Формы и источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдается своего рода проникновение и частичное смешение двух правовых систем.
Исходя из вышесказанного, основная задача работы выявить основные источники права в Российской Федерации, и для сравнения, в странах англосаксонской системы права. Тема курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, так как по источнику права судят и о самом явлении.

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………………3 1. Понятие формы (источника) права…………………………………………..5
2. Виды форм (источников) права:
2.1. Правовой обычай……………………………………………………………8
2.2. Юридический прецедент…………………………………………………..11
2.3. Нормативно-правовой акт…………………………………………………15
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………..18
4. Законы и подзаконные акты………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая ТГИП.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Кроме того, положение  суда усугубляется еще тем, что законодательство, которое складывается постепенно, содержит законы, регулирующие одни и      те же общественные отношения, но противоречащие друг другу целиком или какими-то нормами. Вот тогда-то и возникает необходимость восполнить правовую систему, создать правило, которое годилось бы для решения конкретного и аналогичных споров, рассмотрения дел.

Суд во многих странах применяет общие начала, аналогии права или закона, восполняя тем самым законодательство. Из ряда однородных решений по поводу однородных случаев, по мере того, как эти решения приобретали характер образца, примера, получали обязательную силу, становились своеобразным судебным обычаем, возникала такая форма права как юридический прецедент.

Существует два вида прецедентов: судебный (например, решения, принимаемые по гражданским и уголовным делам) и административный (например, решения, принимаемые административными органами или административными судами). 

Разбор и обжалование  споров в административном порядке в зависимости от страны и от характера дела доверены или обычным судам, или специальным (административным) судам, или несудебным органам. Практика этих специальных судов или несудебных органов может быть очень близкой к практике обычных судов, но может и значительно расходиться с ней. Это связано с тем фактом, что административное право появилось недавно и ни в одной стране еще до сих пор не достигло той степени зрелости и стабильности, которая позволила бы его кодифицировать.

Юридический прецедент обладает следующими достоинствами:

1) прецедент – это  результат логики и здравого  смысла, использование которых приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2) прецедент обладает  большой убедительностью, поскольку  аргументы в пользу принятого  решения сопровождаются большим  количеством доказательств;

3) прецедент характеризуется большим динамизмом, чем нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Несмотря на все достоинства, юридический прецедент обладает рядом недостатков:

1) прецедент не имеет  того авторитета, и обязательности, которая присуща нормативному акту;

2) прецедент допускает  возможность произвола;

3) объем действия прецедента  не определен.

Судебная практика отказывается создавать правовые нормы, так как  это, по мнению судей, дело законодателя и правительственных  властей, уполномоченных на то законодателем. Можно ли все же полагать, что, судьи создают правовые нормы? Во всяком случае, между нормами, выработанными судебной практикой, и нормами, установленными законодателем, существует два важных различия.

Во-первых, судебная практика действует в рамках, установленных для права законодателем, тогда как деятельность самого законодателя состоит именно в установлении этих рамок. Во-вторых, правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные нормы. Она достаточно непрочна, ее можно в любой момент отбросить или изменить в связи с рассмотрением нового дела.

Если в новом деле судьи применяют норму, которую  они уже применяли ранее, то это  делается не потому, что она приобрела  обязательный характер. Поворот в судебной практике всегда возможен, и судьи не обязаны его обосновывать. Этот поворот не посягает на рамки права и не угрожает принципам права. Норма, созданная судебной практикой, существует и применяется лишь в той мере, в какой судья считают ее хорошей.  

 

Примером фактического применения судебного прецедента в  России могут служить решения  Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ или признания  положений Законов противоречащими  Конституции РФ.   Например, по решению Конституционного Суда РФ  от 29.03.2011 года положения статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», были признаны не соответствующими Конституции РФ, допускающие без принятия регионального закона о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями и предоставления финансовых ресурсов возложение на городские округа обязанности компенсировать потери теплоснабжающих организаций, возникшие в результате решений органов государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, судебный прецедент не имеет однозначного решения, зависит от правовой системы, этапов правового развития того или иного общества, традиций и тенденций. Несмотря на это, исторически и теоретически становится несомненным, что судебный прецедент действительно являлся и является основной формой права в странах англосаксонской правовой семьи. 

В  этом  случае  утверждение  субъективного  права  с  помощью  индивидуальных  государственных  актов  часто  идет  впереди  формирования  общих  правовых  норм. Судьи  решают  дела  путем  вынесения  по  ним  конкретно-индивидуальных  актов  признания  прав, а  тем  самым - правоотношений  персонального  характера. На  этой  основе  создается  единообразная  судебная  практика, порождающая  общую  норму, которая  или  фиксируется  высшим  судебным  органом, или  включается  в  законодательство. 

