеспечивает функциям правовую обоснованность. Говоря о классификации функций управления, необходимо отметить, что в литературе как русских, так и зарубежных авторов единого мнения по вопросу классификации нет.  

   

 

        Заключение 

   Государство выполняет множество функций, и  надо заметить, что все они в  той или иной степени связаны  с управлением, которое реализуется  в свою очередь через аппарат  управления. По сути дела функции управления это и есть функции государства, государственного управления. Но надо сказать, что некоторые функции  государства чужды его природе, такие как: защита от внешних угроз, принуждение и т.д. Для целого ряда функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, целевые ориентиры. Они  определяют количественный состав функций  их содержание и назначение.

   Функции государства, государственного управления и методы их реализации нельзя  считать раз и навсегда данными  и не подлежащими изменению, поскольку они представляют собой исторический феномен и могут, изменятся в зависимости от общественно – исторических, социально- экономических, геополитических условий данного государства. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или  ином этапе развития, и представляет собой средства реализации этих задач. Содержание же задач определяется внутренними и внешними факторами.

   Функции государственного управления с одной  стороны, есть продукт разделения и  специализации труда в сфере  управления; с другой стороны, они  представляют собой элементы управленческого  цикла. Содержание функций государственного управления должно определяться на основе полномочий государственного управления устанавливаемых законодательными актами, что обеспечивает функциям правовую обоснованность. Говоря о классификации функций управления, необходимо отметить, что в литературе, как русских, так и зарубежных авторов единого мнения по вопросу классификации нет. Но все же большинство авторов склоняется к классификации, которую основал А. Файоль. Он выделил такие функции управления: прогнозирование, организацию, координацию и контроль. Позднее функции начали дробиться. Существует классификация функций государственного управления, которая делит их на общие и частные. К общим функция относятся: прогнозирование, программирование, планирование, организация, контроль, учет, регулирование. К частным относятся управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т. д. В сегодняшней России на первый план выходит функция реформирования общества. Сложность российских реформ, как мне кажется, заключается в том, что мы не смогли тот более или менее положительный опыт советской России трансформировать под сложившуюся ситуацию  
 
 
 
 

 

        Список использованной литературы: 

  1. Алексеев, С.С. Государство и право/С.С. Алексеев. -М.:Спарк, 1993.-346с.
  2. Алехин, А.П., Козлов, Ю.М. Административное право Российской  
    Федерации: учебник, - М.: ЗЕРЦАЛО, 1997
  3. Атаманчук, Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления/Г. В. Атаманчук.-М.:Юридическая литература, 1990.- 467с.
  4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. Курс Лекций.Изд.2-е,допол./Г.В. Атаманчук.-М.:Омега-Л,2004-584 с.
  5. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография/Г.В. Атаманчук – М.: Изд-во РАГС, 2002 .-356 с.
  6. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление:Учебник/И.А. Василенко.-М.: Гардарики,2005.-320 с.
  7. Венгеров, А. В.Теория государства и права/А.В. Венгеров.-М.:Юрист, 1995.-465 с.
  8. Глазунова, Н.И. Государственное управление: Учебник для вузов/Н.И. Глазунова.-М.: Муниципальный мир, 2004.-456 с.
  9. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов/ Н.М. Глазунова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-551 с.
  10. Грицюк, Т.В. Систеиа государственного и муниципального управления: Учебник для вузов/Т. В. Грицюк.-М.: Издательство РДЛ, 2005.-592 с.
  11. Зеркин, Д.П., Игнатов, В,Г. Основы теории государственного управления.Курс лекций/ Д.П Зеркин, В.Г. Игнатов.-Ростов-на-Дону:Изд. Центр «МарТ», 2000.-448 с.
  12. Пикулькин, А.В. Система государственного управления:Учебник для вузов/А.В. Пулькин.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000.-399 с.
  13. Спиридонов, А. С., Теория государства/ А.С.Спиридонов.-М.:Юридическая литература, 1995.-349 с.
  14. Хропанюк, В. Н., Теория государства и права/В.Н. Хропанюк.-М.:ДТД, 1995.-443 с.
  15. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник/В.Е. Чиркин.-М.: Юристъ, 2004.-320 с.
  16. Чиркин, В.Е. Государственное управление. Элементарный курс//В.Е. Чиркин.-М.: Юристъ, 2003.-340 с.
  17. Кобзаченко, В.А. Государственное управление. Основы теории и организации. Т.2/В.А. Кобзаченко.-М.:Статус, 2002.-684с.
  18. Радченко, А. И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход/А.И. Радченко.-Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1997.-429 с.

Информация о работе Функции государства и государственного управления