Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в географию

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 12:22, творческая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – раскрыть актуальность открытий Ломоносова в географическом, экономическом и политическом аспекте для россиян XXI века.
Основными задачами являются:
раскрыть географические аспекты открытий;
раскрыть экономические аспекты открытий;
раскрыть политические аспекты открытий;

Файлы: 1 файл

Ломоносов.doc

— 1.64 Мб (Скачать)

Ломоносов разбирает все экспедиции, которые когда-либо проводились, и на основе этих данных выстраивает свой собственный проект прохода северным путём, основанный на глубоких познаниях, личном опыте северных мореплаваний и научных исследований. Ломоносов разрабатывает множество различных навигационных приборов, для плавания в разную погоду.

Ломоносов выдвигает попутно целый ряд научных гипотез, которые в большинстве своём впоследствии подтвердились. Некоторые только в ХХ веке. Так, например, он даёт объяснение образованию северного сияния. Описывая морские льды, Ломоносов впервые дает терминологию полярных льдов, различая три главных вида: сало, ледяные поля и айсберги. Он первый установил, что речные воды, вливающиеся в Северный Ледовитый океан, способствуют усиленному образованию льда в прибрежных районах. В указании что "чем мороз сильнее и далее действует, тем лед становится толще",   Ломоносов   впервые    формулирует    зависимость   толщины льда, от так называемого количества градусо-дней мороза, зависимость, которая впоследствии, главным образом на основании работ советских ученых, нашла себе математическое выражение. Подробно Ломоносов останавливается и на динамике льдов Северного Ледовитого океана, отмечая, что "к движению своему (льды) имеют две причины: первую — течение моря, вторую — ветры". Это положение и в настоящее время является основой всех исследований по вопросу о дрейфе льдов. Ломоносов с изумительной прозорливостью указал, что в открытой  части Северного Ледовитого океана дрейф льдов должен происходить в направлении с востока на запад. Правильность этого положения была впервые доказана дрейфами «Жанетты» в 1879—1881 годах и «Фрама» в 1893 – 1896 годах и позже подтверждена дрейфом «Седова» в   1937 – 1940 годах. Интересно указание Ломоносова на то, что глубоко сидящие льдины движутся преимущественно под влиянием течения, а более мелкие льдины — под влиянием ветра.   Справедливость этого положения была  доказана уже в текущем веке многочисленными наблюдениями над движением айсбергов и ледяных полей, поставленными Международной  ледовой службой  на    северо-западе    Атлантического океана.

По первоначальному мнению Ломоносова, наиболее лёгкий в ледовом отношении маршрут для экспедиции, которая тогда проектировалась, пролегал от северной оконечности Новой Земли на восток, вдали от сибирских берегов. Ломоносов был, таким образом, сторонником "высокоширотного варианта" Северного морского пути (как его называют теперь), который противопоставляется южному варианту, пролегающему вдоль побережья Северного Ледовитого океана (этим последним вариантом суда пользуются в настоящее время). Мысль о том, что в более высоких широтах льды легче проходимы, чем вблизи побережья Азии, была высказана впервые западноевропейским географом Планциусом, который и посоветовал голландскому мореплавателю Виллему Баренцу, направлявшемуся в 1594 году на поиски Северного морского пути, начать своё арктическое плавание от северной оконечности Новой Земли.

Интересно, что о "высокоширотном варианте" Северного морского пути упоминается и в одной старинной русской рукописи, относящейся к царствованию Алексея Михайловича и озаглавленной "Описание, чего ради невозможно от Архангельского города морем проходити в Китайское государство и оттоле к Восточной Индии". Здесь говорится: "Пишут же землеписатели, что буде кто не близ берега морем, но далеко в акиане плавати будет, может пройти в Китай».

Насколько среди ученых того времени был популярен "высокоширотный вариант" Северного морского пути, видно из того, что на карте, приложенной к известному сочинению "Собрание путешествий на север"  (издано  в Амстердаме  в 1731 году), изображен именно этот вариант.     Весьма обстоятельно Ломоносов разработал вопрос о снаряжении экспедиции. По его   мнению,   суда для этой экспедиции должны были быть "невелики, легки, крепки, поворотливы". Памятуя, что во времена Ломоносова не было ни ледоколов, ни вообще паровых судов, приходится согласиться, что указанные Ломоносовым качества судов действительно наиболее отвечали условиям полярного   плавания.   Доказательством   этого   могут служить плавания северо-западным проходом, по пути, пролегающему  из Баффинова залива на запад, вдоль американского материка, или среди проливов Канадского арктического архипелага. Этот путь был пройден всего только три раза, и каждый раз на маленьком, но крепком и поворотливом   судне.

