Формы и источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдается своего рода проникновение и частичное смешение двух правовых систем.
Исходя из вышесказанного, основная задача работы выявить основные источники права в Российской Федерации, и для сравнения, в странах англосаксонской системы права. Тема курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, так как по источнику права судят и о самом явлении.

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………………3 1. Понятие формы (источника) права…………………………………………..5
2. Виды форм (источников) права:
2.1. Правовой обычай……………………………………………………………8
2.2. Юридический прецедент…………………………………………………..11
2.3. Нормативно-правовой акт…………………………………………………15
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………..18
4. Законы и подзаконные акты………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая ТГИП.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

По общему правилу законы и другие нормативные  акты обратной силы не имеют.  Это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен.

Действие нормативных  актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся земная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.

Действие  некоторых нормативно-правовых актов  может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается гражданского, коммерческого и финансового права.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Согласно статьи 15 Конституции РФ в случае «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на всех граждан данного государства, государственных органов, определенных категорий лиц, а также лиц без гражданства и иностранных граждан.  

Таким образом, я могу сделать вывод, что  нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

1) нормативные акты  позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни, поскольку могут быть относительно быстро изданы, в любом объёме изменены, а то и отменены;

2) нормативные акты  исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить. Поэтому они способны направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;

3) нормативные акты  позволяют точно и определенно  фиксировать содержание правовых  норм, поскольку они являются  письменным источником права.  Это обеспечивает надлежащую  определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества;

4) в нормативном акте  правовые нормы выражаются общим,  но достаточно определенным способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Законы и подзаконные акты.

Рассмотрим подробнее  важнейшие по юридической силе нормативно-правовые акты: законы и подзаконные акты.

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы классифицируются в порядке убывания юридической силы на:

           1) Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определенную форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

         2) Федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (Федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме);

        3) Федеральные законы – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

4) Законы субъектов  Федерации издаются их правительственными  органами и распространяются  на соответствующей территории.

Подзаконные акты по отношению  к законам обладают меньшей юридической  силой и принимаются в точном соответствии с законами. Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя постановления Государственной Думы, Указы Президента, Акты палат законодательного собрания, Акты Правительства, Акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты. К локальным нормативно-правовым актам относят правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения.

Несмотря на кажущиеся различия, существуют объективные средства поддержания установленных соотношений между Конституцией, законами и подзаконными актами:   

     а) признание в правовой системе верховенства Конституции и ее высшей юридической силы;

    б) установление верховенства закона над всеми подзаконными актами;

    в) обеспечение функционально-правовой зависимости, когда решение взаимосвязанных задач объективно влечет за собой цепь правовых актов;

    г) установление юридической силы каждого акта по сравнению с другими актами;

    д) определение сферы действия каждого акта и точек его сопряжения с другими актами.

    е) мера и виды отсылок к другим актам.

Если  государство  законодательствует  активно  и   основным  источником  права  являются  нормативно-правовые  акты  органов  власти  и  управления, в  незначительной  степени  признается  или  совсем  не  признается  в  качестве  источника  права  правовой  прецедент, то  объективное  право  как  бы  предшествует  субъективному, что характерно для романо-германской правовой семьи. Устанавливаются   общие  правовые  нормы, в  соответствии  с  ними, на  их  основе  возникают  правоотношения, то есть   требования  правовой  нормы  индивидуализируются, конкретизируются, применительно  к  фактической  ситуации  в  форме  субъективных  прав  и  юридических  обязанностей  сторон.

 

 

Заключение.

Таким образом, источник права есть внешняя форма  правовой нормы. Норма права не существует и не может существовать вне источника права. Причем только в определенной форме норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия.

В курсовой работе были рассмотрены  следующие основные источники права: правовой обычай, юридический прецедент и нормативно-правовой акт.  Более подробно были рассмотрены нормативно-правовой акт и закон.

В зависимости от принадлежности государства к определенной правовой семье варьирует и круг источников права. В настоящее время в различных современных государствах  англосаксонской правовой семьи (Англия, США, Индия) решающее  место среди источников  права занимает  судебная  практика - прецедентное  право.  Признание прецедента источником права даёт возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. В странах романо-германской и примыкающих к ней систем права судебные решения не рассматриваются как фиксация норм права, кроме чрезвычайных случаев их применения.  

В России судебный прецедент не прижился, хотя, на мой взгляд, имея силу и значимость для судов, прецедент значительно облегчил бы работу судей и сэкономил их время. Хотя, с другой стороны, судебный прецедент имеет и негативную сторону, а именно: общественная жизнь многогранна и в силу этого прецедентное право не всегда будет поспевать за ее динамикой.

Однако если  государство  законодательствует  активно  и   основным  источником  права  являются  нормативно-правовые  акты  органов  власти  и  управления, то устанавливаются   общие  правовые  нормы, в  соответствии  с  ними, на  их  основе  возникают  правоотношения, то есть требования  правовой  нормы  индивидуализируются, конкретизируются, применительно  к  фактической  ситуации  в  форме  субъективных  прав  и  юридических  обязанностей  сторон. В этом случае нормативно-правовой акт выступает основным источником права и имеет ряд преимуществ: во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо больше  координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов; во-вторых, в том, что благодаря традиционно сложившимся правилам изложения содержания нормативно-правового акта, он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; в-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия источников права играет важную роль для упорядочения процессов правотворчества и  правоприменения, для создания и  поддержания режима законности и конституционности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (ст.15).

2.  Гражданский кодекс  РФ по состоянию на 1 февраля  2012г. (ст.5).

3. Федеральный закон от 14 июня 1994г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Червоннюк В.И. «Теория государства и права», издательство «Инфра-М», 2006г.

6. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права», издательство «ЮристЪ»,   2000г.

7. Малько А.В. , Матузов Н.И. «Теория государства и права», издательство «ЮристЪ»,   2004г.

8. Информационно-правовая система «Гарант», http://www.garant.ru/doc. 

9. Федеральный правовой портал, http://law.edu.ru/book/book.asp.

10. Юридическая литература, http://www.internet-law.ru/info/teoria.html

 

 

                                                                                                                          




Информация о работе Формы и источники права