Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа
С Как известно правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность, как для человека, так и для государства.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………………………………………………………...5
Основные права и свободы человека и гражданина РФ………………..5
Конституционные обязанности граждан РФ……………………………10
Гарантии осуществления и защиты прав и свобод……………………..12
Глава II. Юридический механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека. Единство прав и обязанностей личности……………....15
2.1. Защита конституционных прав и свобод граждан в РФ………………….15
2.2. Органы, участвующие в реализации юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина………………………………………..20
2.3. Единство прав и обязанностей личности………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………....34
Список литературы………………………………………………………………36
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена Федеральным Конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека" от 26 февраля 1997 г. в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод17. Уполномоченный не выносит судебных решений, это самостоятельный государственный орган, связанный с парламентом и назначаемый специально для рассмотрения жалоб граждан по поводу незаконных решений, принятых по их делам государственными органами или судебными инстанциями.
Кроме
федерального уполномоченного, в ряде
субъектов действуют и
В отличие от государственных механизмов, негосударственные механизмы создаются по инициативе граждан и их объединений. Это в первую очередь различные неправительственные, или некоммерческие организации. Первоначально термин "неправительственные организации" (НПО) применялся только по отношению к организациям и объединениям, действующим на международном уровне. С увеличением числа групп граждан, действующих по всему миру в столь различных областях, как права человека, проблемы развития, сохранения мира, окружающей среды, равенства и др., термин НПО приобрел более широкое значение. Термин стал обозначать национальные, региональные и международные организации, работающие по различным проблемам. Неправительственные организации непосредственно занимающиеся защитой прав и свобод человека - называют правозащитными. Именно они являются основным негосударственным внесудебным механизмом защиты прав человека.
Национальные и международные правозащитные НПО играют большую роль в деле защиты и продвижения прав и свобод человека, а также помогают предупреждать их нарушения. Они ведут работу по нескольким направлениям:
Правозащитные организации - это важная часть гражданского общества. Они способны оказать помощь, когда государственные органы не справляются со своими функциями или отказываются от их выполнения. Правозащитные организации пытаются заставить государство выполнять те обязательства в сфере прав человека, которое оно возложило на себя, и обеспечить эффективное функционирование механизмов защиты этих прав. Их деятельность позволяет предотвратить многие нарушения, способствует прозрачности и доступности органов власти, укреплению принципов законности и гуманизма в их работе. В своей деятельности правозащитные организации опираются на международные нормы и принципы прав человека, а также, на нормы Конституции и национального законодательства.
Во многих документах, от Декларации ООН "О правозащитниках" до ведомственных актов, таких как, Указание Генпрокуратуры Российской Федерации "Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями", признана и закреплена особая роль правозащитных организаций.
Создаются и новые механизмы защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации, сформированная в начале 2006 года, призвана обеспечить взаимодействие граждан с органами публичной власти, в том числе и в целях защиты прав человека. Реализуя свои полномочия, Общественная палата вправе проводить слушания по общественно важным проблемам, давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации, проводить экспертизу проектов законов. Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и не обязательны для тех государственных органов, которым они адресованы. Общественная палата не обладает правовыми возможностями влияния на государственные органы и может использовать лишь политические методы воздействия на власть.
Отдельно следует и роль органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти. Им могут быть делегированы отдельные полномочия в области защиты прав человека. Однако в соответствии с федеральным законодательством, это может быть сделано только при условии соответствующего финансирования. Однако, на практике, органы МСУ часто не получают должного финансирования, но тем не менее оказывают правовую помощь гражданам.
В России действует целый комплекс различных внесудебных механизмов, который на данный момент постоянно развивается. Внесудебные механизмы защиты прав человека не только дополняют судебные, но и способны самостоятельно защищать права человека и гражданина, и только при необходимости прибегая к судебной защите.
Подводя итог, следует отметить, что только тщательная проработка юридического механизма реализации конституционных гарантий прав, свобод и иных нематериальных благ способна обеспечить эффективную и всестороннюю защиту прав и свобод граждан.
Участие человека в жизни общества и государства, в каком бы социальном качестве он не выступал, подразумевает наличие у него прав и обязанностей, позволяющих ему сосуществовать с другими людьми. В этой связи важным представляется вопрос о единстве прав и обязанностей человека (личности). Единство прав и обязанностей личности вытекает из необходимости сбалансированного поведения личности в различных сферах ее жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных отношений и формально-юридического равенства индивидов.
Личность как общественное существо проявляет себя не только во взаимоотношениях с другими индивидами, но и социальными общностями (коллективами), обществом в целом и государством. Тем самым личность, имея собственный интерес, постоянно сталкивается с индивидуальными интересами других лиц, а также общественными и государственными интересами. В связи с этим практически невозможно избежать конфликта или противоборства индивидуальных, общественных или государственных интересов. Последнее обстоятельство можно объяснить разностью индивидуальных интересов личности, изменением их под воздействием времени, социального развития, общественного сознания и т.п. Разрешение противоречий, которые возникают между подобными интересами, как правило, возлагается на государство, играющее роль арбитра в согласовании индивидуальных и общественных интересов, в чем и состоит предназначение государственного интереса. Допустимый баланс реализации разноуровневых интересов определяется государством путем нормативно-правового регулирования, установления норм права, которые служат формальным государственно-правовым обеспечением единства интересов личности и общества. Удовлетворение интересов личности наряду с интересами общества достигается установлением законом субъективных прав и юридических обязанностей. Права, равно как и обязанности, являются способом юридической трансформации интересов общества и личности, неотъемлемым компонентом их правового общения.
