Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа
С Как известно правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность, как для человека, так и для государства.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………………………………………………………...5
Основные права и свободы человека и гражданина РФ………………..5
Конституционные обязанности граждан РФ……………………………10
Гарантии осуществления и защиты прав и свобод……………………..12
Глава II. Юридический механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека. Единство прав и обязанностей личности……………....15
2.1. Защита конституционных прав и свобод граждан в РФ………………….15
2.2. Органы, участвующие в реализации юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина………………………………………..20
2.3. Единство прав и обязанностей личности………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………....34
Список литературы………………………………………………………………36
Личные права человека –
Политические права и свободы
– отражают возможность
Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что Конституция 1993 года Российской Федерации привнесла много нового в эту сферу жизни – личность стала экономически активной. Положения об экономических и социальных правах и свободах человека, изложенные в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в основу статей Конституции РФ 1993 года. Помимо положений, регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не только и не столько правах, сколько о гарантиях.
Культурные права –
Особое место в системе прав
и свобод человека и
Следует отметить, что правам и свободам человека и гражданина в Конституции РФ, комментариях и специальной литературе уделяется большое внимание, однако этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются, тем не менее, роли обязанности в законодательстве РФ отводится достаточно большое значение. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании жизни российского общества.
Конституционные обязанности
Итак, выделим следующие обязанности, закрепленные за гражданами Конституцией РФ:
Правовой статус личности
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и так далее). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лица определенным статусом – рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого или свидетеля.
Обязанности фиксируются в
Конституционно-правовое
Вместе
с тем конституционное право
выполняет в закреплении
Из-за небольшого количества
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации – это раздел Конституции, который имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность – как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности. Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Представительная ветвь власти – Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года. «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»7. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.
«Президент Российской
Правительство РФ, местные органы
государственной власти также
призваны осуществлять эту
Защита прав и свобод человека
и гражданина – задача
Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, обжаловать действия нарушающие права в суд, обращаться в международные органы.
Завершая анализ прав свобод и обязанностей граждан РФ В Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что все же необходима работа по наполнению абстрактных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуется достаточно времени, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
Система
обеспечения конституционных
К причинам такого положения относятся как различные организационные формы государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод в разных регионах страны, так и темпы совершенствования продвижения вперед к конституционной модели устройства. Общим принципом деятельности для всей системы органов государственной власти является конституционное положение о признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, защита прав и свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении этой важнейшей функции государства необходимо также учитывать провозглашенные в ст. 5 Конституции РФ принципы единства системы государственной власти, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако создание подлинно единой системы органов государственной власти России, обеспечивающей охрану и защиту основных прав и свобод личности на надлежащем уровне, осуществляется весьма неравномерно в разных регионах, на разных уровнях, в разных ведомствах.
Особенность состояния важнейшего института демократии сегодня заключается в том, что задача государственных органов по обеспечению охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина неоправданно сужается или подменяется. Подчас в первоочередном порядке осуществляется охрана и защита прав чиновников государственного аппарата, а не всего населения, как это должно быть. В итоге оказались исчерпанными все ресурсы доверия граждан к государству. Массы отчуждаются от государственных структур. Как справедливо отмечает В.В.Лазарев, отчуждение государственных органов можно охарактеризовать, как неприятие идущих от общества ценностей жить по справедливости, поскольку последняя сплошь и рядом рушится, а также - идущих сверху - жить по закону, поскольку по нему живут все меньше и меньше. Это отчуждение в большой степени означает поклонение теневым ценностям9.
Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина России беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера10. Требуется не только провозглашение в конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права. Л.С.Явич писал, что право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях, и что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества11.