Функции государства и государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес и важность к осмыслению природы функций государства и государственного управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций и функций государственного управления.
В функциях государства и государственного управления проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Оглавление

Введение……………………………………………………........3
Глава I Функции государства.………………………………....5
Глава II Функции государственного управления................................................................................14
Заключение………………………………………………….…22
Список использованной литературы…………….…………...24

Файлы: 1 файл

КР Функции государства и гос. упр-я.doc

— 52.19 Кб (Скачать)

       Экологическая (природоохранительная) функция стала выделяться в качестве особой в последние десятилетия, что связано с прогрессирующим ухудшением природного состояния планеты. Деятельность человека оказывает вредное воздействие на экосистему, имеет необратимые последствия. Поэтому государство все активней занимается природоохранительной деятельностью и восстановлением нарушенного равновёсия. Эта функция по необходимости (планета едина) выходит за пределы государства, становится общей для всех государств. В настоящее время заключен ряд международных соглашений о защите природной среды (растительного мира, атмосферного воздуха и др.).

       Правоохранительная  функция- это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

       Борьба  с правонарушениями — важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране — задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

   Наряду  с внутренними государство осуществляет и внешние функции на международной арене. Внутренние функции могут иметь международный элемент (например, экономическая функция в виде внешней торговли), а внешние находят свое продолжение во внутренних (функция обороны требует создания соответствующей оборонной техники внутри страны). Тем не менее, имея в виду целевое назначение, а также главное содержание деятельности (доминанту), можно выделить следующие внешние функции: обороны, интеграции в мировое сообщество поддержание миропорядка, международное сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

       Функция обороны страны может осуществляться индивидуально государство вправе защищать свою территорию от нападения) и коллективно — при участии других государств (например, на основе договоров о взаимной обороне от агрессии или при участии сего международного сообщества по решениям Совета Безопасности ООН). Данная функция включает:

    1. Укрепление оборонной мощи страны;
    2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности;
    3. Охрана государственных границ;
    4. Организация гражданской обороны;
    5. Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов);

       Функция интеграции, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей.

       Функция поддержания миропорядка имеет в основном политический характер. Она связана с деятельностью универсальной международной организации ООН, участниками которой являются почти все

государства планеты. Эта функция, как и функция обороны, также осуществляется государствами коллективно и индивидуально. Каждое государство вправе и обязано поддерживать сложившийся миропорядок, выступать против агрессии.

       Функция международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.

       Внешняя деятельность государств современности  базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности  всех народов, входящих в мировое  сообщество.

   Таким образом, можно сделать вывод  о том, что  с течением времени  одни функции государства утрачивают свое значение и, наоборот, другие выходят  на передний план и приобретают приоритетную роль. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих на том или ином этапе развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание этих задач определяется внутренними и внешними факторами. 

 

Глава II Функции государственного управления

   Понятие природы функций государственного управления исходит из сущности государственного управления. Управление представляет собой целеполагающее (сознательное, направляющее, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей  на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность как  непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные  структуры (государство, партии, общественные объединения и др.).

     Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования.      Государственный орган - единичная структура власти, созданная государством для осуществления закрепленных за ней государственных целей и функций [10, С.312 ].

   Поскольку управление довольно часто рассматривается через деятельность, то в научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления, как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в среде управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла и т.д. Имеет место смешение явлений, подмена элементов управленческой деятельности управленческими воздействиями, вследствие чего деформируется вся система государственного управления, а само управление приобретает призрачный, иллюзорный характер. Поэтому целесообразно специальное понятие функций государственного управления. К таковым относят конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способу сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов. Функция управления - это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и воспринимают.

     Предмет функций государственного управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства (его орган). Например, для функций регулирования это конкретные отношения между людьми, ставшими актуальными для общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия; у названой выше функции – это создание или применение необходимых социальных норм (труда, поведения и т.д.). Способ реализации раскрывает средства сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования - это способ к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность[7,С.322].

        Функции государственного управления  тесно связаны с общественными  функциями государства  и отражают  способы осуществления последних [7,С.324]. Если общественные функции государства раскрывают, в чем его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают как, каким способами, в процессе каких взаимосвязей оно их осуществляет. Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства и целостного субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определенный вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих органах, их звеньев и подсистем.

   Общее в функциях государственного управления и управленческих функциях государственных  органов состоит в том, что  те и другие являются управляющими воздействиями государства и имеют одно и тоже назначение – оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечивать выполнение актуальных государственных предначертания.

   Различие  между ними проходит:

    1. по субъекту воздействия – функции государственного управления осуществляются всей организационной структурой аппарата государственного управления, управленческие функции государственного органа - непосредственно данным государственным органом;
    2. по объекту или пределам влияния – функции государственного управления оказывают воздействие как на большие сферы, области, а часто и на всю общественную систему; управленческие функции государственного органа направлены лишь на отдельные компоненты, проявления общественной системы;
    3. по средствам реализации – функции государственного управления обеспечиваются всей силой государства, управленческие функции государственных органов – теми полномочиями и организационными возможностями, которые предоставлены этому органу;
    4. по характеру- функции государственного управления отражают объективные взаимосвязи государства и управляемой общественной системы, управленческие функции для каждого государственного органа установлены в его правовом статусе и являются в этом смысле юридической констатацией управляющих воздействий данного государственного органа.

   В результате управленческие функции  государственных органов можно  определить как юридически выраженные управляющие воздействия отдельных  органов государства, либо их должностных лиц, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов. Такие функции воспринимают, те параметры, которые присущи функциям государственного управления, то есть они также различаются по предмету, содержанию, способу реализации и объему [17, С.346].

       Государстве предметом данного исследования является функции государства и государственного управления.

   нное управление как деятельность многопланова. В сущности же  своей - это деятельность целенаправляющая, организующая, регулирующая, активизирующая и контролирующая, подчиненная решению общественно значимых задач. Это и комплекс специфических управленческих отношений, складывающихся внутри управленческой системы.

      Как известно, государство имеет сложную иерархию органов, вследствие чего необходимо управление самой этой управляющей системой. Поэтому в зависимости от направленности и места приложения воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления.

   Внутренние  функции управления олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочивания и активизации действий его подсистем и звеньев. Целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придать динамичность и законность управления каждому государственному органу, а в нем - его должностному лицу, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.

   У разных государственных органов  осуществление внутренних функций  управления занимает разный объем. Органы центральных, федеральных уровней  уделяют большое внимание управлению нижестоящими органами, совершенствованию  организационной структуры и  функциональных параметров государственного управления. Нижестоящие органы также  как местное  самоуправления заняты непосредственным воздействием на социальные компоненты общественной системы, управлением соответствующими объектами.

   Внешние функции управления выражают процесс воздействия государственных органов на общественные процессы. В них – основной  смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой стороны - особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.

Информация о работе Функции государства и государственного управления