 

 

 

2.3. Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, изданный компетентными органами государства, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.     

Это самый распространенный вид источника современного права, который содержит нормы, установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Все нормативно-правовые акты являются государственными актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. С нарушением предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление юридической ответственности. 

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией и изданными на ее основе специальными законами, положениями о государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Нормативно-правовой акт  всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан. Также нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру. Его текст разделен на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания.   

Такое строение нормативно-правового акта служит последовательному и четкому изложению правового материала и удобству пользования им. Подобное строение акта реализует формальную определенность права.

 

 

Нормативные акты соответствуют  ряду обязательных требований:

1. Чтобы иметь большую  регулирующую силу, нормативные акты должны отражать объективную реальность. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы не найдут применения на практике.

2. Нормативные акты  должны иметь определенную структуру, а не представлять набор нормативных положений.

3. Нормативные акты  должны быть доступными для понимания гражданами, то есть излагаться простым, ясным языком и соответствовать законам формальной логики, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Рассмотрим классификацию  нормативно-правовых актов по наиболее важным критериям, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов.    

Классификация нормативно-правовых актов по:

а) набору предписаний: 

1) устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера, рассчитанные на многократное применение;

2) акты применения  права, индивидуальные акты, рассчитанные  на однократное действие, «привязанные» к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени;

3) смешанные акты, когда  в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.  

 

б) особенностям правового  положения субъекта правотворчества:

1) нормативно-правовые  акты государственных органов;

2) нормативно-правовые  акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ);

3) нормативно-правовые акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

4) нормативно-правовые  акты, принятые на референдуме.

 

в) юридической силе:

1) законы (законодательные  акты);

2) подзаконные акты.

Юридическая сила указывает на место  акта, его значение, его верховенство или подчиненность; зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.

 

г) сфере действия:

1) общефедеральные;

2) нормативно-правовые  акты субъектов федерации;

3) нормативно-правовые  акты органов местного самоуправления;

4) локальные нормативно-правовые  акты.

 

д) сроку действия:

1) неопределенно-длительного  действия;

2) временные. 

Для того чтобы, представить  полную интерпретацию нормативно-правовых актов, рассмотрим их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.  

 

 

 

3. Действие нормативно-правовых актов во 

 времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других актов.  Например, в России действует Федеральный закон от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях, а также в определенных газетах. Названные акты публикуются в установленный в законе срок после их принятия. Официальные издания имеют и другие государственные органы.  

Все акты нормативного характера  вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие. В России — на всей территории по истечении десяти дней. Часто принимаются специальные постановления о введении акта в действие. В них могут содержаться поручения правительству о разработке подзаконных актов, о приведении в соответствие с законом всех других актов. Также могут приводиться перечни актов, которые утрачивают силу; даваться указания о судьбе отношений, сложившихся до вступления вновь принятого акта в силу; определяться круг субъектов, уполномоченных совершать сделки на основе принятого акта.   

Акты, не имеющие общего значения, могут быть направлены соответствующим органам и организациям для доведения до сведения всех учреждений и лиц, на которых распространяется их действие. Эти акты вступают в силу с момента получения их государственными органами и общественными организациями, если не установлен иной срок введения их в действие.

Постановления и распоряжения правительства приобретают силу с того срока, который в них указан. Если же такое указание отсутствует, то с момента их принятия. Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или по получении адресатами. Решения по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями вступают в силу с момента их опубликования или оповещения населения по радио, телевидению.

Важное значение имеют не только сроки, но и способы «вступления в силу» или «введения в действие» нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории (страны, субъекта федерации, округа). Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловленная невозможностью одновременного обнародования принимаемых нормативно-правовых актов. Что объяснялось отсутствием современных средств связи.

Существуют три способа  прекращения действия нормативных актов во времени:

а)указание срока, в течение которого акт будет действовать;

б)отмена данного акта;

в)замена данного акта другим, регулирующим фактически те же вопросы.

При замене данного акта другим, регулирующим фактически те же вопросы, перечни актов, утративших силу, не составляются или составляются с опозданием. Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения. Иногда отмененные акты продолжают регулировать существующие отношения, так как необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым законодательством. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это обратная сила закона. Обратная сила придается закону только законодателем.

Информация о работе Формы и источники права