В юридической науке субъективное право личности рассматривается как вид и мера возможного поведения лица, а субъективная обязанность – как вид и мера должного поведения лица. В том случае, если субъективные права и обязанности установлены конституцией, они выступают как конституционные права и обязанности. Иначе, конституционное право личности (человека и гражданина) представляет собой установленные нормами конституции вид и меру возможного поведения личности (человека и гражданина), а конституционная обязанность – установленные нормами конституции вид и меру должного поведения личности (человека и гражданина). Взятые в единстве,вид и мера возможного и должного в субъективном праве и юридической обязанности соответственно создают определенный объем правомерного поведения личности, признаваемого обществом и государством.
Такой объем желаемого поведения, закрепленный в конституции, свидетельствует о единстве прав и обязанностей личности как юридической форме выражения единства индивидуальных и общественных интересов.
Таким образом, сосуществование различных субъектов социальных отношений предполагает не только возможность личности осуществлять закрепленные за ней права, но и необходимость исполнять возложенные на нее обязанности. При этом выбор степени свободного поведения личности зависит от степени ответственности, которую она на себя принимает. Чем больше прав в своем качественном или количественном отношении получает личность, тем более серьезные и содержательные обязанности она должна на
себя возложить. Последние, в свою очередь, будут служить средством обеспечения ее прав, условием их реальности и эффективности. Другими словами, права личности обеспечиваются ее обязанностями, причем ровно в меру их выполнения. Тем самым, обязанности личности обусловлены существованием ее прав, подобно ответственности, которая обусловлена
существованием свободы.
Взятые в единстве права и обязанности представляют целостную систему. С позиции философской системалогии, целостность как атрибут сложных систем представляет собой следствие определенной взаимосвязи элементов, их особую внутреннюю соотносимость и соответствие. Целостность не полагает сведения к ее отдельным частям, хотя в целостности и проявляются общие черты и особенности отдельных частей, которые отражают, характеризуют ее, но не определяют сущность явления. Именно взятые в единстве права и обязанности определяют содержание, отражающее их сущность как целостного явления. В основе целостности субъективных прав и юридических обязанностей лежит объединяющее начало – особая связь и взаимообусловленность, их особое единство, но не тождество.
Согласно утверждению С.С. Алексеева, «перед нами яркое проявление диалектического закона единства противоположностей. Субъективное право и юридическая обязанность – такие противоположности, которые вне единства (правоотношения) существовать как социальные и юридические не могут». Взаимосвязь прав и обязанностей личности определяется тем, что личность имеет не только права, но и обязанности и, наоборот, не только обязанности, но и права. Обеспечение единства прав и обязанностей личности заключается в такой их взаимосвязи, при которой правам личности корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами,
сообществом людей или государством.
Положения,
обусловливающие взаимосвязь
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., равно как и Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах от 16 декабря 1966 г., также содержит указание на пределы и допустимые ограничения прав их носителя. В частности, в них
говорится о том, что каждый отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит.
Исходя из общих положений международных нормативно-правовых актов, государства закрепляют в своем законодательстве более конкретный перечень обязанностей применительно к определенным условиям и национальным интересам. Вместе с тем конституционно-правовые акты большинства современных государств не содержат широкого перечня конституционных обязанностей личности, в отличие от перечня ее прав. В частности, это обусловлено причинами принятия конституций в условиях демократических преобразований. Применительно к конституционным актам времен революций Нового времени, конституциям стран Восточной Европы и республик бывшего СССР это было связано с негативной реакцией на наличие многочисленных обязанностей в условиях антидемократических политических режимов. К примеру, в положениях Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 г.
наряду с провозглашенным правом личности одновременно указывалась корреспондирующая ему обязанность личности или определенные условия ограничения этого права.
Ныне действующая Конституция РФ закрепила своих положениях личные (ст. 19–28), политические (ст. 29–33), социально-экономические (ст. 34–42) и культурные (ст. 43–44) права и свободы человека и гражданина (личности), согласно общепринятому критерию деления субъективных прав по сферам жизнедеятельности личности (человека и гражданина). Однако если исходить из текста Конституции РФ, то в ней не обнаруживается прямого соответствия прав обязанностям личности. Исключением этому могут служить установленные Конституцией РФ равное право и обязанность родителей заботы о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38), право и обязанность получить основное общее образование (ч. 1 и 4 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям и обязанность беречь их (ч. 2 и 3 ст. 44), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В данном случае право одновременно выступает и как обязанность, что свидетельствует о непосредственной связи прав и обязанностей личности, обеспечивающей их единство. Однако единство прав и обязанностей личности не всегда обеспечивается прямым согласованием прав и обязанностей друг другу в той или иной сфере жизнедеятельности.