Федерализм. Становление федерализма в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Президентская власть пытается осуществить централизацию. В этом смысле является создание семи федеральных округов, которые связаны с правами субъектов федерации и неизбежной девальвацией их значения. Создание федеральных округов отражает только интерес власть, но не государства и не интерес общества. Исходя из вышеперечисленного, целью данной работы является рассмотрение состояния современного этапа федерализма в Российской Федерации. Для достижения цели стоят задачи:
Выявить сущность федерализма и его особенности в России;
Исследовать пути и перспективы совершенствования федерализма в России;
Рассмотреть реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время.

Оглавление

Введение................................................................................................................3
Сущность федерализма и его особенности в России 5
Пути и перспективы совершенствования федерализма в России..................10
Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время.......13
Заключение.............................................................................................................19
Список литературы................................................................................................. 20

Файлы: 1 файл

1.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Российский государственный торгово-экономический университет

Саратовский институт (филиал)

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Реферат по политологии

Тема:

Федерализм. Становление федерализма в современной России.

Выполнил: студент

Курс 2

Факультет: торгово-экономический 
Специальность: Экономика предприятий и организаций 
Фамилия Сычёв

Имя Илья

Отчество Викторович

Преподаватель: Доцент, кандидат политических наук Бирюлина Т.В.

Саратов 2014г.

Содержание:

Введение................................................................................................................3

  1. Сущность федерализма и его особенности в России 5
  2. Пути и перспективы совершенствования федерализма в России..................10
  3. Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время.......13

Заключение.............................................................................................................19

Список литературы................................................................................................. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В политической истории России явно прослеживались две линии развития -федеративная и унитарная. Идею устройства России на федеративных началах высказывали ученые и политики в разные периоды российской истории. Уже в XVI в. Ю. Крижанич проповедовал идею славянской федерации. Среди сторонников федерализма были С. Корф, А. Щапов, А. Сперанский, Н. Новосильцев и многие другие.

Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений изучения феномена власти в обществе.

Успех федерализма кроется в его способности служить средством разрешения самых сложных задач государственного строительства, межгосударственного мироустройства; «организации местной власти на началах разграничения предметов ведения и полномочий, субсидиарности, широкого самоуправления».

Россия в начале XXI века переживает сложный период в экономическом и политическом развитии. Страна решает ряд социально-политических и экономических проблем, которые охватывают аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы исследования.

Федерация обладает своеобразными чертами, что отражает специфику исторического развития, культуры народа, общества и т.д. Но при всех особенностях существуют признаки, общие для федерации.

Наша страна обладает основными признаками федеративного государства. В ней федеративные структуры имеют ряд особенностей, превращающих российский федерализм в весьма специфическое явление.

Президентская власть пытается осуществить централизацию. В этом смысле является создание семи федеральных округов, которые связаны с правами субъектов федерации и неизбежной девальвацией их значения. Создание федеральных округов отражает только интерес власть, но не государства и не интерес общества. Исходя из вышеперечисленного, целью данной работы является рассмотрение состояния современного этапа федерализма в Российской Федерации. Для достижения цели стоят задачи:

  1. Выявить сущность федерализма и его особенности в России;
  2. Исследовать пути и перспективы совершенствования федерализма в России;
  3. Рассмотреть реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время             

                                              

 

Сущность федерализма и его особенности в России

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей . [4. Стр.21]

Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare - объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.

Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация — это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования - субъекты федерации; федерализм же - это проявление установленных федеративных отношений; это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты.

Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм - динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма - не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.

Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения, сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.

В настоящее время в правовой литературе существует множество представлений о том, что такое федерация и федерализм. В узком смысле федерализм обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти, то есть её функционирование по всей вертикали между федеральным центром и субъектами Федерации. В широком смысле - это сочетание самоуправления и долевого направления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации.

Федерация - это форма государственного устройства, предполагающее образование единого государства из нескольких государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Понятие "федерализм" шире и сложнее понятия "федерация" поскольку включает в себя не только теорию федеративного государства, но и принципы политической организации, которые позволяют объединить независимые государства под руководством центрального правительства, оставляя за каждым из них определенную долю прав.[10.стр 21.]

В современных условиях федерализм рассматривают в большей степени как принцип связи частей и целого в территориально-политическом устройстве государства, а также как политико-правовую идею достижения компромисса между общегосударственными и местными интересами. Важнейшие цели федеративного государства: Федерации создаются для согласования и обеспечения единства и разнообразия интересов отдельных регионов.