Начальство над экспедицией Ломоносов считал нужным поручить "офицеру из флота, искусному, бывалому, особливо в Северном море". Кроме матросов, по мнению Ломоносова, в экспедиции должны были участвовать около десяти поморов промышленников, "особливо которые бывали в зимовках и заносах и привыкли терпеть стужу и нужду; притом и таких иметь, которые мастера ходить на лыжах, бывали на Новой Земле и лавливали зимою белых медведей".

В случае успешного Окончания экспедиции Ломоносов предлагал выдавать матросам жалованье в тройном размере до самой их смерти. Продовольствия должно было быть взято "по малой мере на три года, и чем больше, тем лучше". Не забыл Ломоносов и противоцынготные средства, известные в то время: сосновую водку, сосновые шишки, морошку.

В отличии от чиновников, Ломоносов главную задачу экспедиции видел в научных исследованиях Севера. Он предлагает целую программу научных работ, сам делает приборы для рекомендованных им исследований. Однако, не все его пожелания были выполнены. Многое посчитали излишним. Так, например, в экспедицию не включили художника, хотя Ломоносов считал, что будет важно зарисовать многое из того, что увидят мореплаватели.

Экспедиция, которая состоялась уже после смерти великого учёного потерпела неудачу. Дважды отважные мореплаватели пытались прорваться сквозь льды и дважды терпели фиаско. Впрочем, это ни в коей мере нельзя объяснить неудачностью проекта Ломоносова, просто технические средства тех времён не позволяли выполнить столь сложную задачу. Но и тот материал, который сумела собрать экспедиция, оказался весьма богатым и полезным.

Более поздние арктические экспедиции, завершившиеся успешным поиском сквозного Северо-Восточного морского прохода между Азией и Америкой, принесли подтверждение, что "заслуга Ломоносова в истории освоения Северного морского пути заключается не только в том, что он указал на возможность плавания по нему, что одно само по себе было немаловажным вкладом в науку, но и в том, что он впервые это научно обосновал и доказал".

Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии

В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека. 

Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. 
Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов страны. Развитие производительных сил на огромной территории России требовало познания экономического состояния ее отдельных районов, которые начинают складываться в это время, их природных ресурсов и условий. 
Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал «экономической географией». Родилась совершенно новая для того времени научная концепция. 
Сам термин «экономическая география», предложенный им, прочно вошел в научный обиход уже только в начале XX в. Термин этот, однако, М. В. Ломоносовым не был случайно обронен, а свидетельствовал о четких представлениях утверждаемой им новой отрасли географических знаний. Только имея в виду такую широту проблемы, можно раскрыть смысл и понять логику системы тех мер, которые Ломоносов пытался провести и частично проводил для пополнения имевшихся в Академии наук экономико-географических сведений о России. Из этих мер самой замечательной была попытка дать общее географическое описание России со значительным преобладанием экономико-географических сведений. 
Взяв на себя руководство географическим департаментом Академии наук в 1758 г., Ломоносов писал в записке о происхождении и деятельности географического департамента Академии наук: «...мне поручили между протчими и Географический департамент, которую должность приняв, немедленно приложил я крайнее попечение о издании нового, исправнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной Российской географии...» (2), — и не только физической, но и в большей степени экономической географии России. На это Ломоносов прямо указывает в «Представлении об организации географических экспедиций» (сентябрь 1760 г.): «...весьма не сомневаюсь, что через три года будем... иметь несравненно исправнейшей перед прежним Российской атлас в шестидесяти или семидесяти специальных картах, с отменными украшениями и с политическим и экономическим обстоятельным описанием всея Империи, выключая Сибирь, на которую еще сверх того два или три года употребить должно будет» (1).

Здесь Ломоносов говорит о своих планах создания географии России, одной из частей которой должен быть подробный, хорошо изданный атлас, а другой — географическое описание страны. В своей статье «М. В. Ломоносов как экономист и статистик» М. В. Птуха так пишет об этих планах: «...атлас, особенно в его первоначальной форме, до 1763 г., был только предлогом для борьбы, так сказать, знаменем географических идей Ломоносова, а отнюдь не единственной его задачей; он был только одной из главных частей общего плана. Великий ученый задумал достойное его дело, которое только ему и было по плечу, — создание полной географии России, главную часть которой должно было составить подробное статистико-экономическое описание страны» (2).

