Федерализм. Становление федерализма в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Президентская власть пытается осуществить централизацию. В этом смысле является создание семи федеральных округов, которые связаны с правами субъектов федерации и неизбежной девальвацией их значения. Создание федеральных округов отражает только интерес власть, но не государства и не интерес общества. Исходя из вышеперечисленного, целью данной работы является рассмотрение состояния современного этапа федерализма в Российской Федерации. Для достижения цели стоят задачи:
Выявить сущность федерализма и его особенности в России;
Исследовать пути и перспективы совершенствования федерализма в России;
Рассмотреть реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время.

Оглавление

Введение................................................................................................................3
Сущность федерализма и его особенности в России 5
Пути и перспективы совершенствования федерализма в России..................10
Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время.......13
Заключение.............................................................................................................19
Список литературы................................................................................................. 20

Файлы: 1 файл

1.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

14

 

 

Что же касается взаимоотношений федеральных и региональных властей, то закон не предусматривал процедуру федерального вмешательства и ответственность региональных органов власти за свои действия. Иными словами, закон от 06.10.1999 г. — свидетельство того, что ко времени завершения ельцинского периода центр практически исчерпал возможности влияния на положение в регионах. Подобное положение призван был исправить федеральный закон от 19 июля. Закон предусматривает:

  • ответственность органов государственной власти субъектов федерации за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства;
  • возможность роспуска регионального законодательного органа Президентом РФ (при условии одобрения со стороны Государственной думы);
  • отрешение от должности главы исполнительной власти субъекта РФ указом Президента в случае издания главой исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и федеральному законодательству;
  • временное устранение Президентом РФ главы региональной исполнительной власти от должности в случае мотивированного представления Генерального прокурора РФ (т. е. предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). [6.стр.21]

Как видно, данный закон закрывает пробелы предыдущего. Действительно, трудно отрицать необходимость появления института вмешательства со стороны федеральных властей. Подобный закон (как и указ о федеральных округах) резко усиливает присутствие федерального центра в регионах и понижает статус губернаторов, изменяя тем самым всю логику предшествующего периода развития федеративных отношений. В то же время проявление политической воли Президента было необходимо для того, чтобы препятствовать дальнейшей консолидации авторитарных региональных политических режимов, которые слабость институтов гражданского общества делала практически неуязвимыми.

В) Реформа Совета Федерации

Совет Федерации, верхняя палата российского парламента, — крайне важный институт в системе федеративных отношений, поскольку он представляет интересы регионов на федеральном властном уровне. В ходе короткой истории существования принцип формирования этого института уже в третий раз подвергся изменениям. Так, в 1993 году депутаты Совета Федерации были напрямую избраны населением, в 1995 году после долгих дебатов порядок был изменен, и главы исполнительной и законодательной власти каждого субъекта федерации заняли депутатские кресла по должности, без выборов. Наконец, в июле 2000 года принимается федеральный закон, согласно которому в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации — по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ. При этом представитель от законода-

15

 

тельной ветви власти избирается из числа депутатов региональной легислатуры, а представитель от исполнительной ветви власти назначается главой исполнительной власти

региона (назначение вступает в силу в случае, если две трети депутатов региональной легислатуры не проголосуют против этой кандидатуры). Изменение порядка формирования этого института представляется контрпродуктивным. Во-первых, налицо несоответствие Совета Федерации по политическому весу его депутатов конституционным полномочиям этого органа. Реформа нанесла ощутимый вред авторитету не только Совета Федерации, но и российского парламента в целом. Во-вторых,

изменилась природа Совета Федерации, депутатами которого ныне являются «наемные служащие», в большинстве своем не связанные с регионами, которые они представляют.

Г) Гармонизация законодательства

Этот элемент административной реформы не проводится специальным федеральным законом или указом Президента, однако уже обсуждавшиеся новые федеральные законы относительно местного самоуправления и общих принципов организации государственной власти в субъектах федерации содержат положения, согласно которым уже принятые региональные правовые акты, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, должны быть приведены в соответствие с этими документами, а нормативные акты органов местного самоуправления, соответственно, должны быть приведены в соответствие с федеральным и региональным законодательством. Для этой цели оба закона устанавливали один срок — шесть месяцев. Проблема противоречий в законодательстве разных уровней не нова, она активно обсуждается уже ряд лет. Подобные противоречия стали считать одной из характеристик российского федерализма.

