Формы и методы осуществления функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной темы является комплексное исследования форм и методов реализации функций государства.
В контрольной работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятие форм осуществления функций государства.

2. Рассмотреть виды форм осуществления функций государства.
3. Дать определение понятию и охарактеризовать методы осуществления функций государства.

Оглавление

Введение
1.Формы осуществления функций государства
2.Виды форм осуществление функций государства
2.1 Правовая деятельность
2.2. Организационная деятельность
3. Методы осуществления функций государства
4. Основные правовые формы осуществления функций государства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

В правоприменительной  деятельности выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную  с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

3) правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения

 

 

_______________________________

5Теория государства и права: Учебно-методическое пособие .2-е изд., перераб. и доп. / Марченко М.Н.. - М.: Проспект, 2004.С.337:

 

возложенных на них юридических обязанностей.6

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.).

Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и  иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической  ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Особое место  в системе этих средств занимают прокурорский надзор, реализуемый Генеральным  прокурором РФ и подчиненными ему  прокурорами, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Очевидно, каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств способствует целям реализации функций государства.

Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от судебной власти, так  как при реализации полномочий общего надзора прокуратуры по результатам  проверки нередко принимается промежуточное  решение (протест), не обязательно подлежащее удовлетворению. Обязательный характер носит только судебное решение, что является характерной чертой судебного контроля и еще одним подтверждением приоритетности контрольной формы государственной деятельности, включающей в себя в качестве составного элемента и надзорные полномочия. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________

6 Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-kontrolnoy-funktsii-gosudarstva-v-period-ekonomicheskogo-krizisa#ixzz2Jfme2nYe

7 Журнал: Научные ведомости Белгородского государственного университета; научная работа Танков В.В. Масалытина С.В. «Проблемы совершенствования контрольной функции государства»

 

 

2.2. Организационная деятельность

К организационным  формам относятся:

Важное место  в реализации государственных функций  занимают неправовые формы. Они хотя и не связаны с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия, тем не менее, в большинстве случаев регулируются нормами права, проявляются в подзаконной деятельности. В основном неправовые формы связаны с организационной, в том числе с подготовительной работой.

Выделяются  следующие организационные формы  деятельности государственных органов  по осуществлению функций государства:

а) организационно-регламентирующая деятельность это текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, направленная на решение конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования государственного механизма (подготовка документов, организация различных мероприятий, их технико-организационное обеспечение, подбор и расстановка кадров и др.;

б) организационно-хозяйственная деятельность это оперативно-техническая и хозяйственная работа, направленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций (снабжение, сбыт, учет, статистика и т.п.);

в) организационно-идеологическая деятельность это повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр. 8

Правовые и  неправовые формы реализации государственных  функций тесно связаны между  собой. Эта связь проявляется  в следующих вариантах:

- неправовые  формы предшествуют правовым, обеспечивают  возможность их использования (например, сбор, обработка, анализ информации, разработка на этой основе предложений предшествуют принятию законов и иных нормативных актов);

- неправовые  формы могут реализовываться  посредством их закрепления в  нормативных актах, приобретая правовую форму (например, финансовый план принимает форму закона о бюджете);

- реализация  правовых актов обеспечивается  посредством организационных мероприятий  (доведение до исполнителей, инспектирование,  кадровая работа и т.д.).

 

 

 

 

 

_____________________________

8 Теория государства и права Венгеров А.Б Учебник 2011 3-е изд

 

 

3. Методы осуществления функций государства

Методы осуществления  функций государства - это способы  и приемы, с помощью которых  органы государства реализуют его  функции. 9

Долгое время  в теории государства и права  признавались только методы убеждения  и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая  определенную эффективность воздействия  этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует  обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Под методами осуществления  функций государства понимают совокупность способов и приемов, с помощью  которых органы государства реализуют  его функции. Среди подобных методов выделяют:

1. Метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.

2. Метод убеждения. Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели Государство должно вести открытый диалог с Обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных Законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие. Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как Государства перед Обществом, так и Общества перед Государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании Правового Государства и Гражданского Общества.

Интересно метод  убеждения представляет Матузов Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права. 10

 

 

______________________________

 

9 Правоведение: Текст лекций / Бутузов А.Ю., Дехтерева Л.П., Куйбышева И.П. и др. - 2-е изд., доп. и испр.. - М.: Изд-во МГУЛ, 2012

10 Теория государства и права_Матузов Н.И., Малько А.В_М Юристъ 2004

 

3. Метод принуждения. Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора.  Метод принуждения заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться Законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства.

4. Метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и пр. принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях. 11

5.  Метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

6.  Метод договорного  регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

7. Метод информационного  влияния на общество посредством  оповещения населения о принятых  государственных решениях, путем  ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий,   событий,  институтов,   политических   и   государственных

 

 

__________________________________

11 http://edu.karelia.ru/files/edu/sc_democracy/index.html дистанционный курс обучения "Демократия: государство и общество"

 

деятелей. Посредством  информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение  и иных, кроме названных, методов  осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействующими на функционирование государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные правовые формы осуществления функций государства

1. Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о правотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных правообразующих общественных отношений, направление и характер регулирования.

Согласно традиционной точке зрения правотворчество - особая форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

Нерсесянц придерживается следующего определения правотворчества: «правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену». 12

При этом автор  подчеркивает, что «главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. В этом в первую очередь проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм» 13

Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии (этапы):

1. «Предпроектный»  этап - период изучения правопотребности, изучение общественного мнения.

2. Подготовка  проекта нормативно-правового акта.

3. Правотворческий  процесс, охватывающий властную  деятельность компетентных субъектов  от внесения проекта нормативно-правового  акта до обнародования и вступления данного акта в силу.

 

_____________________________

12 Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории государства и права./ В. С. Нерсесянц-М., 2002. - С. 262.

13 Нерсесянц В.С. Указ соч. 2011- С. 270.

 

 

 

          В процесс правотворчества не следует включать организационные действия, содействующие непосредственной правовой работе над нормативным актом. В частности к правотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и т.д.

Законотворчество  и правотворчество являются отнюдь не синонимами. Если правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию  нормативных актов, совершаемая компетентными органами, то законотворчество деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов.14

2 Правоприменительная  деятельность

Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь. Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права.

Информация о работе Формы и методы осуществления функций государства