С географической точки зрения очень важна мысль, высказанная Ломоносовым в его критических замечаниях по поводу «Истории Российской империи при Петре Великом» Вольтера, о необходимости при описании нашей страны учитывать неодинаковое значение ее различных частей и обращать особое внимание на наиболее заселенные и экономически развитые центральные районы.

Задуманное самим Ломоносовым географическое описание России, как это видно из задач, которые он ставил перед проектируемыми экспедициями, а также из других его предприятий по сбору географических сведений, о чем будет сказано ниже, должно было охватить большой круг вопросов и содержать экономическое описание страны и хозяйственной деятельности населения в связи с природными условиями и на фоне общей характеристики разнообразной русской природы. Таким образом, им была задумана комплексная экономико-географическая работа, замечательная по глубине мысли и широте охвата явлений.

Для осуществления этой работы Ломоносов стал собирать географические сведения, рассылал по местам анкету с вопросами, которые при должном заполнении несомненно дали бы основной материал как для географического содержания карт атласа, так и для составления подробного экономико-географического описания России. В этом Ломоносов выступил как прямой продолжатель дела, начатого Татищевым, дела, которое должно было обеспечить составление полной географии России. Разосланная анкета содержала 30 вопросов. Из них часть вопросов целиком носила физико-географический характер. В них спрашивались различные сведения о строении берегов, гидрологическом режиме рек, о том, есть ли крупные возвышенности, «каких где больше зверей и птиц водится?» и т.п. Основными же в анкете являлись пункты, в которых спрашивались экономические сведения в связи с природными условиям». Здесь автора интересовало, на какой реке или озере расположен город и как он размещается на их берегах, какие имеются фабрики и заводы, на каких реках и в каком расстоянии от города они располагаются, где имеются оброчные рыбные ловли и какая рыба в них ловится, где есть усолья и т. п. Обращают внимание две особенности этой анкеты. Прежде всего ее комплексность — в анкете предусматривается сбор экономических, статистических, политических, физико-географических сведений. Самое интересное, что анкета требовала экономических сведений в связи с конкретной природной обстановкой местности. По замечанию Н. П. Никитина, «структура анкеты превращает ее в целую программу экономико-географического изучения нашей страны» (1).

Вторая особенность анкеты — отсутствие резкого разделения сведений по рубрикам. В статистических описаниях того времени такое разделение широко применялось. Вследствие этого отдельные категории сведений давались изолированно друг от друга. Ломоносова же явления интересовали в их взаимной связи и зависимости, что было значительным шагом вперед в методологическом отношении.

Ответы на анкету получались академией в течение почти 10 лет. Это затрудняло исправление карт атласа, задерживало их выпуск и не дало возможности Ломоносову приступить к составлению географии России. Однако материалы, собранные им, представляли большую ценность и сослужили хорошую службу делу распространения географических знаний о нашей родине.

Ответы на анкету Ломоносова по содержанию отличались ог сведений, собиравшихся его предшественниками, например Татищевым. Вместо скупых данных, характеризующих лишь небольшое количество отдельных явлений и создающих тем самым только отрывочное и ограниченное представление о данной местности или населенном пункте, к Ломоносову со всех концов России стекались довольно полные и разносторонние характеристики населенных пунктов. В большом количестве ответов на анкету среди экономических сведений выделялись главные, ведущие факторы, экономику можно было связать с природными условиями. Получаемые ответы обрабатывались в географическом департаменте, и к 1763 г., по словам самого Ломоносова, было «четыре тома ответов собрано и уже на половину государство имеет обстоятельную топографию» (2). 
На основании архивных данных В. Ф. Гнучева отмечает, «...что материалы, поступившие в ответ на запросы, брались на просмотр участниками экспедиций 1768—1774 гг. и были использованы ими в их трудах по описанию России» (1).

В 1771—1774 гг. собранные и обработанные в географическом департаменте ответы были частично изданы и стали известны более широкому кругу ученых, а также педагогам и общественным деятелям. Факт частичного издания ответов на анкету Ломоносова говорит об их научной ценности и значении.

Другой крупной работой Ломоносова по экономико-географическому изучению России было составление «Экономического лексикона российских продуктов», в котором должны были быть перечислены по алфавиту производившиеся в России продукты. К их названиям предлагалось «...приписывать места, где каждый продукт родился или производится с его количеством и добротою, на том ли самом месте исходит или для распродажи в другие городы развозится и каким путем; по чему продается; места упоминаемые поставить на картах, при том присовокупленных, в назначить в лексиконе градус и минуту долготы и широты для удобнейшего на карте сыскания» (2).

Информация о работе Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в географию