Функции государства и государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес и важность к осмыслению природы функций государства и государственного управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций и функций государственного управления.
В функциях государства и государственного управления проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………........3
Глава I Функции государства.………………………………....5
Глава II Функции государственного управления................................................................................14
Заключение………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………….…………...24

Файлы: 1 файл

КР Функции государства и гос. упр-я.doc

— 52.19 Кб (Скачать)

       Содержание

       Введение……………………………………………………........3

       Глава I Функции государства.………………………………....5

    Глава II Функции государственного управления................................................................................14

       Заключение………………………………………………….…22

    Список использованной литературы…………….…………...24

 

                                               Введение

       Общественные  преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес и важность к осмыслению природы функций государства и государственного управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций и функций государственного управления.

       В функциях государства и государственного управления проявляется та реальная роль, которую оно играет  в  решении основных проблем общественного  развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения  страны.

       Объектом  данного исследования является государство, предметом данного исследования является функции государства и государственного управления.

   Целью данной курсовой работы является рассмотрение функций государства и государственного управления. Из данной цели вытекают следующие задачи:

        1. Определить понятие функций государства и государственного управления;
        2. выявить основные признаки функций государства;
        3. классифицировать функции государства и государственного управления;
        4. рассмотреть функции государственного управления в контексте государственного управления.

   В функциях государства и государственного управления проявляется та реальная роль, которую оно играет  в  решении основных проблем общественного  развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства и государственного управления устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития  и представляют собой средство реализации этих задач. В этом и состоит практическая значимость данного исследования.

   Степень изученности темы. Еще  Аристотель в свое время делает попытку анализа функций государства, посредством изучения фактического материала. Большой вклад в изучении данного вопроса внес А. Файоль. В настоящее время, несмотря на важность данной темы, в современной России нет единой точки зрения на состав и определение функций государства и государственного управления.

     При написании данной работы  было изучено большое количество  материала. В их числе труды Г.В Атаманчука, Т.В. Грюцюка, В.Е. Чиркина. Для полного рассмотрения данной темы были использованы учебники по административному праву.

   Переходим к описанию структуры данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие, содержание и признаки функций государства. Во второй главе рассматриваются функции государственного управления.

 

Глава I Функции государства

   Термин  «функции государства» применяется  для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества [11,С.247].

     В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения и появления государств, их различных типов, видов и форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности как раз и характеризуют наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное — различные функции, которые государство выполняет [8,С.421]. Иными словами, только взятые в совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубоко познать природу такого сложного социального института, как государство.

   Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

       1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

       2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

       3. Функции государства носят комплексный,  собирательный характер. В них  воплощается сосредоточение усилий  государства на решающих, жизненно  важных направлениях его внутренней  или внешней деятельности.

       4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

       5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства [7, С.231].

         В научной литературе предложено  много классификаций функций  государства. Во-первых, различают основные и неосновные функции государства. Первые связаны с его главными задачами (например, функция обороны страны, для чего создаются государственные и только государственные вооруженные силы), вторые - с задачами, хотя и имеющими существенный характер, но не основными (например, преодоление последствий стихийных бедствий).

   Во-вторых, есть функции внутренние - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач, и внешние - представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии.

   В-третьих, различают функции постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его развития и временные, преходящие (например, создание ракетно-ядерной промышленности, ядерного щита в - СССР во время острого противоборства (холодной войны.) с западными государствами). Основные функции чаще всего имеют постоянный характер, неосновные могут быть временными.

   В-четвертых, существуют функции общего характера, социально нейтральные, вытекающие из «общих дел» и не зависящие от социальной природы, типа того или иного государства (та же функция обороны), и социально определенные, зависящие, в частности, от исторического типа того или иного государства. Функция охраны социалистической собственности, как она формулировалась в документах стран тоталитарного социализма, не существует в государствах другого типа (например, в феодальном).

   Разделение  функций по названным четырем  группам в известной мере имеет  условный характер. Одна и та же функция  может быть основной, постоянной, социально  нейтральной и т.д. (например, функция  обороны страны), другая может быть временной, осуществляться внутри страны, но иметь внешнеполитические цели (создание ракетно-ядерного щита).

       В научной литературе обычно выделяют шесть основных внутренних функций государства — экономическую, социальную, политическую, идеологическую, экологическую и правоохранительную[14, С.231].

       Экономическая функция состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики. В современных условиях суть этой функции состоит в том, чтобы исправлять недостатки рыночной стихии, не нарушая естественного саморегулирования общества. На практике экономическая функция государства выражается в том, что оно определяет разрешаемые и запрещаемые законом формы экономической деятельности. Государство предпринимает меры против незаконных монополий (Например, созданных с целью взвинчивания цен), но одновременно может создавать государственные монополии в жизненно важных для общества сферах (Например, электроэнергетическая система в России). Оно устанавливает цены на некоторые товары, занимается прогнозированием и планированием экономического развития, осуществляет национализацию Определенных Объектов собственности и др. Таким образом, экономическая деятельность государства имеет весьма разносторонний характер.

   Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества.

     В правовом государстве социальная  политика пытается обеспечить достойный уровень жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным,   инвалидам,   пожилым людям, студентам,   детям). Также государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу систем транспорта и связи и т.д. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

   Политическая  функция‚ связана, прежде всего, с регулированием политических отношений в обществе, установлением определенных правил «политической игры» (недопущение насильственных действий, запрет создания тайных и вооруженных объединений, правила поведения политических демонстраций, установление порядка проведения выборов государственных органов и референдума, реализации Политических прав граждан). Эта функция, в конечном счете, преследует закрепленные в конституциях некоторых стран цели состязательности для участия в государственной власти, давлении на нее.

   Идеологическая  функция по своему содержанию тоже нёодинакова. В тоталитарных странах конституцией, законом устанавливается единственно допустимая или государственная идеология. Современные демократические государства конституционно провозглашают и обеспечивают идеологический плюрализм. Однако это не означает, что государство безразлично относится к любой идеологии. Оно поддерживает (в том числе материально) передовые идеологические течения, основанные на признании общечеловеческих ценностей.

Информация о работе Функции государства и государственного управления