Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 01:18, курсовая работа
Важнейшее значение в теории государства и права придаётся классификации государств на определенные типы, объединяющие государства со сходными признаками на основании тех или иных факторов.
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства
Формационный подход к типологии государства.
1. Сущность формационного подхода. Понятие формации и её структура. Смена формаций………………………………………………………….
2. Типология государств по формационному подходу…………………...
3. Переходный тип государства…………………………………………….
4. Вывод: Преимущества и недостатки формационного подхода………………………………………………………..……………
ГЛАВА 2. Цивилизационный подход к типологии государства.
1. Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода и его отличие от формационного………………………………........................
2. Классификации государств по цивилизационному подходу…………..
3. Вывод: Преимущества и недостатки цивилизационного подхода…….
Заключение. Соотношение формационного и цивилизационного подходов
Что же касается цивилизационного подхода, то типология государств, предложенная им, получила больше примеров, на практике и в мировой истории. Сложность здесь составляет множественность критериев, по которым выделяют типы государств. Для примера, приведём ниже несколько классификаций типов государств по данному подходу.
Возьмем теорию «трёх стадий» (Арон, Белл, Ростоу). В соответствии с ней выделяются три стадии развития общества (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная), которым соответствуют, аналогичные типы государств. И действительно, в мировой истории выделяются все три вышеуказанных стадии, причём последняя из них (постиндустриальная) наступила совсем недавно (в последней четверти XX века).
Возьмём другую, наиболее популярную, теорию классификации государств цивилизационного подхода. В соответствии с ней все государства можно разделить на два типа: первичные (в которых верховная власть сливается с духовно-религиозным комплексом) и вторичные (в которых эти две организации существуют отдельно друг от друга). В мировой истории к первичным странам можно отнести страны Древнего Востока, а к вторичным европейские, североамериканские и др. Этой теории близка другая, делящая типы государств на восточные (те же первичные), западные (те же вторичные) и смешанные (к которым можно отнести Россию, Японию и др. страны). Однако здесь в качестве критерия лежит в основном путь возникновения государства (на востоке власть-собственность, на западе собственность-власть).
Таким образом, оба подхода имеют практические примеры. Однако каждый из них имеет и практические недостатки или недочёты.