Масштаб противоречий действительно чрезвычайно велик, так что проявление политической воли Президента на этом направлении выглядело вполне оправданным. Однако этот процесс шел крайне неравномерно, некоторые регионы (среди них Москва) активно сопротивлялись административному давлению центра. В целом реформа преследовала цель ослабления региональных элит и концентрации

ресурсов (административных и финансовых) в руках федеральной бюрократии. Но это только часть задачи. Другая ее часть такова: федеральная бюрократия должна была стать тем локомотивом, который обеспечит экономический рост любой ценой. Так что ельцинский федерализм пал жертвой цели достижения экономического роста, и административную реформу Президента Путина следует рассматривать не саму по себе, но в первую очередь как средство создания рамочных условий для обеспечения роста экономики. Равнодушная реакция общества на трансформации такого рода

16

 

Начало процессов объединения относится к концу 2003 года. С тех пор объединительные референдумы прошли целом ряде субъектов РФ. 7 декабря 2003 года за объединение в Пермский край проголосовали жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Вслед за Прикамьем процесс объединения российских регионов получил развитие в Сибири и на Дальнем Востоке. 17 апреля 2005 года состоялся референдум по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов. 23 октября 2005 года — Камчатской области и Корякского округа, 16 апреля 2006 года — Иркутской области и Усть-Ордынского округа. В марте 2007 года состоялся референдум об объединении Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области. В декабре 2007 года одновременно с думскими выборами прошел референдум в Республике Алтай и Алтайском крае, в марте 2008 года одновременно с выборами Президента — Ненецкого округа с Архангельской областью. [5.стр. 21]

Фактически на сегодняшний момент процесс объединения идет в рамках пяти проектов. При этом юридически образование Пермского края и нового Красноярского края завершилось 31 января 2007 года и 31 декабря 2007 года соответственно, Камчатского края — 31 декабря 2008 года. Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» подписан 30 декабря 2006 года. Создание Иркутского края завершается. Активно действуют Читинская область и Агинский Бурятский округ. Предполагается, что после завершения объединений общее количество субъектов Российской Федерации станет равным 81 — и Россия сохранит свое беспрецедентное лидерство по количеству субъектов среди федераций мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Заключение

Россия проходит нелегкий путь становления федеративной государственности через многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны. Потребуется сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили равные права. Еще рано готовить о фактическом равенстве субъектов Федерации, так как прежде всего не завершено формирование соответствующей вертикали исполнительной власти.

В итоге федерализм представляет собой универсальный инструмент организации государства, который отвечает как критериям целостности и единства, так и широкой самостоятельности субъектов Федерации, федерализм для России это оптимальная, наиболее отвечающая размером, сложному региональному и многонациональному составу страны, форма государственного устройства. Это более современное политическое средство урегулирования, децентрализации государственной власти и широкого демократического участия народных масс в построении могущественной державы.

В общественном сознании федерализм по-прежнему остается однородной и статичной системой, а основные различия в устройстве федеративных государств сводятся к их федеративному или конфедеративному характеру. Под напором сегодняшних проблем на второй план отходит такая черта современного федерализма, как его многообразие. Федерация может объединять как равноправных субъектов, так и политико-территориальные единицы, различающиеся по своему статусу, размеру, экономическому потенциалу.

О тенденциях развития федерализма в сегодняшнем мире существуют разные, зачастую противоположные мнения. Федерализм рассматривают и как шаг к объединению государственных образований, и как предпосылку формирования государства с сильной центральной властью. В то же время подчеркивается двойственность данного процесса: федерализм определяется и как течение к централизации, и как результат «дезинтеграционных процессов в централизованном государстве, теряющем контроль над частью своей территории».

Указ Президента Российской Федерации по созданию федеральных округов можно рассматривать как одно из решений проблем реформирования РФ. В общественном мнении он воспринимается как важный шаг в направлении преодоления существующих конституционно-правовых противоречий на федеральном уровне и в субъектах Федерации. В процессе осуществляемых преобразований создаются предпосылки для последующего решения стратегической задачи постепенного перехода к новому административно-территориальному устройству государства, усиления роли федеральной власти в сфере вертикального управления и оптимизации федеральных отноше-

 

19


Информация о работе Федерализм. Становление федерализма в современной России