Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа
Целью данной темы является комплексное исследования форм и методов реализации функций государства.
В контрольной работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятие форм осуществления функций государства.
2. Рассмотреть виды форм осуществления функций государства.
3. Дать определение понятию и охарактеризовать методы осуществления функций государства.
Введение
1.Формы осуществления функций государства
2.Виды форм осуществление функций государства
2.1 Правовая деятельность
2.2. Организационная деятельность
3. Методы осуществления функций государства
4. Основные правовые формы осуществления функций государства
Заключение
Список используемой литературы
В соответствии с этим применение права представляет собой деятельность, осуществляемую в специальных, законом установленных формах.
По мнению Н.Н.Вопленко, «в одних случаях субъекты бывают заинтересованы в правоприменительной деятельности и сознательно создают условия для ее возникновения..., в других же обстоятельствах правоприменительная деятельность может возникать вне желания отдельных заинтересованных лиц и даже вопреки их стремлению уклониться от контактов с правом, например, при привлечении виновного к ответственности»15
Другой чертой правоприменения является то, что свое воплощение при данной форме реализации права получают почти все виды норм -- и управомочиваюшие, и запрещающие, и обязывающие. Тем самым правоприменение сочетает в себе черты всех других форм реализации права.
Правоприменительная
деятельность необходима в тех случаях,
когда полная реализация правовой нормы
не возможна при использовании
_____________________
14 Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. - 2000.-№3-4. -С.11.
15Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и функции: Монография. / Н.Н Вопленко, А.П. Рожнов - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.- С.27.
саморегуляции
правоотношений. Эти случаи можно
сгруппировать в несколько
- когда правоотношения,
определенные права и
- когда нужно
установить наличие или
- когда правовой
спор не может быть разрешен
субъектами правоотношения
- когда совершено
правонарушение и необходимо
определить для
Среди многообразных проявлений правоприменительной деятельности выделяется деятельность соответствующих государственных органов, непосредственно связанная с практическим воплощением положений нормативных правовых актов путем принудительного исполнения правоприменительных решений. Исполнение является назначением и одновременно составляет основное содержание деятельности определенных звеньев механизма государства. Это дает основание рассматривать деятельность ряда государственных органов как деятельность правоисполнительную.
3 Правоисполнительная деятельность
Термин «правоисполнительная
деятельность» в
Между тем есть основания полагать, что правоисполнительная деятельность не сводится к правоприменению, хотя производна от него и частично протекает в рамках правоприменительных отношений, а является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, характеризующимся качественным своеобразием.
_________________________
16 Дис. канд. юрид. наук: / Коробов С.А. - Владимир, 2006.
Правоисполнительную деятельность следует понимать как производный от правоприменения, но вместе с тем относительно самостоятельный вид юридической деятельности правореализующего типа, представляющий собой государственно-властную деятельность компетентных субъектов по обеспечению процесса реализации юридических обязанностей путем принудительного исполнения правоприменительных актов.
Признаки правоисполнительной деятельности: выступает в качестве формы реализации правоохранительной функции государства; характеризуется наличием собственной нормативно-правовой основы, спецификой целей, задач, субъектов и участников, содержания, средств и методов; производна от правоприменения, но не сводится к последнему, а включает его в качестве средства, необходимого для достижения ее целей; является специфической формой реализации специального и отраслевого правовых статусов ее субъектов; осуществляется в рамках правоприменительных и правоисполнительнх отношений; представляет собой профессиональную деятельность соответствующих субъектов права; основное содержание ее составляют активные действия по принудительному исполнению правоприменительных актов; практически обеспечивает процесс непосредственной реализации прав, законных интересов и юридических обязанностей граждан.
4 Правоохранительная деятельность
Под правоохранительной деятельностью следует понимать "государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка". 17
Можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.
Таким образом, в целом можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, имеет высокую общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психологического климата.
_____________________________
17 М. Ф. Маликова сводятся к следующему Маликов М. Ф. Концептуальные основы правоотношений. / Маликов М. Ф. - Уфа. 2001.-С.328.:
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов:
- устранение нарушений предписаний Конституции РФ;
- справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов;
- выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;
- раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;
- предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности.
Достижение этих результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).
Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Среди них важное место занимают первые две - конституционный контроль и правосудие.
Договорная форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития рыночных отношений в той или иной стране договорная форма играет все более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их и вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства.
Договорная форма распространяется не только на экономическую сферу реализации функций государства, как это иногда утверждается в литературе, но и на другие сферы жизни общества. На договорных началах нередко строятся отношения, возникающие в сфере образования, медицинского обслуживания, оказания юридических и иных услуг и др.
Использование
договорной формы дает возможность
широкого привлечения к государственной
деятельности не только многочисленных
государственных органов и
Согласно, например, гражданскому законодательству России все граждане и юридические лица имеют полное право заключать или, наоборот, воздержаться от заключения договоров. «Принуждение к заключению договора не допускается»,-- говорится в связи с этим в ст. 42 Гражданского кодекса РФ. Исключение составляют лишь случаи, особо предусмотренные в законодательстве.
Кроме того, сторонам предоставляется полная возможность заключения договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законами или иными правовыми актами. Стороны могут также заключать сметанные договоры (содержащие элементы различных договоров) и по своему усмотрению определить, равно как и во всех других случаях, условия их заключения и их содержание.
Заключение
Формы и методы
осуществления функций
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.
Виды форм осуществления функций государства : правовая деятельность и организационная деятельность.
В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Неправовые (организационные)формы
хотя и не связаны с юридически значимыми
действиями, влекущими за собой правовые
последствия, тем не менее, в большинстве
случаев регулируются нормами права, проявляются
в подзаконной деятельности. В основном
неправовые формы связаны с организационной,
в том числе с подготовительной работой.
Выделяются следующие организационные
формы деятельности государственных органов
по осуществлению функций государства:
организационно-
Список используемой литературы:
1. Бутузов А.Ю., Дехтерева Л.П., Куйбышева И.П. Правоведение: Текст лекций / и др. - 2-е изд., доп. и испр.. - М.: Изд-во МГУЛ, 2012
2. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / М. А. Бухтерева. - М., 2010.
3. Венгеров А.Б Теория государства и права Учебник 2011 3-е изд
4. Вопленко
Н.Н., Рожнов А.П.
5. Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А Проблемы теории государства и права Учебник 2005
6. Коробов С.А. Дис. канд. юрид. наук: / - Владимир, 2006.
7. Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. - 2000.-№3-4. -С.11.
8. Маликов М.Ф. Концептуальные основы правоотношений. - Уфа. 2001.-С.328.
9. Матузов Н.И., Малько А.В Теория государства и права М Юристъ 2004
10. Матузов, А. В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. М., 2008. С. 76
11. Марченко М.Н Теория государства и права: Учебно-методическое пособие .2-е изд., перераб. и доп. /.. - М.: Проспект, 2004.С.337:
12. Мелехин
А.В Теория государства и
13. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории государства и права./ В. С. Нерсесянц-М., 2002. - С. 262.
14. Нерсесянц В.С. Указ соч. 2011 - С. 270.
15. Научная библиотека
КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/
Информация о работе Формы и методы осуществления функций государства