 

Федерализм является средством демократизации, так как позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти. Существует пять исходных принципов федерализма: 1) запрет на сецессию, то есть на отделение субъекта от Федерации, что гарантирует государству территориальную целостность: 2) запрет не одностороннее изменение статуса субъекта Федерации, так как иначе это задевает интересы других субъектов: 3) свободное передвижение людей, товаров и т.п. по всей Федерации, то есть внутренние границы не должны превращаться в государственные: 4) верховенство федерального законодательства: 5) единство основ государственного строя.

В мировой политологической литературе можно встретить ряд не совпадающих между собой точек зрения на причины, ведущие к образованию федераций. Так, рассматривая федеративное устройство как результат своего рода сделки между федеральной властью и субъектами федерации, Уильям Райкер выделил два обстоятельства, побуждающих стороны заключить такую сделку.

Первое - желание политиков увеличить территорию как сферу своего влияния с тем, чтобы либо ответить на внешнюю военную или дипломатическую угрозу, либо подготовиться к военной или дипломатической агрессии и расширению границ государства.

Это, по мнению автора, имеет место тогда, когда желание расшириться есть, но возможности покорить другие народы и территории отсутствуют. Тогда предлагаются определенные уступки руководителям тех территориальных образований, которые становятся составными частями нового федеративного образования, что и составляет сущность сделки. По предположению тех, кто предлагает такую сделку, федерализм является единственным осуществимым средством достижения желаемого расширения границ без использования силы.

Более широкую и более точную картину факторов, стимулирующих образование федераций, представил И. Душасек. По его мнению, в основе создания федеративных государств лежали защита от внешних давлений, более благоприятные возможности обеспечения внутренней безопасности и стабильности на всей территории страны в интересах всех граждан, экономические выгоды от более широких рынков и скоординированного планирования, сохранение широко разделяемых ценностей относительно федерации и национального единства. В этом перечне указаны главные причины, создания ныне здравствующих федеративных государств, и цели, к достижению которых стремились участники этих политических процессов. Однако нельзя полностью исключать военно-политические причины образования федеративных государств.

Тезис о наличии «федеративной природы» в России широко распространен. Однако из истории нашего государства вовсе не следует наличие у него некой «федеративной природы». Московское царство, а за ним и Петербургская империя формировались не путем объединения равностатусных земель, а через присоединение (добровольное или насильственное) окраинных земель к ранее сложившемуся государственному ядру, причем присоединяющиеся территории в большинстве случаев теряли при этом все атрибуты государственности.

Советское государство было федерацией только по некоторым формальным признакам (наличие квазигосударственных институтов в территориях, двухпалатный парламент с особыми нормами представительства национальных республик и т.д.). Но реально оно характеризовалось предельно высоким уровнем централизации властных полномочий и жесткой иерархической структурой управления. Элементы действительной автономии и самобытности возникали в основном явочным порядком, существовали неявным для Москвы образом и периодически осуждались как проявление «местничества».

В природе России нет ничего такого, что фатально предопределяет выбор в пользу федерализма. Федерализм для России - рациональный выбор, продиктованный совершенно реальными вещами - необходимостью приближения власти к гражданину в процессе общей демократизации, требованиями рационализации и внутренней дифференциации управляющих систем по мере усложнения систем, являющихся объектом управления и т.д. [2.стр 21.]

Федерализм в России не может сформироваться иначе, чем через длительный ряд сознательных, стратегически продуманных и организованных усилий государственной власти. Итак, федерализм стал в России действительной конституционной нормой лишь 12 декабря 1993 г., когда россияне на национальном референдуме одобрили текст своего нового Основного закона.

Россия, будучи империей, монархическим, унитарным, по сути, государством, имела в своем составе территориальные единицы, отличающиеся значительным своеобразием по своему политическому устройству и предоставленным им правам.

Царская власть шла на сохранение подобного своеобразия, руководствуясь соображениями целостности государства. Можно в качестве примера назвать такие составные части российской империи как Польша, Финляндия, Бесарабия, Бухара и т.д. В состав империи входили губернии, края, области, княжества, эмираты.

«Россия представляет в настоящее время, - писал в 1912 году А. С. Ященко, -единую и нераздельную Империю. Но в прошлой истории постепенного образования государственного строя России неоднократно возникали политические формы, которые, если и не были федеративными в собственном смысле, то, во всяком случае, заключали в себе некоторые элементы федеративности (автономии и самоуправления, основанных на некотором соглашении); таково было последовательно положение во Всероссийском Государстве: Малороссии, Прибалтийского края, губерний от Польши присоединенных, Бесарабии, Царства Польского, Великого Княжества Финляндского; все они лишь мало-помалу потеряли (за исключением Финляндии) свою автономию».

Информация о работе Федерализм. Становление федерализма в современной России